№2-2035/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2017 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Запаровой Я.Е.
при секретаре Денисенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора города Барнаула в интересах В.В., Е.Ю., ФИО2, прокурора города Барнаула в интересах О.В., М.А. к администрации г. Барнаула, комитету жилищно – коммунального хозяйства г. Барнаула о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Барнаула обратился в интересах В.В., Е.Ю., ФИО2 с требованиями к администрации г.Барнаула, комитету жилищно – коммунального хозяйства г. Барнаула (также по тексту – Комитет, КЖКХ г.Барнаула) о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал на то, что прокуратурой города проведена проверка по жалобе В.В. по поводу нарушения администрацией г.Барнаула, КЖКХ г.Барнаула жилищного законодательства, входе которой установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от 14 апреля 2016 года № В.В. предоставлена комната по адресу: г.Барнаул, пер.Колхозный, 32-№, общей площадью 17 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены Е.Ю., ФИО2 Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений 30 января 2014 года установлено, что жилой дом по пер.Колхозный, 32, в г.Барнауле признан аварийным и подлежащим сносу. На основании решения комиссии администрацией г.Барнаула издано распоряжение от 20 февраля 2014 года № 31-р «Об отселении физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу», которым установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома по пер. Колхозному, 32 в г.Барнауле – до 30 января 2016 года. В краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017гг. дом № 32 по пер. Колхозному в г.Барнауле не включен, жильцы из дома не отселены. 20 ноября 2015 года администрацией г.Барнаула принято постановление № 2188 об изъятии у собственников жилых помещений дома №32 по пер. Колхозному для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений №. До настоящего времени жилое помещение В.В., Е.Ю., ФИО2 не предоставлено. Ссылаясь на ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 2,85-86,87.2,88-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года №789 и Положение о комитете жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года №694, просил возложить на администрацию г.Барнаула обязанность предоставить В.В., Е.Ю., ФИО2 на основании договора социального найма другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах г.Барнаула, общей площадью не менее 17 кв.м.; возложить на КЖКХ г.Барнаула обязанность заключить с В.В. на состав семьи: Е.Ю., ФИО2, договор социального найма жилого помещения, установив срок для совершения указанных действий в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По аналогичным основаниям к тем же ответчикам прокурор г. Барнаула обратился в суд в интересах О.В., М.А. указав, что на основании договора социального найма жилого помещения от 19 марта 2014 года № О.В. предоставлена комната по адресу г.Барнаул, пер.Колхозный, 32-№, общей площадью 16,3 кв.м., в которую совместно с нанимателем вселена М.А. До настоящего времени жилое помещение О.В., М.А. не предоставлено. Ссылаясь на ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 2,85-86,87.2,88-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года №789 и Положение о комитете жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года №694, просил возложить на администрацию г.Барнаула обязанность предоставить О.В., М.А. на основании договора социального найма другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах г.Барнаула, общей площадью не менее 16,3 кв.м.; возложить на КЖКХ г.Барнаула обязанность заключить с О.В. с учетом члена семьи М.А. договор социального найма жилого помещения, установив срок для совершения указанных действий в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 21 июня 2016 года указанные дела объединены в одно производство.
Определением от 28 марта 2017 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 апреля 2017 года, по заявлению администрации г. Барнаула отменено по новым обстоятельствам решение Центрального районного суда г. Барнаула от 18 мая 2016 года об удовлетворении требований.
Процессуальный истец прокурор г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Помощник прокурора Центрального района г.Барнаула А.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам исков.
Материальный истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по доводам иска, пояснил, что с заявлением в Комитет о признании малоимущими он и его родители не обращались.
Представитель материального истца ФИО2 по ордеру Н.В. в судебном заседании требования поддержала. Пояснила, что определение Верховного Суда Российской Федерации, на которое ссылаются ответчики, не применимо к спорным правоотношениям. Предметом спора является право на жилище, абсолютное право, которое может быть ограничено только Жилищным кодексом Российской Федерации. Жилой дом, в котором проживали истцы, принадлежит на праве социального найма, является аварийным. Малоимущность и нуждаемость значения не имеют. Отказ в иске влечет нарушение права на жилище, гарантированное статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Материальные истцы Е.Ю., В.В., О.В., являющаяся также законным представителем малолетней М.А.. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель ответчика администрации г.Барнаула Т.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам письменных возражений. Также пояснила, что ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может применяться в отрыве от других норм Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются гражданам, признанным малоимущими и нуждающимися, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации. С соответствующими заявлениями о признании их малоимущими и нуждающимися истцы не обращались, не оспаривают, что к этим категориям не относятся, в связи с чем оснований для предоставления жилых помещений нет. При обращении заявителей не исключено предоставление им жилых помещений маневренного жилищного фонда.
Представитель ответчика КЖКХ г.Барнаула С.А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по тем же основаниям.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 19 марта 2014 года между КЖКХ г.Барнаула и О.В. заключен договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: г.Барнаул, пер.Колхозный, 32-№, общей площадью 16,3 кв.м. В качестве члена семьи нанимателя в договор включена М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ между КЖКХ .... и В.В. заключен договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: ...., пер.Колхозный, 32-2, общей площадью 17,0 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: Е.Ю., ФИО2
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 30 января 2014 года №32 многоквартирный дом по пер.Колхозный, 32, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Барнаула от 20 февраля 2014 года №31-р установлен срок выполнения работ по сносу дома до 30 января 2015 года, а также указано, что если собственники помещений в многоквартирном доме в сроки, установленные для сноса многоквартирного дома, не осуществили снос многоквартирного дома, они подлежат отселению в порядке и по основаниям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации до 30 января 2016 года; гражданам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, будут предоставлены другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации до 30 января 2016 года.
В связи с непредоставлением жилого помещения прокурор обратился в суд с указанным иском.
Исковые требования прокурора о внеочередном обеспечении истцов жилым помещением взамен аварийного суд полагает не подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 49 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьями 86,89 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Вместе с тем, из толкования статей 86,89 Кодекса в совокупности с вышеприведенными иными нормами жилищного законодательства следует, что юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего дела является не только признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, но и объективная нуждаемость проживающих в жилом помещении лиц в во внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма, а именно – признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке.
Предмет договора социального найма является его существенным условием. Исходя из того, что обеспечение граждан жилым помещением в порядке статей 86,89 Жилищного кодекса Российской Федерации связано с уничтожением, гибелью предмета договора социального найма, в таком случае договор социального найма не изменяется, а расторгается и в случае предоставления другого жилого помещения заключается новый договор социального найма, что и предполагает соблюдение общих условий обеспечения граждан жилыми помещениями государственного, муниципального жилищного фонда, установленных в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что материальные истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности обеспечить истцов жилым помещением во внеочередном порядке не имеется.
То обстоятельство, что Распоряжением Администрации г. Барнаула № 31-р от 20 февраля 2014 года предусмотрено предоставление других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма тем гражданам, которые проживают в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, не влечет обязанность муниципального образования предоставить им жилые помещения во внеочередном порядке без соблюдения общих требований жилищного законодательства о постановке на учет в качестве нуждающихся.
Не может суд принять во внимание доводы прокурора о невозможности проживания в многоквартирном доме в связи с его аварийностью и доводы представителя истца о нарушении права ФИО2 на жилище в случае отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12 апреля 2011 года №51-О-О и других решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О и др.). Это в полной мере относится и к установлению оспариваемыми заявителем нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О и др.).
Таким образом, предоставление жилых помещений по договорам социального найма не всем гражданам, не имеющим жилья (в том числе проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма), а лишь тем, кто объективно нуждается в таком помещении, в том числе с учетом имущественного положение, согласуется с требованиями Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая в статье 8, гарантируя право на жилище, не устанавливает безусловное право требовать от государства его предоставления на определенном праве без соблюдения условий, установленных национальным законодательством, которые (условия) не противоречат нормам права, в том числе международного.
Полагая, что фактическое состояние жилого дома, где проживают материальные истца, соответствует критериям предоставления жилых помещений маневренного фонда, истцы вправе обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. Предоставление в таком случае жилого помещения маневренного фонда также согласуется с защитой права на жилище.
На основании установленных обстоятельств и приведенных норм исковые требования не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Комитету, суд также принимает во внимание, что обязанность КЖКХ г. Барнаула заключить договор социального найма возникает только в случае предоставления жилого помещения, т.е. предъявление требований к Комитету является преждевременным независимо от разрешения требований к администрации г. Барнаула.
В случае соблюдения истцами условий для обеспечения жилым помещением по договору социального найма и бездействии органа местного самоуправления по предоставлению жилья истцы вправе повторно обратиться за защитой своих прав.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
исковые требования прокурора города Барнаула в интересах В.В., Е.Ю., ФИО2, прокурора города Барнаула в интересах О.В., М.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
.
.
.