Копия Дело № 2-3385/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Казань 06 июня 2017 года
Приволжский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Хасановой Э.К.,
при секретаре Сагдеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова Г.В, к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности произвести перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки,
УСТАНОВИЛ:
Фролова Г.В, обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности произвести перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, указав в обоснование исковых требований, что была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки 11 апреля 2012 года. Распоряжением Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани № 329р от 27 марта 2017 года истице отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки на основании пунктов 18, 19 Постановления Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 года № 190 в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. По мнению истицы, указанный отказ является необоснованным, поскольку действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, она с супругом не совершала. С учетом изложенного истица просит признать незаконным вышеуказанное распоряжение № 329р от 27 марта 2017 года, обязать ответчика произвести перерегистрацию истицы в семьей в составе 3 человек в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Фролов К.Н., привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны истицы, будучи извещен, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин своей неявки суду не сообщил. Истица, ее представитель и представитель ответчика не возразили против рассмотрения дела в отсутствие указанного лица. С учетом изложенного, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Фролова К.Н.
Истица и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Заслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно статье 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе …используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
Согласно статье 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно части 1, части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4, части 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 190 утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес> (далее по тексту – Правила), определяющие правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).
В соответствии с пунктом 2.4 Правил заявитель - житель Республики Татарстан, зарегистрированный по постоянному месту жительства, подающий заявление от имени семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членом которой он является (либо от своего имени, если не состоит в браке), с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
В соответствии с пунктом 3 Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
Согласно пункту 5 Правил основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:
Общеобязательные:
подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи;
совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка;
наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность;
Дополнительные:
проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке;
признание жилого помещения аварийным, ветхим;
необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;
участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства;
иные случаи, установленные действующим законодательством.
Согласно пункту 6 Правил прием заявлений от Заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется:
по месту жительства - в органах местного самоуправления;
по месту работы - должностными лицами, назначенными приказом руководителя организации независимо от формы собственности, участвующей в финансировании развития жилищного строительства (далее - организация).
В соответствии с пунктом 7 Правил для рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Заявитель:
подает заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и порядку на имя руководителя органа местного самоуправления по месту жительства или на имя руководителя организации по месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи;
заполняет анкету Заявителя с указанием всех необходимых сведений по форме согласно приложению N 2;
представляет обосновывающие документы по перечню согласно приложению N 3.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Заявление и документы могут подаваться на бумажном носителе или в электронной форме.
Рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления или должностными лицами, назначенными приказами руководителей организаций, в месячный срок со дня подачи заявления. Заявителю выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органами местного самоуправления или организациями.
Согласно пункту 8 Правил органы местного самоуправления, должностные лица, назначенные руководителями организаций, формируют учетное дело, состоящее из документов, полученных в результате выполнения следующих функций:
проверки наличия приложенных к заявлению анкеты и всех необходимых документов;
проверки достоверности указанных в документах сведений с целью уточнения данных с соответствующими органами;
подготовки карточки учета семьи для рассмотрения вопроса о постановке на учет на общественной жилищной комиссии согласно формам приложений NN 4, 5 и в соответствии с Порядком заполнения унифицированной формы списка семей приложения N 6.
Основанием регистрации учетного дела является распоряжение руководителя органа местного самоуправления или приказ руководителя организации с присвоением Заявителю уникального учетного кода.
Состав учетного дела и порядок его ведения оформляются в соответствии с приложением N 7.
Согласно пункту 9 Правил рассмотрение заявлений Заявителей для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется общественными жилищными комиссиями.
В состав общественных жилищных комиссий входят представители органов местного самоуправления, трудовых коллективов, профсоюзов, ветеранских, молодежных и иных общественных организаций.
Численность, поименный состав и регламент работы общественной жилищной комиссии утверждаются руководителями органов местного самоуправления и юридических лиц в соответствии с Положением о работе общественных жилищных комиссий.
Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан) имеет право принимать участие в работе общественных жилищных комиссий органов местного самоуправления.
Согласно пункту 10 вышеуказанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка;
отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;
неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка;
предоставления ранее заявителю жилого помещения в рамках государственной поддержки в системе социальной ипотеки, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами и порядком;
участия заявителя в федеральных и республиканских программах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 18 Правил право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев:
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;
выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;
выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан;
утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка;
подачи личного заявления Заявителя о снятии с учета;
выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
незаключения заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан");
невыполнения условий договора по осуществлению ежемесячных платежей;
исключения из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") в связи с расторжением договора по соглашению сторон.
Согласно пункту 19 Правил заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 1.10 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны после предварительного выбора квартиры и до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой, пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Из материалов дела судом установлено, что Фролова Г.В, с семьей в составе 3 человек (в том числе супруг и дочь) распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №» включена в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, учетному делу присвоен №.
ДД.ММ.ГГГГ между истицей, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери Фроловой В.К. , Фролов К.Н. (супругом истицы) с одной стороны и Специализированной некоммерческой организацией - Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» с другой стороны заключен договор социальной ипотеки (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования и паенакопления в целях получения в собственность).
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что данный договор составлен и подписан сторонами во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по республиканской государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке. Договор предоставляет гражданину право выбора, право «использования» и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией «Будущую собственную квартиру». Оформление права собственности за гражданином осуществляется на основании справки стороны о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет специализированной некоммерческой организации 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков. Договор обеспечивает право гражданина выбрать свою будущую собственную квартиру, использовать ее после выбора и требовать в собственность после полного внесения суммы, преобразуемой кооперативом в пай.
Согласно предварительному протоколу участия и выбора будущей собственной квартиры к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, поручение №, от ДД.ММ.ГГГГ истице и членам ее семьи определена будущая собственная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, жилой <адрес> нежилыми помещениями в жилом районе «Салават Купере», <адрес>.
Распоряжением Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани № 329р от 27 марта 2017 года «О прохождении перерегистрации граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, согласно протоколу от 17 марта 2017 года № 55» истице с семьей в составе трех человек (в том числе супруг и дочь) на основании пунктов 18, 19 Постановления Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 года № 190 отказано в перегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и выявлением в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих право гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В данном распоряжении указано, что Фролова Г.В, с семьей в составе трех человек (в том числе супруг и дочь), зарегистрирована на общей площади 46,30 кв.м. в квартире по адресу: <адрес>. Всего на указанной площади зарегистрировано 3 человека (в том числе заявитель, супруг и дочь). Данная квартира принадлежит заявителю с супругом на праве общей долевой собственности (по ? доле каждому). Согласно сведениям, полученным из Единого государственного реестра недвижимости, до ДД.ММ.ГГГГ супругу заявителя Фролов К.Н. на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) принадлежала квартира общей площадью 46,20 кв.м. по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ). Совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Фролова Г.В, в настоящее время составляет 15,43 кв.м., до прекращения права собственности на вышеуказанную квартиру составлял 23,13 кв.м., что превышало учетную норму, установленную в системе социальной ипотеки.
Обращаясь в суд с иском об оспаривании указанного распоряжения, истица указывает, что у отца ее супруга Фролов Н.В. , проживавшего по адресу: <адрес>, имелись проблемы со здоровьем, и она с супругом оказывали ему посильную помощь и уход. В связи с наличием проблем со здоровьем и со спиртным Фролов Н.В. предложил своему сыну оформить договор дарения принадлежащей ему доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру взамен за надлежащий уход за ним. При этом было оговорено, что при отказе от осуществления ухода за отцом Фролов К.Н. будет обязан подарить квартиру другому родственнику. Фролов Н.В. отрицательно характеризовался, неоднократно находился в местах лишения свободы, неоднократно проходил принудительное лечение от алкоголизма. В ноябре 2013 года у Фролов К.Н. изменился режим работы на разъездной, в связи с чем на семейном совете решили, что уход за Фролов Н.В. будет осуществлять мать истицы Быкова Л.П. , которой Фролов Н.В. доверял. В связи с изложенным между Фролов К.Н. и Быкова Л.П. был заключен договор дарения ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Быкова Л.П. надлежащим образом осуществляла уход за Фролов Н.В. вплоть до его смерти. По мнению истицы, действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, она с супругом не совершала, у договора дарения было негласное условие – осуществление надлежащего ухода; фактически квартира Фролов К.Н. не принадлежала, он там не проживал и не пользовался ею, поскольку отец продолжал там проживать и самостоятельно распоряжаться своей ? долей в квартире, сам выбрал другого человека, который будет за ним ухаживать, сам указал сыну, кому надо подарить, и сын беспрекословно все его указания исполнил.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В соответствии со статьей 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 583 ГК по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
По договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента). Пожизненная рента может быть установлена на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением.
В соответствии со статьей 584 ГК РФ договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.
В соответствии со статьей 601 ГК РФ по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
К договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила о пожизненной ренте, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа.
Согласно статье 602 ГК РФ обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг.
В договоре пожизненного содержания с иждивением должна быть определена стоимость всего объема содержания с иждивением. При этом стоимость общего объема содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением, предусматривающему отчуждение имущества бесплатно, не может быть менее двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненного содержания с иждивением, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины не менее двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Согласно статье 605 ГК РФ обязательство пожизненного содержания с иждивением прекращается смертью получателя ренты.
При существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 настоящего Кодекса. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.
Из договора дарения ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Фролов Н.В. (даритель) передает (дарит) Фролов К.Н. (одаряемому), своему сыну, ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>, одаряемый в дар от дарителя указанную ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру принимает. Одаряемый приобретает право собственности на указанную долю после государственной регистрации перехода права собственности (пункт 4). Стороны договора подтверждают, что не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть договора, а также отсутствуют обстоятельства, вынуждающие совершать данный договор на крайне невыгодных для себя условиях (пункт 6). Договор содержит весь объем соглашений между участниками сделки в отношении предмета договора и отменяет, делает недействительными все другие обстоятельства или заявления, которые могли быть приняты или сделаны участниками сделки, будь то в устной или письменной форме до заключения договора (пункт 8).
Право собственности Фролов К.Н. на вышеуказанную долю зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Фролов Н.В. и Фролов К.Н. , заключая указанный договор, в силу положений статьи 9, статьи 421 ГК РФ действовали своей волей и в своем интересе, самостоятельно определили его условия.
Таким образом, из указанного договора не следует, что ? доля в праве общей долевой собственности на указанную квартиру была передана Фролов К.Н. с условием о том, что он будет осуществлять надлежащий уход за дарителем, а при уклонении Фролов К.Н. от осуществления ухода у него возникнет обязанность подарить названную долю другому родственнику, который возьмет на себя обязанность осуществлять уход за Фролов Н.В.
Указанные условия не содержатся и в договоре дарения ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, заключенном ДД.ММ.ГГГГ между Фролов К.Н. (даритель) и Быкова Л.П. (одаряемая).
При наличии между Фролов К.Н. и Фролов Н.В. соглашения о том, что Фролов К.Н. будет осуществлять надлежащий уход за дарителем, а при уклонении Фролов К.Н. от осуществления ухода у него возникнет обязанность подарить названную долю другому родственнику, который возьмет на себя обязанность осуществлять уход за Фролов Н.В. , они не были лишены возможности заключить договор пожизненного содержания с иждивением, однако этого не сделали.
Более того, согласно пояснениям Быкова Л.П. , опрошенной в судебном заседании, она бы ухаживала за Фролов Н.В. и в том случае, если бы Фролов К.Н. не подарил ей ? долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру.
Вышеизложенные обстоятельства дают основания полагать, что воля Фролов Н.В. была направлена на передачу спорной доли в дар Фролов К.Н. , а не на передачу с условием пожизненного содержания с иждивением. Доказательства, подтверждающие обратное, истицей и ее представителем суду не представлены. Показания опрошенных в судебном заседании свидетелей Беспаловой Н.Д. и Быкова Л.П. такими доказательствами являться не могут, поскольку они противоречат условиям вышеуказанных договоров дарения, указанные свидетели являются родственниками истицы и ее супруга, следовательно, у суда есть основания полагать о наличии у них заинтересованности в благоприятном для истицы и ее супруга исходе настоящего дела.
Доводы истицы и ее представителя о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, непригодна для проживания, не могут быть признаны судом обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
В соответствии с указанным Положением оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Решение о признании спорной квартиры непригодной для проживания, принятое уполномоченным органом, истицей и ее представителем суду не представлено.
Само по себе антисанитарное состояние квартиры не свидетельствует о том, что квартира является непригодной для проживания.
То обстоятельство, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи на момент отчуждения супругом истицы спорной доли с учетом Фролов Н.В. , проживавшего в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не превышал 18 кв.м., не может являться основанием для признания незаконным оспариваемого распоряжения, поскольку при перерегистрации в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки необходимо учитывать обстоятельства, имеющие место на момент перерегистрации. В рассматриваемом случае на момент перерегистрации истицы с семьей в составе 3 человек Фролов Н.В. уже не было в живых, и если бы спорная доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не была отчуждена Фролов К.Н. , совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи истицы превышал бы учетную норму.
Следовательно, распоряжение ответчика об отказе истице с семьей в составе трех человек в перерегистрации в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке является правомерным.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований Фролова Г.В,
Расходы истицы на оплату государственной пошлины возмещению не подлежат, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ указанные расходы присуждаются лишь пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Фролова Г.В, к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности произвести перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд РТ в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Приволжского районного
суда г.Казани Хасанова Э.К.