Дело № 2-3142/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года
Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Вострухиной Л.П. к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского административного округа города Омска обратился в суд с названным иском в интересах Вострухиной Л.П. указывая, что прокуратурой проведена проверка по обращению Вострухиной Л.П., проживающей по адресу: <адрес>, в ходе которой в деятельности Администрации г. Омска выявлены нарушения жилищного законодательства при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке. Установлено, что Вострухина Л.П. на основании постановления Администрации г. Омска от 27.08.2012 № 1093-п «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний» (далее - учет). Списки граждан, которые велись по административным округам г. Омска, в 2007 году были объединены в единый список. Согласно информации Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 06.04.2017 в списке граждан, состоящих на учете, утвержденном постановлением Администрации г. Омска от 09.02.2017 № 140-п «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорах социального найма, на 2017 год», номер очереди Вострухиной Л.П. - 20 626. На основании заявления Вострухиной Л.П. от 17.02.2012, представленных справок врачебной комиссии КУЗОО КПТД № от 13.06.2012, 01.07.2014, 17.02.2017 о том, что она страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» Вострухина Л.П. включена во внеочередной список на получение жилого помещения. В списке граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, номер очереди Вострухиной Л.П. -130. До настоящего времени жилое помещение Вострухиной Л.П. не предоставлено. Согласно Приказа департамента общественных отношений и социальной политике Администрации г. Омска от 08.09.2014 № 500 Вострухина Л.П. признана малоимущей.
Согласно п. 3. ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Вышеуказанные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Таким образом, бездействие Администрации г. Омска, выражающееся в непредставлении Вострухиной Л.П. до настоящего времени жилого помещения во внеочередном порядке, нарушает ее право на жилище.
Со ссылкой на положения ст. 15, 40 Конституции РФ ст. 2, 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 3, 22, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, постановление Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжел форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», просит обязать Администрацию г. Омска предоставить Вострухиной Л.П. жилое помещение по договору социального найма соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ во внеочередном порядке.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ поступили уточненные требования, по которым прокурор ссылается на то, что Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» установлено, что активные формы туберкулеза всех органов и систем являются основанием для предоставления лицу дополнительной жилой площади. Учитывая, что истец страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, а также имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817, непредставление жилого помещения Вострухиной Л. П. в государственном (муниципальном) жилищном фонде нарушает права и законные интересы истца, прокурор округа обращается в суд за защитой ее нарушенного права на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ. По основаниям, изложенным выше просит обязать Администрацию г. Омска предоставить Вострухиной Л.П. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ во внеочередном порядке с учетом дополнительной площади.
В судебном заседании представитель прокуратуры СОА г. Омска Урадовская С.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования в уточненной редакции поддержала по основаниям, изложенным выше.
В судебном заседании Вострухина Л.П. участия не принимала, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска Пивкина Я.О., действующая на основании доверенностей, не оспаривала наличие у истца права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, с учетом его права на дополнительную жилую площадь. Кроме того, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено истцу после обеспечения жилыми помещениями граждан, принятых на учет по внеочередному списку ранее нее. В порядке ст. 35 ГПК РФ письменного отзыва на исковое заявление в материалы дела не представила.
Выслушав представителя прокуратуры САО г. Омска, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
Статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) определен порядок предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности - гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Из материалов дела следует, что истец Вострухина Л.П., ....... года рождения, с 01.03.2012 года является инвалидом <данные изъяты> (инвалидность установлена бессрочно решением ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» № 425.8.55/2014, причина инвалидности – общее заболевание, имеет тяжелую форму хронического заболевания), с 2004 года по настоящее время находится на диспансерном учете <данные изъяты> ( л.д.42,45).
Решением ВК № 35/478 от 17.02.2017 КУЗОО «КПТД №» в отношении Вострухиной Л.П. выдано заключение для постановки на очередь по улучшению жилищных условий на основании Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
На основании заявления Вострухиной Л.П. от 17.02.2012, представленных справок врачебной комиссии КУЗОО КПТД № от 13.06.2012, 01.07.2014, 17.02.2017 о том, что она страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» Вострухина Л.П. включена во внеочередной список на получение жилого помещения.
На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области Вострухина Л.П. состоит с 27.08.2012 составом семьи два человека ( она, сын <данные изъяты>) на основании постановления Администрации города Омска от 27.08.2012 № 1093-п ( л.д.21).
В списке граждан, состоящих на учете, утвержденном постановлением Администрации города Омска от 09.02.2017 № 140-п «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 2017 год», номер очереди Вострухиной Л.П. по общему списку -20626, по внеочередному -130.
Согласно Приказа департамента общественных отношений и социальной политике Администрации г. Омска от 08.09.2014 № 500 Вострухина Л.П., <данные изъяты> признаны малоимущими.
Из материалов дела следует, что Вострухина Л.П. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, состоящем из одной комнаты, общей площадью 19,56 кв.м., жилой площадью 12, 54 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.44).
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по договору социального найма Вострухиной Л.П. до настоящего времени не предоставлено.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О и др.).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Материалами дела подтверждается, что истец Вострухина Л.П. страдает хроническим психическим заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», а также входящим в Перечень, заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», заболевание Вострухиной Л.П. входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, при этом, в силу положений Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», заболевание Вострухиной Л.П. входит в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании установлено, что Вострухина Л.П. была принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, в связи с наличием у неё тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, следовательно, она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с учетом наличия у неё права на дополнительную жилую площадь.
Как следует из материалов дела, с 06.06.2003 года по настоящее время Вострухина Л.П. постоянно зарегистрирована и фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>
По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области ни Вострухина Л.П., ни <данные изъяты> в числе собственников объектов недвижимости не значатся.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что постановлением органа местного самоуправления Вострухина Л.П. составом семьи 2 человека (она и её сын) принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждает отсутствие у неё способности приобрести на свои личные средства жилое помещение, суд считает, что у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить Вострухиной Л.П. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом суд считает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением необходимо возложить на Администрацию г. Омска исходя из следующего.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 40 (часть 3) и 39 (часть 1).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В отношении же инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, указанной выше статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статей 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
В соответствии со статьей 28.2 Закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса РФ, т.е. на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Кроме того, положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено, что органами местного самоуправления помимо полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также осуществляются и полномочия по предоставлению таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В связи с чем, уполномоченными органами по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма являются органы местного самоуправления.
Содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав указанных категорий граждан и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Указанная правовая позиция отражена и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 303-ЭС15-9208 по делу № А04-8224/2014.
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 года № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание факт того, что до настоящего времени благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке Вострухиной Л.П. не предоставлено, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению, при этом, по указанным выше основаниям, истцу подлежит предоставлению изолированное жилое помещение во внеочередном порядке, с учетом её права на дополнительную жилую площадь, в силу положений Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
При удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, судом не должен определяться срок для исполнения решения, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Администрацию города Омска предоставить Вострухиной Л.П. изолированное благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма по учетной норме предоставления с учетом права Вострухиной Л.П. на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено апелляционное представление в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.В. Ямчукова