Дело № 2-2232/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года город Казань
Московский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи З.Н.Замалетдиновой,
при секретаре А.С.Назиповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андриановой Г. Д. к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Г.Д.Андрианова обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обосновании иска указано, что истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в собственности ИКМО г.Казани. На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, ИКМО г.Казани ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу». Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани №р от ДД.ММ.ГГГГ, истец поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «малоимущие» и «граждане, жилые помещения которых в установленном законом порядке не пригодны для проживания». Кабинет Министров РТ утвердил Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. В настоящей программе под аварийным жилым фондом понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в программу переселения граждан не вошел и истца по указанной программе не переселят. Истец является <данные изъяты> и вынуждена проживать в аварийном и подлежащим сносу жилом помещении. Истцом в адрес ответчика было направлено письмо о предоставлении ей жилого помещения вне очереди. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во внеочередном предоставлении жилья. В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика предоставить ей по договору социального найма вне очереди взамен признанного аварийным и подлежащим сносу равноценное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица ИКМО г.Казани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении, о причине неявки суду не сообщил. Суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 57).
На основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 данного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, среди прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 87 указанного Кодекса, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения №ю от ДД.ММ.ГГГГ истцу было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из <данные изъяты>х комнат, в <данные изъяты> комнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой <данные изъяты>, по адресу: <адрес>
Согласно выписке из домовой книги, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ истец и с ДД.ММ.ГГГГ ее внук - О.А.Андрианов.
На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением ИКМО г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ № проектной организации «Союзхимпроект».
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ, истец была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «малоимущие» и «граждане, жилые помещения которых в установленном законом порядке не пригодны для проживания».
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В соответствии с Решением Казанской городской Думы от 06.12.2010 №7-2 «О муниципальном казенном учреждении «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани», Администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» действует строго в рамках полномочий, определенных Положением об Администрации районов и неправомочна действовать сверх переданных ей полномочий.
В соответствии с указанным Решением Казанской городской Думы от 06.12.2010 №7-2 «О муниципальном казенном учреждении «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» администрация принимает решения лишь о постановке на учет и снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Главы администрации г. Казани от 26.04.2005 N 956 "О Положении об администрации района г. Казани", к полномочиям и компетенции администрации не относится распоряжение муниципальным жилым фондом и предоставление жилых помещений.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы закона, суд находит исковые требования Г.Д.Андриановой необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» является по делу ненадлежащим ответчиком.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Андриановой Г. Д. к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» о возложении обязанности предоставить жилое помещение не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ
Иск Андриановой Г. Д. к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани.
Судья З.Н.Замалетдинова