Дело № 2-1607/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,
при секретаре Низамовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баширова Ш.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Баширов Ш.Р. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что в конце 1950-х годах его родители получили жилое помещение, находящееся по адресу : .... Квартира состояла из 4 комнат, общей площадью 54,3 кв.м., жилая 40,3 кв.м., без удобств и водоснабжения, с печным отоплением. С момента своего рождения истец проживал в данной квартире до 15 марта 2015года. В этот день произошел пожар, дом сгорел полностью и истец со своей супругой остались на улице. Данная квартира являлась муниципальной, истец являлся нанимателем данной квартиры, с ним 24 декабря 2009 года был заключен договор социального найма жилого помещения. В настоящее время истец проживает в съемном жилье. Истец обращался к ответчику о предоставлении жилья, как пострадавшему от пожара. Первый заместитель главы администрации Кировского и Московского районов своим письменным ответом от 26.03.2015г. №03-10/2085 сообщил, что в адрес начальника Управления жилищной политики ИК г.Казани направлено письмо о возможности предоставления жилого помещения по договору краткосрочного найма из числа освобожденного муниципального жилого фонда. Однако никаких действий и решений о предоставлении жилья до сих пор не принято.
С 06 марта 1999года истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своего жительства в Администрации Кировского и Московского районов. На учет был принят в связи с проживанием в жилом помещении (бараке), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Распоряжением Главы администрации Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани №901р от 07.07.2016г. истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Апелляционным определением Верховного суда РТ от 24.10.2016г. истец был восстановлен в очереди. По настоящее время истцу жилое помещение не предоставлено. Истец просит обязать ИК МО г.Казани предоставить ему на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г.Казани.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика – ИК МО г.Казани, Хайруллина Н.А. в судебном заседании иск не признала.
Третье лицо - Муниципальное учреждение «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани»), в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что истец является нанимателем квартиры .... 15 марта 2015г. указанный дом пострадал от пожара.
06 марта 1999г. Баширов Ш.Р. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, в связи с проживанием в жилом помещении (бараке), не отвечающем установленном санитарным и техническим требованиям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту - Положение N 47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2). В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что оценка соответствия помещения установленным в Положении N 47 требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении N 47 требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения N 47). Содержащийся в указанном пункте перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 49 Положения N 47 на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Суд считает, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку истцом не представлено доказательств, что дом ... был в установленном признан порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит. Вместе с тем, именно признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения в силу п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Кроме того, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Поскольку дом ... в установленном порядке не признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, истец малоимущим в установленном законом порядке также не признан, у суда не имеется законных оснований для возложения на орган местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Баширова Ш.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Зыбунова Е.В.