8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма № 2-2800/2017 ~ М-2905/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

№2-2800/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2017 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Кадыровой К.А.,

с участием:

помощника прокурора Советского района г.Томска Семенченко А.С.,

представителя истца Гришановой Е.И., действующей на основании доверенности от 04.09.2017, выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Федосеева Евгения Андреевича к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Федосеев Е.А. обратился в суд с иском к администрации г.Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что является нанимателем жилого помещения и проживает в квартире по адресу: , общей площадью ... кв.м. Квартира отнесена к муниципальному жилищному фонду, общая площадь квартиры ... кв.м, представляет собой две жилые комнаты. Постановлением администрации г.Томска от 10.03.2015 дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрациям Кировского, Ленинского, Октябрьского и Советского районов совместно с комитетом жилищной политики г.Томска предписано не позднее 31.12.2017 принять меры к отселению физических лиц, проживающих по данному адресу. Однако до настоящего времени расселение жильцов дома не произведено. Жилое помещение, в котором истец проживает, ремонту или реконструкции не подлежит, состояние жилого дома создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан. При этом истец иного жилья не имеет, и самостоятельно не может приобрести благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, поскольку является малоимущим и состоит на учете в администрации Ленинского района г.Томска в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, истец просит обязать администрацию г.Томска предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение – квартиру, общей площадью не менее 38 кв.м, состоящую не менее чем из 2 комнат, расположенную на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам.

В судебное заседание истец Федосеев Е.А. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности Гришановой Е.И.

Представитель истца Гришанова Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В ответ на исковое заявление представил в материалы дела письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования ответчик не признает, поскольку в соответствии с постановлением администрации города Томска от 10.03.2015 №221 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 8 данного постановления установлен срок к отселению лиц, проживающих на условиях социального найма, – 31.12.2017. Таким образом, считает, что поскольку ответчиком названный срок не пропущен, права истца не нарушены, следовательно, против удовлетворения исковых требований возражает в полном объеме.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что квартира № по адресу: , является жилым помещением муниципального жилищного фонда.

Истец Федосеев Е.А. является нанимателем указанного жилого помещения на основании распоряжения главы администрации от 31.01.2013 №75, что подтверждается справкой администрации Ленинского района г.Томска №65/04 от 01.02.2013 (л.д.5).

Согласно справке паспортного стола ООО «УК «Ленинский массив» от 01.06.2017 Федосеев Е.А. с 06.07.2000 зарегистрирован по адресу: . Совместно с ним никто более на регистрационном учете по указанному адресу не стоит (л.д.6).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением администрации г.Томска №221 от 10.03.2015 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрации Ленинского района г.Томска постановлено в срок не позднее 31.12.2017 принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в указанном многоквартирном доме (л.д.7-8).

Согласно справке администрации Ленинского района г.Томска №607/04 от 04.10.2017 Федосеев Е.А. с 24.08.2017 распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска №1268 признан малоимущим гражданином, а также включен в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.3 ст. 51 ЖК РФ, и в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании ч. 6 ст. 4 Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 08.06.2005 №91-ОЗ. На данный учет Федосеев Е.А. был принят один, без состава семьи. По состоянию на 2017 год его учетный номер в едином списке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (общая очередь) - № 2544, в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту Ии реконструкции не подлежат - № 99.

Согласно представленному в материалы дела уведомлению Управления Росреестра по Томской области об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений № 70/029/005/2017-5721 от 30.08.2017, за Федосеевым Е.А. отсутствуют зарегистрированные права собственности на какое-либо недвижимое имущество (л.д.9).

По сведениям АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 23.01.2015 также отсутствуют сведения по состоянию на 03.09.1998 о наличии прав на недвижимое имущество Федосеева Е.А. (л.д.12).

Поскольку дом, расположенный по адресу: , признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истца о предоставлении ему взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления того обстоятельства, что жилое помещение по адресу: , признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии, которое не оспорено и незаконным в установленном порядке не признано, учитывая, что истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилищных помещениях и признан малоимущим, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеется обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Согласно технической документации на квартиру , а именно кадастровому паспорту на жилое помещение, жилое помещение по адресу: , представляет собой квартиру, состоящую из двух комнат общей площадью ... кв.м., жилой – ... кв.м. (л.д.13).

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцу должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения №, расположенного по адресу: .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Федосеева Евгения Андреевича к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию г. Томска предоставить Федосееву Евгению Андреевичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее ... кв.м, состоящее не менее чем из 2 комнат.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья                    Н.Ю. Лобанова

Секретарь:                     К.А. Кадырова

Оригинал документа находится в деле №2-2800/2017 Советского районного суда г.Томска

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн