Дело № 2-3738/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2017 года
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего М.Ю. Овсянниковой
при секретаре А.В.Гулидовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации г.Барнаула о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском, указав, что является собственником и проживает в квартире по ....2 в ..... Заключением межведомственной комиссии жилой дом по .... признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени снос жилого дома и отселение проживающих в нем лиц не осуществлено. Указывает, что проживать в доме невозможно в связи с его разрушением, что представляет угрозу для жизни и здоровья истца и членов ее семьи. На основании изложенного просит предоставить другое благоустроенное применительно к условиям г.Барнаула жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г.Барнаула общей площадью 26,3 кв.м.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснила, что с заявлением о выкупе жилого помещения в комитет жилищно-коммунального хозяйства не обращалась, на учете в качестве малоимущей и нуждающейся не состоит.
Представитель администрации г.Барнаула в судебном заседании иск не признала, указала, что истцом выбран неверный способ защиты права.
Представитель третьего лица комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (далее КЖКХ г.Барнаула) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец не имеет права на предоставление жилого помещения, только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, ФИО1 является собственником 54/340 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по .... в ...., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Истец фактически занимает в доме .... общей площадью 26,3 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по .... в .... признан аварийным и подлежащим сносу на основании п.33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Распоряжением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлен срок выполнения работ по сносу дома по .... в .... до ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 3 распоряжения указано, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный в распоряжении, не осуществят снос многоквартирного дома, они подлежат отселению в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, постановлением администрации г. Барнаула №1771 от 02.10.2015 принято решение об изъятии у собственников жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях возможности достижения такого соглашения принят Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон). Указанным Федеральным законом предусмотрено создание Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, за счет средств которого осуществляется финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 16 Федерального закона предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать в числе прочего перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.03.2013 №178 (ред. от 01.09.2014) утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы, в которую дом по .... в .... не вошел.
Поскольку Федеральным законом в качестве условия для включения дома в адресную программу предусмотрено признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что оснований для включения дома по .... в .... в программу не имелось.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Кроме того, как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом в подп. «и» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения взамен аварийного между сторонами не достигнуто, требования истца о предоставлении ей жилого помещения взамен аварийного удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд отмечает, что нормами действующего законодательства для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Поскольку истец не представила суду доказательств признания ее в соответствии со ст. 57 ЖК РФ малоимущей, а также нуждающейся в жилом помещении, оснований для обеспечения ее жилым помещением на условиях социального найма во внеочередном порядке не имеется. Кроме того, истцом такое требование и не заявлено, она претендуют на предоставление равноценного жилого помещения в собственность в порядке ст. 32 ЖК РФ.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 11 ЖК РФ предусмотрены определенные способы защиты жилищных прав. В рассматриваемом случае истец как собственник жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, имеет право на его выкуп в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
При установленных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Судья М.Ю.Овсянникова