Дело № 2-2340/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2017 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Нефедовой Н.В.,
с участием представителя истца Хныкиной 1ИО. по доверенности Долматова 2ИО.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хныкиной 1ИО к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности принять решение о предоставлении по договору социального найма специализированное жилое помещение, заключить договор найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хныкина 1ИО обратилась в суд с настоящим иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, указала, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как её отец ФИО4 был лишен родительских прав решением Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО3 также была лишена родительских прав решением Грибановского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Полагая, что она (истец) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имея другого жилого помещения, в том числе, на праве собственности, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, то имеются основания для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Воронежской области, в связи с чем, просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
Истец Хныкина 1ИО. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Хныкиной 1ИО. по ордеру адвокат Долматов 2ИО. заявленные истцом требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные возражения на заявленные требования (л.д.23).
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причина не явки не известна.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родилась Хныкина 1ИО, что подтверждено Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.10).
В названном свидетельстве о рождении родителями Хныкиной 1ИО. значатся: отец - ФИО4; мать – ФИО3.
На основании решения Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Хныкиной 1ИО (л.д.11-12).
На основании решения Грибановского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Хныкиной 1ИО (л.д. 13-15).
В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ Хныкина 1ИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.16-17).
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Основания и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), согласно ст. 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
В силу Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) с 01.01.2013г. утратили силу, и с 01.01.2013г. введена ст. 109.1 ЖК РФ, которая предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 4 ст. 21.1. Закона Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013г. № 1476/ОД в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет. Этим же приказом отделу предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента поручено обеспечить: принятие на учет указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений; ведение учета, в том числе, ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявших на учете и не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями; ежегодное формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, для обеспечения их жилыми помещениями в текущем году; взаимодействие с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области путем направления копий приказов департамента труда и социального развития Воронежской области о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений конкретным получателям жилья для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.4. Порядка жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Основанием для вселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в предоставляемое жилое помещение специализированного жилищного фонда Воронежской области является договор найма специализированного жилого помещения (п. 1.6 Порядка).
Благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, по их заявлениям с указанием желаемого места предоставления жилого помещения, которое должно учитываться при наличии возможности (п. 1.7. Порядка).
Департамент труда и социального развития Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.3 Порядка).
В течение пяти рабочих дней со дня принятия приказов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, направляет копии приказов в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.4 Порядка).
Получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения (п. 5.3 Порядка).
Постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013г. № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области, согласно которого департамент уполномочен правительством на определение порядка предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории граждан.
Суд учитывает, что распоряжением Правительства РФ от 21.09.2013 г. № 1701-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014г. № 230) утвержден комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 - 2017 годов и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности реализовать комплекс мер, утвержденный настоящим распоряжением.
Кроме того, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22.03.2012г. № 509-О-О, от 25.02.2013г. № 192-О и др.).
При этом Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, а содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Таким образом, ссылка на то, что удовлетворение иска фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, судом не принимается во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Хныкиной 1ИО благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Хныкиной 1ИО договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
Решение в окончательной форме составлено 22 мая 2017 года.