8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения № 2-1563/2017 ~ М-1410/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Копия

2-1563/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2017 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Перелыгиной И.В.

при секретаре Аляровой А.Э.,

с участием: законного представителя истца Токаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по исковому заявлению Токаревой Миланы Витальевны к муниципальному образованию Город Томск о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Токарева М.В. действующая в лице законного представителя Токаревой А.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, расположенного в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 50,0 кв.м.

В обоснование требований указано, что согласно справке № №, решению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Токарева М.В. страдает заболеванием (код №), которое входит в перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 и Постановлением Правительства от 21.12.2004 № 817.

Согласно домовой книге от ДД.ММ.ГГГГ в жилом по адресу улицы зарегистрированы 3 человека. Согласно сообщения администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Токарева М.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, учетный номер в общем списке -№, в списке граждан, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний -№, одновременно признана малоимущей. В связи с чем полагает, что администрация г.Томска уклоняется от предоставления жилого помещения вне очереди.

Представитель истца Токарева А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик муниципальное образование “Город Томск” в лице администрации Города Томска, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, об отложении судебного заседания не просило, представило письменный отзыв, суть которого сводится к тому, что в настоящее время на территории Томской области отсутствует законодательное урегулирование передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов на уровень муниципальных образований. Таким образом, требования заявлены ненадлежащему ответчику, надлежащим же является субъект Российской Федерации.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав пояснения законного представителя истца, изучив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утв. Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 к данным заболеваниям отнесено заболевание Токаревой М.В. что подтверждено врачебной справкой ОГАУЗ «Детская городская больница №» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Токарева М.В.. является инвалидом детства.

Согласно справке серия № Милана Витальевна является ребенком- инвалидом, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

Заболевание Токаревой М.В. входит в перечень, согласно которого она имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с абз. 6 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Таким образом, характер заболевания Токаревой М.В. предусматривает право на получение льгот в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 и Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Судом установлено, что Токарева М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и на учете граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются ответами администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №., члены её члены семьи Токарева А.В. ( мать) В.А.. (отец), А.В. ( сестра), признаны малоимущими.

Согласно сведениям ЕГРН Токарева М.В. в собственности жилых помещений не имеет.

При таких обстоятельствах, суд считает требование истца о возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить Токаревой М.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение обоснованным и подлежащим удовлетворению.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на орган местного самоуправления, то есть на администрацию города Томска исходя из следующего.

В соответствии с п."ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп.24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона №181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50) (далее - Закон №131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).

Вместе с тем, учитывая положения ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также положения ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма именно на администрацию г. Томска как орган местного самоуправления, осуществляющий соответствующие полномочия, принявшего истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Полномочия администрации г. Томска указаны в ст. 40 Устава, в том числе, в пункте 1.11 ст. 40, согласно которому администрация г. Томска обеспечивает проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании изложенного, суд полагает, что администрация города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.

При определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» правом на дополнительную площадь обладают лица, страдающие психическими заболеваниями, требующими обязательного диспансерного наблюдения.

Из ст. 50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п.2 решения Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», вступившего в законную силу и подлежащего применению с 11.02.2016, установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.

При таких обстоятельствах, суд при определении общей площади предоставляемого истцу жилого помещения исходит из нормы предоставления 25 кв.м., а также права Токаревой М.В. на дополнительную жилую площадь, т.е. не менее 50 кв.м.

При этом суд учитывает также следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. На основании указанных положений процессуального закона, а также пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    Обязать муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска предоставить Токаревой Милане Витальевне ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Взыскать с администрации г. Томска в пользу законного представителя Токаревой Миланы Витальевны Токаревой Анны Васильевны с муниципального образования “Город Томск” в лице администрации Города Томска за счет средств местной казны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: подпись И.В.Перелыгина

КОПИЯ ВЕРНА

Судья И.В. Перелыгина

Секретарь

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн