Дело № 2-4557\2017
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2017 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Филипповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Екатеринбурга о понуждении привлечения специализированной организации для проведения обследования многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Екатеринбурга, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о понуждении ответчика привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> и получения заключения, предусмотренного п.п. г п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в случае получения заключения, подготовить и представить документы в межведомственную комиссию Администрации г.Екатеринбурга для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Екатеринбурга для принятия решения, предусмотренного п. 47 Положения.
В обоснование заявленного иска указано, что ответчик, являясь собственником ряда жилых помещений многоквартирного дома <адрес>, обязан получить заключение специализированной организации и обратиться с ним в межведомственную комиссию для определения последующей правовой судьбы дома, поскольку в ходе прокурорской проверки был установлен факт наличия признаков аварийности и ненадлежащего технического состояния помещений, учитывая при этом, что Администрация г.Екатеринбурга как орган местного самоуправления в рамках реализации полномочий по решению вопросов местного значения также обязана обеспечивать контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
В судебном заседании представители администрации г.Екатеринбурга просили в удовлетворении иска отказать, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность собственника по обращению в специализированную организацию для последующего обращения в межведомственную комиссию. Данная обязанность не может быть возложена на ответчика как на собственника помещений, так и как на орган местного самоуправления, учитывая, что все предусмотренные законом действия, определенные вышеназванным Положением ответчиком в отношении <адрес> г.Екатеринбурга были совершены.
В судебном заседании третьи лица Галлабало М.И. и Григорьева Т.В. указали, что основанием для обращения к прокурору послужило отсутствие у жителей дома денежных средств для оплаты услуг специализированной организации.
В судебное заседание не явились третьи лица Глазырин Г.П. и Вольф С.В., представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора по <данные изъяты> области, о рассмотрении дела извещались путем направления судебных извещений.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы настоящего гражданского дела и исследовав в совокупности представленные суду доказательства, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
Судом установлено, что настоящий иск был инициирован в связи с обращением граждан о ненадлежащем техническом состоянии многоквартирного дома <адрес> <адрес> и финансовой невозможностью оплатить услуги специалиста по составлению отчета о техническом состоянии дома.
Какие-либо иные препятствия по реализации прав граждан на обращение в орган местного самоуправления прокурором, как и иными лицами не названы.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п. 42).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 47).
В силу п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Ответчиком не оспаривается, что жилые помещения в указанном многоквартирном доме также принадлежит муниципальному образованию «город Екатеринбург», что подтверждается справкой Администрации г.Екатеринбурга.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Таким образом, в спорных правоотношениях Администрация г.Екатеринбурга выступает в спорных правоотношениях в качестве собственника помещений многоквартирного дома и данным субъектом также может быть реализовано право на обращение с заявлением о создании межведомственной комиссии. Какие-либо иные обязанности вышеназванным Положением на Администрацию г.Екатеринбурга как собственника не возложены. Более того, прокурором не названы нормы закона, предусматривающие обязанность собственника нести материальные затраты в связи с привлечением специализированной организации, в том числе в интересах иных собственников и правообладателей.
Действительно, как верно указано прокурором, к полномочиям органом местного самоуправления отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и осуществление муниципального жилищного контроля.
Во исполнение данной правовой нормы действующим законодательством регламентирован порядок и сфера реализации данных обязанностей.
В то же время, Положением <данные изъяты> такая обязанность как привлечение органом местного самоуправления специализированной организации для проведения обследования, законом не предусмотрена.
Иные же обязанности, как верно указано представителем ответчика, Администрацией г.Екатеринбурга были исполнены.
Согласно п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения (п. 45(1)).
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение <данные изъяты> дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта (п. 46).
Как следует из Протокола заседания межведомственной комиссии от <данные изъяты>, инициатору проведения проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора по <данные изъяты> области Вольф С.В. направлено уведомление с предложением представить документы, перечисленные в п. 45 Положения в Комиссию, в том числе заключение специализированной организации для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно Протоколу заседания межведомственной комиссии от <данные изъяты> заявление возвращено без рассмотрения заявителю в связи с не представлением заключения специализированной организации.
Таким образом, фактически прокурор заявляет о возложении на одного из собственников (Администрация г.Екатеринбурга) обязанности совершить действия в интересах иных правообладателей.
Действия межведомственной комиссии в рамках проведенных заседаний истцом и иными заинтересованными лицами не оспариваются.
Поскольку требования предъявлены в исковом производстве, суд ограничен предметом и основаниями, указанными прокурором, в связи с чем правовую оценку действиям в связи с проведением заседаний межведомственной комиссии, суд давать не вправе.
Относительно же заявленного предмета иска суд исходит из того, что Администрация г.Екатеринбурга действовала в рамках предоставленных Положением <данные изъяты> полномочий, в том числе по созданию межведомственной комиссии и рассмотрению заявления иного собственника.
Иные обязанности, как указано ранее, в связи с установлением технического статуса здания, действующим законодательством на Администрацию г.Екатеринбурга не возложены.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о ненадлежащем выборе прокурором способе судебной защиты и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем в удовлетворении иска суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: подпись О.М.Василькова
копия верна
судья:
секретарь: