Дело № 2-2693/17 <.....>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2017 года г. Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кордон Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Москаленко О.А.,
с участием истца Поршнева В.А.,
представителя ответчика – Администрации Орджоникидзевского района г. Перми – Мордвиновой Т.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поршнева В.А. к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми, администрации Орджоникидзевского района города Перми о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Поршнев В.А. обратился в суд с исковыми требованиями о возложении обязанности на администрацию г. Перми, администрацию Орджоникидзевского района г. Перми предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 40,6 кв.м. в пределах г. Перми взамен аварийного.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником <.....> квартиры, расположенной по адресу: <АДРЕС> общей площадью <.....> кв.м, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан квартиры от (дата) Согласно заключению специализированной организации ООО «<.....>» наружные ограждающие конструкции (стены, чердачные перекрытия) не отвечают требованиям теплозащиты здания (СП 50.13330.2012 (СНиП 23-02-2003), СП 23-101-2004) и положению № 47 от 28.01.2006 г. «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Орджоникидзевского района г. Перми от (дата) №..., выявлены основания для признания многоквартирного дома № №... по улице <АДРЕС> города Перми аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от (дата) №... многоквартирный дом, расположенный по адресу: <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно данному распоряжению, собственникам жилых помещений в указанных домах было необходимо освободить жилые помещения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Поршнев В.А. имеет на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС>, где проживает его сын с семьей. Другого жилого помещения не имеет. Среднемесячный доход истца составляет <.....> рублей, поэтому его имущественное положение не позволяет приобрести в собственность иное жилое помещение.
Истец Поршнев В.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что указанные в выписке Росреестра объекты недвижимости были проданы им в (дата) г. В настоящее время кроме квартиры по <АДРЕС> имеет в собственности квартиру по <АДРЕС>. Проживает один, малоимущем не является, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит. От предложенного Администрацией варианта по предоставлению квартиры по <АДРЕС> отказывается, так как общая площадь данной квартиры меньше той, которую он занимает на 3 метра.
Представитель администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Как следует из представленного письменного отзыва, администрация г. Перми не признает исковые требования. Представителем ответчика указано, что В связи с тем, что произошло обрушение дома по указанному адресу, жители дома расселяются по муниципальной адресной программе «Обеспечение жильем жителей города Перми», утвержденной Постановлением администрации города Перми от 18.10.2016 г. № 867. Истцу был предложен вариант жилого помещения для переселения в строящемся доме по <АДРЕС>, от предложенного варианта истец отказался. Считает, что для возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма необходимо наличие малоимущности и нуждаемости в жилом помещении. Наличие одного факта признания жилого помещения, занимаемого истцом, не является основанием для внеочередного обеспечения данного лица жилым помещением по договору социального найма. Истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, малоимущим не признан. Поскольку истец имеет в собственности иные жилые помещения, не признанные непригодными для проживания, просит в удовлетворении исковых требований Поршневу В.А. отказать.
Представитель администрации Орджоникидзевского района г. Перми в судебном заседании требования заявленные к администрации района не признала, считает, что они являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку функциями по управлению муниципальным жилищным фондом администрация района не наделена, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд, выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные в дело письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от (дата), истец Поршнев В.А. является собственником <.....>-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <АДРЕС> общей площадью <.....> кв.м. (л.д. 7), что подтверждается выпиской из ЕГРН от (дата) (л.д. 52 - 57).
Заключением специализированной организации ООО «<.....>» от (дата) многоквартирный жилой дом не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Конструктивные и другие характеристики частей многоквартирного жилого дома не соответствует требованиям надежности и безопасности частей зданий и объекта в целом, создают угрозу жизни и здоровью граждан. В помещениях данного жилого дома проживание опасно, дом не пригоден для постоянного проживания и не может эксплуатироваться. В силу вышесказанного, есть основания признать жилые помещения многоквартирного жилого дома по <АДРЕС> непригодным для проживания, признать жилой дом аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10 - 49).
(дата) межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Перми от (дата) №... составлено заключение №..., в соответствии с которым принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <АДРЕС> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8).
Как указано заключением ООО «<.....>» от (дата), жилое помещение №... в многоквартирном <АДРЕС> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и его следует отнести к категории непригодного для проживания (л.д. 16), в квартире сделан ремонт с установкой натяжных потолков, обшивкой стен гипсокартонном, дефекты скрыты, но до ремонта состояние конструкций было аналогично иным квартирам в доме (л.д. 16).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от (дата) №... дом по <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу. Данным распоряжением собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме предписано освободить занимаемые жилые помещения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Меры по отселению граждан, проживающих в доме, принять в срок до (дата) (л.д. 51).
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Пунктом 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям ст. 86-88 ЖК РФ другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте соответствующего населенного пункта.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации» указано, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из приведенных выше правовых норм следует, что предоставление гражданам, проживающим по договорам социального найма, в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Судом установлено, что проживание в занимаемом истцом жилом помещении невозможно, дом признан аварийным, непригодным для проживания, в доме произошло обрушение, дом опечатан, проживание в нем запрещено.
К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно положениям ч. 1, 7 ст. 37 указанного выше Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с Уставом г. Перми, «город Пермь» является муниципальным образованием, в границах которого осуществляется городское самоуправление (ст.2). Органами городского самоуправления является, в том числе администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Перми, функции которой определены Уставом (ст.11 - 14, 36, 48, 49 Устава г. Перми).
Учитывая, что дом №№... по <АДРЕС>, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, мер к его реконструкции и ремонту длительное время не принимается, что создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан в нем проживающих, администрацией предлагалось истцу взамен квартиры № №... дома № №... по <АДРЕС> другое жилое помещение по <АДРЕС>.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 г. № 7, у администрации районов города Перми полномочий по предоставлению гражданам жилых помещений, по каким-либо основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, не имеется.
Таким образом, администрация Орджоникидзевского района г. Перми в рамках заявленных исковых требований является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении иска к администрации Орджоникидзевского района г.Перми следует отказать.
Доводы представителя администрации г. Перми в обоснование возражений заявленным исковым требованиям судом принимаются, поскольку ответчиком предпринимались меры к расселению дома, истцу предлагался вариант иного жилого помещения по договору социального найма, но истец не соглашается с предложенным вариантом, так как не согласен с ним по критерию площади помещения.
Истец является собственником не только квартиры № №... в доме № №... по <АДРЕС>, но и <.....> квартиры общей площадью <.....> кв.м., расположенной по адресу: <АДРЕС> которую приобрел по договору купли-продажи от (дата) (л.д. 53).
Кроме того, истцом произведены отчуждения (л.д. 53 – 56):
(дата) - жилого помещения в виде <.....> в доле собственности на жилой дом, общей площадью <.....> кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС>;
(дата) - жилого помещения в виде <.....> доли в праве собственности на квартиру общей площадью <.....> кв.м., расположенную по адресу: <АДРЕС>;
(дата) - жилого помещения в виде <.....> доли в праве собственности на квартиру общей площадью <.....> кв.м., расположенную по адресу: г. Пермь, ул. <.....>
(дата) - <.....> в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС>.
Также истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или малоимущего не состоит. Данные доводы истцом не оспариваются.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп, в соответствие с требованиями Жилищного законодательства.
Суд полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Поршнева В.А. к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд чрез Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
<.....>
Судья Н.Ю. Кордон
Мотивированное решение изготовлено (дата).