№2-2992/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2017 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пашкиной О.А.,
при секретаре Елкиной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максимовой О.А. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Максимова О.А. (далее – истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик) о предоставлении жилого помещения в <адрес>, соответствующее установленным требованиям, в пределах социальных норм. Исковые требования мотивированы тем, что истец является <данные изъяты>. Истец включена в Республиканский список <данные изъяты> подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Какого-либо имущества на праве собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма не является. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика, вместе с тем жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Истец Максимова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве, приобщенном к материалам гражданского дела, представитель ответчика Кугушева И.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, указала, что истец была включена в республиканский список <данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении истцу жилого помещения, срок принятия решения о предоставлении жилого помещения законом не установлен, указанный жилищный фонд в Удмуртской Республике на сегодняшний день находится в стадии формирования.
Изучив и проанализировав материалы дела, суд находит исковые требования Максимовой О.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истец Максимова О.А., <дата> года рождения, является лицом <данные изъяты>. Решением Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 12 марта 2007 года, вступившим в законную силу 22 марта 2007 года, мать истца М.Н.И. и отец истца М.А.В. <данные изъяты> Максимовой О.А.
Максимова О.А. в 2007 году окончила Муниципальное образовательное учреждение <данные изъяты>» <адрес>, где получила основное общее образование.
В собственности жилых помещений истец не имеет, что подтверждается уведомлением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике от 07.04.2017.
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. Письмом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20.12.2013 <номер> Максимова О.А. уведомлена, что ответчиком принято решение об установлении факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению от 23 июня 2015 года <номер> Министерством образования и науки Удмуртской Республики Максимова О.А. включена в Республиканский список <данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. По состоянию на 14 марта 2017 года порядковый номер истца в указанном списке 2409.
Установленные судом обстоятельства дела сторонами не опровергнуты.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 1).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (часть 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
В соответствии со ст. 1 Закона УР от 14.03.2013 №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №8-РЗ), органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
На основании ст. 2 Закона №8-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 782) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона №8-РЗ, дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном указанным Законом.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона №8-РЗ дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список).
Жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона и включенному в Список. Решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган. Жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона, на территории населенного пункта, указанного в заявлении, предусмотренном частью 6 статьи 6 настоящего Закона (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 7 Закона №8-РЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона №8-РЗ лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательной организации, организации социального обслуживания, медицинской организации и иной организации, созданной в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения их обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательной организации, организации социального обслуживания, медицинской организации и иной организации, созданной в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Истец действительно является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом окончила срок пребывания в образовательном учреждении. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается, подтверждается материалами дела.
Максимова О.А. не имеет жилья в собственности либо на праве пользования по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма, решением Министерства образования и науки УР установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Вступившими в силу изменениями в законодательство об обеспечении жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности Законом №8-РЗ установлен новый порядок признания лиц из числа указанной категории граждан нуждающимися в получении жилья и постановки их на соответствующий учет.
Однако, несмотря на то, что действие данного закона распространено на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, им не предусмотрена обязанность граждан, поставленных на такой учет в ранее предусмотренном законом порядке, проходить установленную новым законом процедуру постановки на учет. Возложение такой обязанности на лиц данной категории не предусмотрено федеральным законодательством. Установление возможности возникновения права на обеспечение жильем в зависимости от прохождения новой процедуры постановки на учет для ранее поставленных на такой учет граждан, нарушает их права, а, кроме того, не предусмотрена федеральным законодательством. По мнению суда, поскольку на ответчика возложена обязанность по ведению списка лиц на получение жилых помещений, он обязан включить ранее поставленных на учет граждан в список. Для случаев выявления лиц, не имеющих права на обеспечение жильем в установленном данным законом порядке, этим же законом предусмотрена процедура снятия их с учета.
С момента обращения Максимовой О.А. с заявлением о включении в список на получение жилья и принятия ответчиком решения о включении истца в указанный список, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Право истца не оспаривалось Министерством образования и науки Удмуртской Республики при принятии в 2015 году решения о включении Максимовой О.А. в Республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Право ответчика проводить проверку и принимать решение об исключении из списка (снятии с учета) установлено п. 22 ст. 6 Закона №8-РЗ, согласно которому по результатам проверки, предусмотренной частью 21 настоящей статьи, в случае установления отсутствия у лица, указанного в статье 2 настоящего Закона, права на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом уполномоченный орган принимает решение об исключении лица, указанного в статье 2 настоящего Закона, из Списка.
Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, - по месту ее первичного выявления (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона №8-РЗ) – в <адрес>
Ответчик является лицом, обязанным предоставить истцу жилое помещение, но не исполняет этого обязательства. Нарушенное право истца подлежит судебной защите.
При этом отсутствие у ответчика надлежащего жилищного фонда на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
исковое заявление Максимовой О.А. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Максимовой О.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.
Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 20 апреля 2017 года.
Председательствующий судья: О.А. Пашкина