2-2380/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2017 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Батищевой Н.И.,
при секретаре Фирсовой А.Н.,
с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,
представителя истца Бобуек Е.А., действующей на основании доверенности от 31.01.2017,
ответчиков: Аникиной Л.Ю., Лукьяновой В.И., Лукьянова И.Г.
представителя ответчика Аникиной Л.Ю. по устному ходатайству – Осипова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Оренбурга к Аникиной Ларисе Юрьевне, Лукьяновой Валерии Игоревне, Лукьянову Игорю Геннадьевичу о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилые помещения, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
Установил.
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственниками жилого помещения, общей площадью 66,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> являются Аникина Л.Ю. и Лукьянова В.И. Вместе с ответчиками проживает член их семьи Аникин А.А.
Заключением межведомственной комиссии от 24 ноября 2011 года № 301, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от 25 апреля 2017 года №1-3/2159 ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.
В связи с тем, что ответчики в установленный срок не осуществили снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года №1798-п «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Заказным письмом с уведомлением о вручении от 26 мая 2017 года Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчикам; <данные изъяты> - ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, общей проектной площадью 66,9 кв.м., расположенного в строящемся доме в черте г. Оренбурга, после ввода дома
- ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, общей проектной площадью 66,9 кв.м., расположенного в строящемся доме в черте г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчики предупреждены об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3 месяцев, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполняются.
Просили суд изъять для муниципальных нужд у Аникиной Л.Ю. и Лукьяновой В.И. жилое помещение, общей площадью 66,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Предоставить в собственность Аникиной Л.Ю. и Лукьяновой В.И. жилое помещение, общей площадью 67,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Выселить Аникину Л.Ю. и Лукьянову В.И. и члена их семьи Аникина А.А. из жилого помещения, общей площадью 66,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Снять Аникину Л.Ю. и Лукьянову В.И. и члена их семьи Аникина А.А. с регистрационного учета по месту жительства.
В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования:
просит прекратить право собственности Аникиной Л.Ю. на 2/3 доли, Лукьяновой В.И. на 1/3 доли жилого помещения, общей площадью 66,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
признать за МО г.Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью 66,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
признать право собственности Аникиной Л.Ю. на 2/3 доли, Лукьяновой В.И. на 1/3 доли жилого помещения, общей площадью 67,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
выселить Аникину Л.Ю. и Лукьянову В.И. из жилого помещения по адресу: <адрес>,
снять с регистрационного учета по указанному адресу Аникину Л.Ю. и Лукьянову В.И.
В ходе рассмотрения гражданского дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен Лукьянов И.Н., поскольку указанное лицо проживает в квартире <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Бобуек Е.А. измененные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчики Лукьянов И.Г., Лукьянова В.И. и Аникина Л.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненных исковых требований. Пояснили, что Лукьянова В.И. и Аникина Л.Ю. являются сособственниками квартиры <адрес>
Считают, что администрацией г. Оренбурга не соблюдена процедура изъятия жилого помещения у собственника. Уведомление о сносе дома и изъятии конкретно их квартиры не получали.
Возражают против предоставления им взамен изымаемого жилья квартиры <адрес>, поскольку считают данное помещение не пригодным для проживания, не соответствующим строительным правилам и нормам.
Не согласны с техническим состоянием предлагаемой истцом квартиры, поскольку на момент осмотра в квартире <адрес> входная дверь перекошена, свободно не закрывается, линолеум «лежит волнами», во всех комнатах на потолке грибок, межкомнатные двери с трещинами, труба в ванной комнате протекает, пластиковое окно не герметично, в коридоре складирован строительный мусор. Не согласны с территориальным расположением квартиры (районом города) и этажом, на котором она расположена.
Просили в иске отказать.
Представитель ответчика Аникиной Л.Ю. - Осипов В.В. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя. Просил в иске отказать.
Помощник прокурора Стахиев А.Н. в заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае администрацией не выполнен порядок обеспечения прав собственников жилого помещения, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ.
Заслушав пояснение представителя истца, ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования администрации г. Оренбурга не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с п. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
На основании п. 9 вышеуказанной статьи, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 11, 12 ст. 32 ЖК РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника
Администрацией г. Оренбурга не соблюдены условия и порядок обеспечения жилищных прав собственников жилого помещения – Аникиной Л.Ю. и Лукьяновой В.И. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ и указаниями, изложенными в вышеуказанном Пленуме Верховного Суда РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела (выпиской из ЕГРН и договором дарения от 19.02.2014), что жилое помещение, общей площадью 66,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Аникиной Л.Ю. (2/3 доли в праве) и Лукьяновой В.И. (1/3 доли).
Квартира по указанному адресу является трехкомнатной.
Согласно поквартирной карточке в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы Аникина Л.Ю., Лукьянова В.И., Совместно с указанными лицами в квартире проживает Лукьянов И.Г.
Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 24 ноября 2011 года № 301 следует, что указанный дом является 13-ти квартирным, площадь дома 427,5 кв.м., дом двухэтажный, стены рубленные, перекрытия деревянные, перегородки деревянные, кровля шиферная, оборудован энергоснабжением, центральным отоплением, холодным водоснабжением, газом, канализацией, газовой колонкой, износ на 07.07.2006 составил 70%.
По заключению межведомственной от 24 ноября 2011 года № 301, следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литер А3, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы».
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург»;
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы решается основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литер А3, включен в данную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от 25 апреля 2017 года №1-3/2159 ответчику Аникиной Л.Ю. и Лукьяновой В.И. было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.
В указанном требовании в нарушении действующего законодательства не был установлен какой-либо разумный срок (не менее 6 месяцев) для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
Кроме того, доказательства вручения либо невручения данного требования ответчику Аникиной Л.Ю. и Лукьяновой В.И., а также доказательства направления требования ответчику Лукьянову И.Г. истцом не представлено.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года №1874-п «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по <адрес> для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Таким образом, между требованием администрации г. Оренбурга к собственникам квартиры о сносе дома и постановлением об изъятии земельного участка прошло менее 1 месяца, а не 6 месяцев, указанных в законодательстве.
В материалах дела имеется уведомление (проект соглашения) об изъятии недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером 56:44: 0341002:40 для муниципальных нужд, которое ответчиками не подписано.
Следовательно, собственники изымаемой квартиры не выбрали способ обеспечения их жилищных прав: либо выкуп жилого помещения, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения (л.д.19).
Уведомления об изъятии у ответчиков занимаемой квартиры в нарушение действующего законодательства не направлялось.
Из разрешения на ввод в эксплуатацию от 18 декабря 2015 года следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
Распоряжением № 7056-р от 24 декабря 2015 года вышеназванному жилому дому присвоен адрес: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права квартира <адрес> имеет площадь 67,5 кв.м., расположена на 1 этаже, назначение жилое, правообладателем является Управление жилищной политики администрации г.Оренбург.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается представителем истца, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом не соблюдена, с ответчиками не достигнуто соглашения, поэтому требования администрации г. Оренбурга не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
Решил.
Исковые требования администрации г.Оренбурга к Аникиной Ларисе Юрьевне, Лукъяновой Валерии Игоревне, Лукъянову Игорю Геннадьевичу о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилые помещения, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 ноября 2017 года.
Судья Батищева Н.И.