8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда № 2-948/2017 ~ М-808/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2017 г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,

при секретаре Надежиной Ю.Р.

с участием представителя истца Мартыненко М.В., действующего на основании доверенности 26.01.2017, представителя ответчика Дулениной Е.М., действующей на основании доверенности от 30.03.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глухова Владимира Ивановича к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконным решение от 01.02.2016 об отказе в постановке на учет; признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы, по избранному месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Глухов В.И. обратился в суд с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье», третье лицо- Министерство обороны РФ, о признании незаконным решение от 01.02.2016 об отказе в постановке на учет; признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 24.11.1998; возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы, по избранному месту жительства. В обоснование иска указал, что 16 июня 2016 года Кировским районным судом г. Хабаровска отказано в удовлетворении его иска к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании за ним права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения составом семьи 3 человека, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства после увольнения и возложении обязанности принять на указанный учет с 01.02.2016 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2016 года решение первой инстанции оставлено без изменения.

Судами отказано в удовлетворении требований, поскольку истцом не доказано что он был признан нуждающимся в жилых помещениях.

В феврале 2017 года истец случайно обнаружил, в старых личных вещах, протокол заседания жилищной комиссии войсковой части №, который подтверждает то обстоятельство, что он в период службы был признан нуждающимся в жилье в связи с увольнением с военной службы.

В феврале 2017 года истец направил письмо в адрес начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ заявление, которым просил пересмотреть принятое решение № 2053 от 01 февраля 2016 года об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На основании решения жилищной комиссии войсковой части № от 01 декабря 1998 года истец в период службы, в связи с предстоящим увольнением с военной службы признан нуждающимся в получении жилья по избранному им постоянному месту жительства г. Комсомольск-на-Амуре.

На вышеуказанное заявление заместителем начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ был дан ответ от 6 марта 2017 года № 27/2/4634, которым истцу фактически отказано в реализации вышеуказанного заявления и права на обеспечение жильем от МО РФ в связи с увольнением.

Считает, что тот факт, что 01 декабря 1998 года истец был признан решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы нуждающимся в получении жилого помещения, свидетельствует о его нуждаемости в обеспечении жилым помещением в порядке реализации права, предусмотренного ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих".

Полагает, что ему не может быть поставлено в вину то обстоятельство, что первоначальные документы о постановке его на учет у истца отсутствуют, за исключением вышеуказанной выписки из протокола жилищной комиссии части, либо они отсутствуют в «Востокрегионжилье МО РФ».

Просил признать незаконным и отменить решение ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 01.02.2016 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как гражданина уволенного с военной службы, с учетом поданного истцом заявления (с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 01 декабря 1998 года о признании его нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы) в адрес ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 2 февраля 2017 года о пересмотре вышеуказанного решения; признать за истцом право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 24.11.1998 (с даты подачи рапорта в жилищную комиссию части); обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы, по избранному месту жительства.

Истец извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд, с учетом ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным.

Представитель истца Мартыненко М.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Суду пояснил, что Глухов был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства уполномоченным органом- жилищной комиссией войсковой части. Представленный протокол подтверждает право истца на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ. Данное право сохраняется на весь период жизни. Отсутствие документов у ответчика, не передача их в органы местного самоуправления, не может быть поставлена в вину истцу.

Представитель ответчика Дуленина Е.М. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным письменных возражениях, согласно которых с заявленными требованиями ФГКУ «Востокрегионжилье» не согласно, поскольку указанные истцом обстоятельства не подпадают под категорию вновь открывшихся обстоятельств. А также полагают, что поскольку выписка из протокола находилась у истца дома, то есть, ему было известно о том, что он состоял на соответствующем учете, однако на судебные заседания данную выписку не предоставлял и тем самым не добыл должным образом доказательства по делу, чем сам нарушил ч. 1 ст. 56 ГПК РФ. Истцом не представлены сведения о направлении данного протокола и о постановке на учет в органах местного самоуправления.

Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Глухова В.И. с военной службы был урегулирован Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утверждённым Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 № 285, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, а также совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.12.1980 № 1131 «О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы».

В период прохождения военной службы заявителем вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

С 17.05.1998 вступил в силу Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», на основании которого необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.

Глухов В.И. исключен из списков личного состава части с 13 августа 1999 года, согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 13.08.1999 № 210 и с этого момента истец утратил статус военнослужащего.

В архиве ФГКУ «Востокрегионжилье» в переданных документах ФГУ «Совгаванская КЭЧ района» Минобороны России, сведения о постановке на учет нуждающимся в жилом помещении Глухова В.И. отсутствуют.

Список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов от 08.12.1998г № 774, говорит лишь о том, что Глухов В.И. проживает на территории закрытого военного городка Токи-2, в постоянном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

21.12.2015 года Глухов В.И. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии истца на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то есть как лицо утратившее связь с МО РФ и не заявившее свое право на обеспечение жильем до момента исключения его из списков личного состава.

Согласно определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2017 № 91-КГ17-1 реализация военнослужащим права на обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.

Таким образом, правовых оснований признать за Глуховым В.И. и членами его семьи право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства не имеется.

Кроме того, на момент увольнения Заявитель был обеспечен постоянным жилым помещением по месту прохождения военной службы по нормам жилищного законодательства.

В настоящее время Глухов В.И. отселен из закрытого военного городка, ему предоставлено иное служебное жилое помещение, поскольку он продолжает работать в войсковой части в качестве гражданского персонала.

В настоящее время с 15.11.2016 Глухов В.И. имеет регистрацию по адресу: <адрес>.

Считает, что ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ действовало на основании закона, в соответствии с установленным порядком и в пределах своих полномочий, следовательно, оспариваемое заявителем решение начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» носит правомерный, соответствующий действующему законодательству характер, а требования истца незаконны и не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил. Суд определил, рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд установил следующие обстоятельства.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 16.06.2017 отказано в удовлетворении исковых требований Глухова Владимира Ивановича к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения составом семьи 3 человека, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства после увольнения в г. Хабаровске, возложении обязанности принять на указанный учет с 01.02.2016 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам хабаровского краевого суда от 21.09.2016 решение оставлено без изменения.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суды первой и второй инстанции установили, ссылаясь на ст. 1,3, 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., что истец во время прохождения военной службы не был признан органами местного самоуправления нуждающимся в получении жилого помещения по указанному им месту жительства в г. Хабаровске и не состоял на соответствующем учете, являлся во время прохождения военной службы кандидатом на получение государственного жилищного сертификата, однако его не получил, проживает в закрытом военном городке, в связи с чем имеет право на обеспечение его жилым помещением посредством получения и реализации государственного жилищного сертификата по категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка.

Необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.

Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет.

Доводы апелляционной жалобы Глухова В.И. о том, что на момент увольнения он был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, были отклонены, поскольку Глуховым В.И. не были представлены сведения о принятии его на соответствующий учет.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не оспариваются и не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

02.02.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о пересмотре решения № 2053 от 01.02.2016 об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма, в связи с предоставлением решения жилищной комиссии в/ч № от 01.12.1998 о признании нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства г. Комсомольск-на-Амуре, ранее не предоставленному, поскольку считал его утерянным.

Согласно данной выписке из протокола заседания жилищной комиссии в/ч № от 01.12.1998 прапорщик Глухов В.И. признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства Комсомольск-на-Амуре в связи с увольнением службы (л.д.13).

Из данного решения следует, что обязанность по оформлению и направлению ходатайства командира в/ч № в адрес органов местного самоуправления избранного Глуховым В.И. постоянного места жительства о включении его в списки граждан уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещении возложена была на войсковую часть.

08.02.2017 истец обратился к ответчику с повторным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с представленными документами (копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 01.12.1998).

В удовлетворении данного заявления было отказано со ссылкой на порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, который определялся положениями приказа Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечениями жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15.02.2000 № 80.

По архивным сведениям квартирно-эксплуатационных частей Восточного Военного округа, переданным в Управление при ликвидации, истец не состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Документы, оформленные в порядке и комплектности, установленной Приказом в архив Управления от квартирно-эксплуатационных частей Восточного Военного округа района не переданы.

Как следует из справки администрации г.Комсомольск-на-Амуре от 27.02.2017г. №1-1-32/2840, Глухов В.И. в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в ОВД, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в Ленинском и Центральном округах администрации г.Комсомольска-на-Амуре не значится и не значился.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В силу п. 14 ст. 15 от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

ФЗ РФ от 08.12.2010 года № 342-ФЗ ст. 15 дополнена пунктом 2.1 которым предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.1998, согласно которым (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить "на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.

На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений. В этой связи в законодательные акты внесены соответствующие изменения.

В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами, местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета,

Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет до 01 января 2005 года.

Представленная суду выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 01.12.1998г. не подтверждает факт постановки Глухова В.И. на учет в качестве нуждающегося в органах местного самоуправления. Само по себе признание нуждающимся в получении жилого помещения до включения в списки граждан, уволенных с военной службы, не свидетельствует о наличии обязанности у Министерства обороны РФ по обеспечению истца жилым помещением.

Таким образом, утвержденный порядок признания нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма при увольнении с военной службы, в избранном месте жительства, истцом не был соблюден.

Следовательно, основания для отмены решения от 01.02.2016 № 2053 об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отсутствуют. Заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Глухова Владимира Ивановича к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконным решение от 01.02.2016 об отказе в постановке на учет; признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы, по избранному месту жительства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13.07.2017 года.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, судья Е.Ю. Якубанец

Подлинник решения находится в материалах дела №2-948/2017 в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь: Ю.Р.Надежина

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн