Дело № 2-2172-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе:
председательствующего Крайнова О.Г.,
при секретаре Отрадновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 30.06.2017 года
гражданское дело по иску Федотовой Марины Геннадьевны к Администрации Кемеровского муниципального района о понуждении в предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Федотова М.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района о понуждении в предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивировала тем, что она является инвалидом второй группы бессрочно, по причине инвалидность с детства. С рождения она осталась сиротой, ребенком без попечения родителей, мать ФИО1, от нее отказалась в родильном доме, так как она родилась не полноценным ребенком, отца у нее никогда не было, родственников никаких нет. Никакого имущества у нее нет, и никогда не было зарегистрировано. С 29.12.1998 года по 07.06.2005 года проживала в ГСУ СО «Березовский дом-интернат для умственно отсталых детей». В настоящее время проживает у знакомой, жилья не имеет, является инвалидом детства, не трудоустроена. С момента окончания пребывания в детском учреждении она обратилась в жилищный отдел о постановке на учет для внеочередного получения жилья как ребенок-сирота. Но в администрации специалист отговорила ее вставать на учет по категории «ребенок-сирота», так как шансов получить жилье как инвалиду у нее больше. Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 21.06.2013№ 1590-п, она принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области №129-03 от 17.1.2006 «О категориях граждан имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» по категории «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов». 17 марта 2015 года у нее родился ребенок ФИО9 ФИО9 она является матерью одиночкой. В настоящее время ей и ее ребенку негде жить, возможности снимать или приобрести жилье у нее нет, она проживает у знакомой. В настоящее время, согласно выданной справке Администрацией Кемеровского муниципального района от 03.10.2016г., ее номер в очереди нуждающихся в жилье инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договору социального найма согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Закону Кемеровской области № 129-03 от 17.11.2006 г. «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений», под номером - 47, очередь движется в среднем 5 человек в год, исходя из чего ее очередь наступит примерно через 9 лет, что является нарушением ее прав и законных интересов. До настоящего времени жилое помещение она не получила по причине отсутствия денежных средств в бюджете и отсутствии свободного жилья в районе. Но другие граждане, состоящие в очереди по аналогичной категории, давно получили жилье по решению суда, хотя в очереди были значительно дальше нее.
С учетом уточненных исковых требований просит обязать Администрацию Кемеровского муниципального района Кемеровской области включить Федотову М.Г. в список нуждающихся по категории дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить Федотовой М.Г. по категории дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, площадью с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в Кемеровском районе Кемеровской области.
Уточненные требования мотивировала тем, что она обращалась с заявлением о постановке в очередь на получения жилья по категории «дети - сироты », однако в принятии заявления было отказано. Так как документально подтверждено, что она являлась ребенком сиротой, однако не ее право на получение жилого помещения вне очереди на специализированное жилое помещение как ребенку - сироте реализовано не было, по причине незаконного отказа в постановке на учет, который не был произведен администрацией детского учреждения. Прокуратурой г. Березовского Кемеровской области были выявлены нарушения в жилищных прав Федотовой М.Г. социальными работниками ГСУ СО «Березовский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей». Также установлено, что причиной не постановки Федотовой М.Г. на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории сирота, явилось бездействия социальных работников ГСУ СО «Березовский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», так как она сама в силу возраста не могла защитить свои права. До настоящего времени права Федотовой М.Г. продолжают быть нарушенными, своего жилья она не имеет, проживает у знакомых, а срок постановки на учет то 23 лет пропущен, по вине социальных работников, то есть все права и основания для включения в список по категории дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей у нее были и есть, не смотря на достижение 23 лет.
В судебном заседании истец Федотова М.Г., подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, уточненные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель истца Захарова Е.С., действующая по устному ходатайству истца в судебном заседании подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, уточненные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, суду пояснила, что срок постановки на учет до 23 лет пропущен Федотовой М.Г. по уважительным причинам, по вине социальных работников ГСУ СО «Березовский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», что установлено Прокуратурой г. Березовского Кемеровской области, в связи с чем, все права и основания для включения в список по категории дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей у нее были и есть, не смотря на достижение 23 лет.
Представитель ответчика Администрации Кемеровского муниципального района – Лихачева К.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Федотова М.Г. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. состоять на учете на обеспечение жильем в льготном порядке, либо ей в постановке на учет было незаконно отказано, однако, таких доказательств истицей по правилам ст. 56 ГПК РФ не представлено, а из представленных по делу доказательств следует, что Истец на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории «дети-сироты» не состоит, в связи с чем, полагает требования Федотовой М.Г. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На территории Кемеровской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Законом Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с Законом Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления Коллегией Администрации Кемеровской области.
В судебном заседании установлено, что Федотова Марина Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом II группа с детства и отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО1 отказалась от нее в родильном доме, сведений об отце в свидетельстве о рождении не содержится (л.д.9-10).
С 29.12.1998 года по 07.06.2005 года Федотова М.Г. фактически проживала в ГСУ СО «Березовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой ГСУ СО «Березовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (л.д.11).
Из материалов дела следует, что Федотова М.Г. постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 21.06.2013 года №1590-п принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с п.11 ст. 1 Закона Кемеровской области №129-ОЗ от 17.11.2006 «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений, по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов». По состоянию на 03.10.2016 года ее очередь под №47 (л.д.16-17).
Согласно справке ГП КО «ЦТИ КО» от 09.04.2013 г., ОАО «Городское бюро недвижимости» от 18.03.2013 года, Федотова М.Г. не имеет собственного жилого помещения на территории г. Кемерово, сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Федотовой М.Г. в ЕГРП не зарегистрированы (л.д.18-20).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона в действующей на дату разрешения спора редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции Федерального закона Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Изучив все представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.
В 2013 году истица Федотова М.Г. путем подачи соответствующего заявления встала на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок-инвалид, тем самым добровольно и осознано воспользовавшись своим правом на предоставление ей по договору социального найма жилого помещения как «ребенок-инвалид».
С заявлением по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, как «ребенок-сирота» истец не обращалась ни на момент достижения ею 18 лет в 2005 году, ни на момент достижения ею 23 лет в 2010 году, в очереди на получение жилья как «ребенок-сирота» не состоит.
Доказательств обращения истицы Федотовой М.Г. за постановкой на учет до достижения 23 лет не представлено.
То обстоятельство, что социальными работниками ГСУ СО «Березовский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» обязанность по защите прав несовершеннолетней Федотовой М.Г. в период ее воспитания в указанном учреждении была выполнена ненадлежащим образом, что послужило причиной пропуска ею срока постановки на учет до 23 лет, что было установлено при проведении проверки Прокуратурой г. Березовского Кемеровской области (л.д.66-69), не могут расцениваться судом в качестве основания для включения ее в список нуждающихся по указанной категории, поскольку, обязанность по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на попечителе только до достижения такими детьми совершеннолетия. По достижению совершеннолетия истица вправе была реализовать свои права на предоставление ей жилого помещения как «ребенок-сирота», однако, Истица указанным правом не воспользовалась, а пожелала встать на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как «ребенок-инвалид». При этом, Федотова М.Г. до настоящего времени стоит на учете как, как ребенок-инвалид, с данного учета она не снялась, а одновременное нахождение на учете как ребенок-инвалид и ребенок сирота, законом не предусмотрено.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает исковые требования Федотовой М.Г. не обоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Федотовой Марины Геннадьевны к Администрации Кемеровского муниципального района об обязании включения в список лиц, нуждающихся по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и понуждении предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, площадью, с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в Кемеровском районе Кемеровской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 04.07.2017 года.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Председательствующий: Крайнов О.Г.