8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения № 2-2630/2017 ~ М-1995/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

25 апреля 2017 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Волкоморова С.А. при секретаре судебного заседания Колосуниной Ю.В.,

с участием истца – Верхотурова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Верхотурова К.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Верхотуров К.В., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения, в обоснование исковых требований указал, что остался без попечения родителей и воспитывался бабушкой (опекуном) и дедушкой. Мать лишена родительских прав, отца он никогда не видел. После службы в Вооруженных силах он проживает в г. Екатеринбурге. На основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.07.2016 приказом Управления социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 01.09.2016 он поставлен на учёт в качестве лица,нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения. В списке очередников, состоящих на учёте в г. Екатеринбурге, с 01.09.2016 и до настоящего времени он находится на 148 месте, поэтому вынужден снимать жилье и оплачивать коммунальные услуги на стипендию.

На основании изложенного Верхотуров К.В. просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) ему жилое помещение в черте города Екатеринбурга и распределить приобретенное жилое помещение для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании Верхотуров К.В. настаивал на удовлетворении исковых требований по основанию, предмету и доводам, изложенным в заявлении, не возражал против вынесения заочного решения.

Представители ответчиков – Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявили и не просили о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель третьего лица – Государственного казённого учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», привлеченного к участию в деле определением суда от 31.03.2017, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, Савинов М.В., действующий на основании доверенности *** от ***, в суд не явился, направил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в своё отсутствие и пояснил, что 01.09.2016 Верхотуров К.В. принят на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, он числится под номером 148. Нарушений прав истца со стороны ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» не имеется, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение данных лиц жилыми помещениями во внеочередном порядке. Просит отказать Верхотурову К.В. в удовлетворении исковых требований в полном объёме. В случае удовлетворения исковых требований просил предоставить разумный срок для исполнения возложенных судом обязанностей, исходя из объёма предусмотренных на эти цели средств областного бюджета, 31.03.2020.

Руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ответчики и третье лицо извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» и вынести заочное решение.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 98-1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Верхотуров К.В., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать В. решением Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 09.12.2002 <***><***> (л.д. 8, 17).

Таким образом, судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Верхотуров К.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления Главы администрации Красногвардейского района Республики Адыгея от 05.03.2002 №71 над Верхотуровым К.В. учреждена опека – опекуном назначена его бабушка Я.

Сведений о закреплении за Верхотуровым К.В. жилого помещения лицами, участвующими в деле, не представлено.

На основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 20.07.2016 по делу №2-5212/2016 приказом начальника ТОИОГВ СО Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 01.09.2016 №1365-ОП Верхотуров К.В. принят на учёт для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

C учётом изложенного суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований Верхотурова К.В. к ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения.

Согласно объяснениям истца и материалам дела Верхотуров К.В. в настоящее время проживает в съёмном жилом помещении по адресу: *** (л.д. 11, 15).

Как следует из уведомления от 14.03.2017, предоставленного Управлением Росреестра по Свердловской области, информации ЕМУП БТИ от 11.04.2017, Верхотуров К.В. не является собственником жилых помещений и не использовал право бесплатной приватизации.

Таким образом, судом установлено, что Верхотуров К.В., *** года рождения, на момент рассмотрения настоящего дела достиг возраста 18 лет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Доказательства обратного суду не представлены, об их наличии и истребовании ответчик и третьи лица также не заявили, в связи с чем суд полагает, что таковые отсутствуют.

В силу Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются основания для предоставления Верхотурову К.В. органами исполнительной власти по месту жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы.

На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В развитие названного конституционного положения статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011–2015 годах жилыми помещениями регламентирован, в том числе, Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. №84-ПП, которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 2).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно п.п. 3, 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

В соответствии с п.п. 2 – 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 г. №527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главным распорядителем данных средств.

Согласно п. 7 названного Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, является основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Уполномоченной организацией по заключению договоров является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Свердловской области от 19.12.2012 г. №107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с 01.01.2013.

Согласно п.п. 7, 8 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1998 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 г. №491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти определены:

1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:

по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;

по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:

по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;

3) Министерство социальной политики Свердловской области:

по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;

по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.

Суд принимает во внимание, что вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права на предоставление жилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законодательстве и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим соответствующее право, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.

Согласно п. 2 Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 №824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующей на территории муниципального образования «город Екатеринбург» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, установлена в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано распределить и предоставить Верхотурову К.В., *** года рождения, приобретённое или построенное за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение площадью не менее 16 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах города Екатеринбурга, с последующим заключением на жилое помещение договора найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, суд считает исковые требования Верхотурова К.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Верхотурова К.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить и предоставить Верхотурову К.В., *** года рождения, приобретённое или построенное за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение площадью не менее 16 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах города Екатеринбурга, с последующим заключением на жилое помещение договора найма специализированного жилого помещения.

Отказать Верхотурову К.В. в удовлетворении исковых требований к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, также в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.