Дело № 2-3423/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.09.2017 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Хабаровой О.В.,
при секретаре Дектянникове А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтенговой М. Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области -Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
Алтенгова М.Н. обратилась с иском к ТОИОГВ - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об обязании поставить на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В обоснование иска указано, что истец Алтенгова (Панчук) М.Н., < дд.мм.гггг > года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением < данные изъяты > районного суда г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > родители истца - П., П2. лишены родительских прав в отношении дочери Панчук М., < дд.мм.гггг > года рождения, сына Панчук Е., < дд.мм.гггг > года рождения.
Постановлением Главы администрации < адрес > от 25.08.1995 < № > несовершеннолетних Панчук М., Панчук Е. определили в школу - интернат детского дома на государственное обеспечение.
Постановлением Главы администрации < адрес > от 05.10.1995 < № >п за Панчук М. закреплена жилая площадь по адресу: < адрес > (общежитие ЦНИИМ, комната площадью 18 кв.м).
14.04.2000 Т., действующая за Панчука Е.Н. и Панчук М.Н., с разрешения органа опеки и попечительства купила в частную равнодолевую собственность по 1/2 доле каждому жилое помещение по адресу: < адрес > общей площадью 18 кв.м, жилой площадью 12,9 кв.м.
< дд.мм.гггг > Панчук М.Н. заключила брак с ФИО, жене присвоена фамилия Алтенгова.
В связи с юридической неграмотностью истец не знала о возможности встать на учет граждан для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В настоящее время истец проживает со своим мужем и ребенком в < адрес >, принадлежащей матери мужа, имеет в собственности 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: < адрес > общей площадью 18 кв.м, жилой площадью 12,9 кв.м, что не соответствует учетной норме жилого помещения, пользоваться которым не может, поскольку в нем проживает Панчука Е.Н.
Обратившись с заявлением к ответчику о постановке на учет для предоставления жилья, 05.05.2017 получила отказ в связи с достижением ею возраста < данные изъяты > лет. Просит поставить ее на учет граждан для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Истец в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Кудинов Е.В. на удовлетворении иска настаивал, пояснил, что в 2007 истец закончила Профессиональное училище < № > < адрес >, на учет граждан для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области поставлена не была.
Представитель ответчика Филиппова Т.В. просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что лица, достигшие возраста 23 лет, не могут быть поставлены на учет как дети-сироты. Поскольку истец обратилась с заявлением о принятии на учет за пределами установленного законом срока и не подходит по возрастному цензу, она уже не относится к той категории граждан, которых можно ставить на учет.
Третье лицо Панчука Е.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации
Согласно «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, суду следует выяснить, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения; состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
На основании ст. 98 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 99.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания указанных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования.
Судом установлено, что истец Алтенгова (Панчук) М.Н., < дд.мм.гггг > года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением < данные изъяты > районного суда г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > родители истца - П., П2. лишены родительских прав в отношении дочери Панчук М., < дд.мм.гггг > года рождения, сына Панчук Е., < дд.мм.гггг > года рождения.
Постановлением Главы администрации < адрес > от 25.08.1995 < № > несовершеннолетних Панчук М., Панчук Е. определили в школу - интернат детского дома на государственное обеспечение.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Постановлением Главы администрации < адрес > от 05.10.1995 < № >п за Панчук М. закреплена жилая площадь по адресу: < адрес > (общежитие ЦНИИМ, комната площадью 18 кв.м).
14.04.2000 Т., действующая за Панчука Е.Н. и Панчук М.Н., с разрешения органа опеки и попечительства купила в частную равнодолевую собственность по 1/2 доле каждому жилое помещение по адресу: < адрес > общей площадью 18 кв.м, жилой площадью 12,9 кв.м.
< дд.мм.гггг > Панчук М.Н. заключила брак с ФИО, жене присвоена фамилия Алтенгова.
Согласно адресной справке отдела УФМС России по Свердловской области Алтенгова М.Н., < дд.мм.гггг > года рождения, зарегистрирована по адресу: < адрес > с 15.08.2007.
Как следует из справки Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района от 25.08.2017, по адресу: < адрес > с 15.08.2007 зарегистрирована Алтенгова М.Н., с 18.09.2000 - Панчук Е.Н.
Согласно сведениям Росреестра от 04.09.2017, Панчук М.Н. является собственником 1/2 доли жилого помещения общей площадью 18,кв.м по адресу: < адрес > с 21.05.2000, Алтенгова М.Н. собственником жилых помещений не значится.
Как следует из ответа Администрации < данные изъяты > района, сведениями о закреплении жилого помещения за Алтенговой (Панчук) М.Н., Администрация не располагает.
Из ответа ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат < № >», Панчук М.Н. прибыла в школу -интернат < дд.мм.гггг >. 01.09.2005 выбыла в ПУ < № > < адрес >.
Из ответа от 05.05.2017 ТОИОГВ - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга следует, что Алтенговой М.Н., < дд.мм.гггг > года рождения, отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в связи с тем на момент обращения в Управление истец достигла возраста < данные изъяты > лет. В связи с чем, Управление не может рассматривать вопрос о принятии Алтенговой М.Н. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в качестве лица из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос необходимо решать в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 04.12.2012), граждане, имеющие право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, определяются в соответствии со специальными законами Свердловской области, устанавливающими категории граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, или регулирующими отношения, связанные с учетом граждан для целей предоставления жилых помещений
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 18.12.2012), документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 1 января 2013 года на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 1 марта 2013 года органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 № 1250-УГ «О возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области» полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на Министерство социальной защиты населения Свердловской области и территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области с 1 января 2008 года.
До 01.01.2008 полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству осуществлялись органами местного самоуправления (Администрация Орджоникидзевского < адрес > г. Екатеринбурга).
Алтенговой М.Н. на учете в Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состояла. Документы учета для целей предоставления ей жилого помещения в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга Администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга не передавались.
Дополнительные гарантии могли быть получены истцом при обращении в Управление социальной политики не позже возраста 23 лет, то есть до 19.12.2010, однако отсутствие Алтенговой М.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования истца о предоставлении ей вне очереди жилого помещения.
Как следует из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), в случае признания таких причин уважительными, судам следует удовлетворять требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое имело право на постановку учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет. Эта точка зрения согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007 год, N 1, вопрос N 21).
Суд приходит к выводу о том, что проживание Алтенговой М.Н. в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении невозможно, поскольку его занимает другое разнополое лицо, член семьи которого истец не является. Кроме того, общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении до 2010 и в настоящее время, менее учетной нормы.
На основании Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в ныне действующей редакции, проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (и, следовательно, таким детям-сиротам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда), если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. При этом данная норма не содержит такого условия, как наличие у детей-сирот статуса малоимущих, несмотря на то, что впоследствии на это жилое помещение с детьми-сиротами должен быть заключен договор социального найма.
Суд признает незнание закона как уважительную причину, в силу которой истец, своевременно не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Суд полагает, что, несмотря на то, что истец обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга за пределами установленного законом срока, однако поскольку ее право своевременно не было реализовано, исковые требования Алтенговой М.Н. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
исковые требования удовлетворить.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга поставить Алтенгову М. Н., < дд.мм.гггг > года рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.
Судья: О.В. Хабарова
Мотивированное решение составлено 18.09.2017.
Судья: О.В. Хабарова