8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения № 2-16520/2017 ~ М-13097/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №2-16520/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар                                16 августа 2017 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи    Глущенко В.Н.,

при секретаре                Сенцовой И.А.,

с участием:

истцов Гуровой Х.Р., Гурова М.В., Гурова Д.В.,

представителя истца Гуровой Х.Р. – Гратий С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар Каплун Ж.П., действующей на основании доверенности от 03.07.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуровой Ханият Ромазановны, Гурова М. В., Гурова Д. В. к администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Обратившись в Первомайский районный суд г. Краснодара с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального образования город Краснодар и департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, истцы Гурова Х.Р., Гуров М.В. и Гуров Д.В. ссылаются на неисполнение администрацией муниципального образования город Краснодар обязанности предоставит им благоустроенное отдельное жилое помещение по договору социального найма.

Свои требования истцы мотивировали тем, что в 1980 г. Гурова Х.Р. была вселена на основании договора социального найма жилого помещения в муниципальную квартиру <адрес> общей площадью 36,3 кв.м., жилой площадью 24,6 кв.м., являлась нанимателем жилого помещения. Ее дети (истцы Гуров М.В. и Гуров Д.В.) также проживают в указанном жилом помещении. В 1986 г. за ней было признано право на указанную жилую площадь решением суда.

В связи со значительным физическим износом строительных конструкций квартира истцов была признана непригодной для проживания.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем использовании квартиры № 2 в доме по <адрес> внутригородском округе г. Краснодара» Управлению по жилищным вопросам АМО г. Краснодаре поручено обеспечить документальное сопровождение переселения ее семьи из указанной квартиры.

Однако на протяжении многих лет ответчик отказывает в переселении, несмотря на имеющиеся документы и признание данных обстоятельств администрацией МО г. Краснодар.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, свидетельствует о том, что жилье для такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения.

На основании изложенного, истцы просят обязать администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель АМО г. Краснодар предоставить ее семье из трех человек благоустроенное отдельное жилое помещение по договору социального найма в черте города Краснодара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека.

В ходе рассмотрения дела департамент муниципальной собственности и городских земель АМО г. Краснодар из числа ответчиков исключен.

В судебном заседании истцы Гурова Х.Р., Гуров М.В., Гуров Д.В., а также представитель Гуровой Х.Р. – Гратий С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, суду дали пояснения, в целом аналогичные изложенным в иске. Просили требования удовлетворить, ссылаясь на то, что проживание в квартире невозможно по причине ее аварийного состояния. Все жильцы из дома уже переселены, кроме их семьи. Просили удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар Каплун Ж.П., действующая на основании доверенности, с требованиями иска не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что предусмотренных в бюджете денежных средств недостаточно для предоставления жилого помещения вне очереди. Кроме того, существует очередь среди «внеочередников» и удовлетворение требований нарушит права указанных лиц.

Выслушав пояснения сторон и их представителей, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что заявленные требования надлежит удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На основании ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные прав и обязанности.

Разрешая заявленные требования, судом установлено, что квартира № 2 дома по <адрес> в г. Краснодаре находится в муниципальной собственности.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ Ленинскому исполкому отказано в иске о выселении Хатит (в настоящее время ФИО9) Х.Р. из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения, за Хатит Х.Р. признано право на жилую площадь по <адрес> (л.д. 3). Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу.

Материалами дела подтверждается, что Гурова Х.Р. является нанимателем указанного жилого помещения, проживает в нем составом семьи из трех человек (Гурова Х.Р., Гуров М.В., Гуров Д.В.) на условиях социального найма (л.д. 4-5, 6).

По данным технического паспорта на квартиру по состоянию на 10.01.2013, общая площадь жилого помещения составляет 36,3 кв.м., жилая – 24,6 кв.м. (л.д. 12-14). Квартира расположена в жоме 1918 года постройки, имеющем физический износ 63 %.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Факт проживания семьи Гуровой Х.Р. (она и сыновья Гуров М.В., Гуров Д.В.) в квартире по вышеуказанному адресу подтверждается справкой, выданной ТОС № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Оценивая возражения ответчика против предъявленного иска, суд считает указанные доводы несостоятельными, при этом исходит из следующего.

Из положений статьи 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (пункт 3).

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 № 4 п. 7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилых помещениях муниципального жилищного фонда 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью из двух человек, 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Как указал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом ВС РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2009 г., утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 16 сентября 2009 г., ВС РФ указал, что в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Из приведенных положений ЖК РФ и рекомендаций ВС РФ по их применению следует, что внеочередное предоставление жилого помещения в случае признания жилого дома аварийным, непригодным для проживания возможно без учета сроков отселения, предусмотренных муниципальными актами, в случае, если состояние дома представляет опасность для жизни и здоровья граждан, в нем проживающих.

Материалами дела подтверждается, что на основании акта межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда от 26.08.2014 г. № 47-05/З, утверждено заключение межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №/З о непригодности для проживания квартиры № 2 в жилом доме литер «В», «в1», «в3» по <адрес> (л.д. 7-9).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город Краснодар вынесено постановление № «О дальнейшем использовании квартиры № 2 в доме по <адрес> внутригородском округе г. Краснодара», которым Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар поручено обеспечить документальное сопровождение переселения Гуровой Х.Р., Гурова М.В. и Гурова Д.В. (л.д. 10).

До настоящего времени истцы из аварийного жилья не переселены, неоднократно обращались к ответчику с заявлениями о предоставлении благоустроенного жилого помещения, последнее из которых подано 04.07.2017 г. (л.д. 15-20).

Из полученных в ответ на заявление писем следует, что просьба истцов о переселении не может быть удовлетворена по причине отсутствия на сегодняшний день в местном бюджете денежных средств для осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья (л.д. 36-38).

Указанные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Судом также установлено и сторонами не оспаривалось, что другого жилья истцы не имеют.

Исходя из указанных выше норм права, правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014г., учитывая, что основанием для признания квартиры истцов непригодной для проживания, как следует из акта межведомственной комиссии, послужил значительный физический износ строительных конструкций, создающий угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждено техническим заключением МУП «Горкадастропроект», принимая во внимание, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ), более двух с половиной лет с момента принятия решения о переселении истцов никаких мер в данном направлении предпринято не было, несмотря на неоднократные обращения с данной просьбой, истцы по прежнему проживают в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, проживание в котором опасно для жизни и здоровья, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

При этом, признание малоимущим и нахождение в очереди на получение жилья в рассматриваемом случае не является обязательным условием внеочередного предоставления жилого помещения, поскольку в данном случае предоставление жилого помещения по договору социального найма носит компенсационный характер. Указанная правовая позиция изложена в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014г.

Доводы ответчика об отсутствии финансирования для переселения истцов не может быть принят во внимание, т.к. у администрации муниципального образования город Краснодар в связи с признанием квартиры истцов непригодной для проживания и вынесением постановления от 01.10.214 г. № 7093 возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Гуровой Ханият Ромазановны, Гурова М. В., Гурова Д. В. к администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Гуровой Ханият Ромазановне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Гурову М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гурову Д. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение в территориальных пределах муниципального образования город Краснодар по договору социального найма, отвечающее установленных санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня вынесения.

Судья

Первомайского районного суда г. Краснодара            В.Н. Глущенко

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн