8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда № 2-1911/2017 ~ М-998/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., с участием представителя истца ФИО6, представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО7 при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах своих и несовершеннолетнего ФИО2, к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на жилищное обеспечение, признании незаконным решения о снятии с учета, возложении обязанности по восстановлению на учёте нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующая в интересах своих и несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, в котором просила признать за ней и несовершеннолетним ФИО2 право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии со статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», признать решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учета незаконным, обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить их на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, c ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска указала, что, являясь вдовой, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ****** отдел Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ решением № ****** начальника ****** отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ принят ФИО5 составом семьи 3 человека, в избранном месте жительства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением № ******, принятым Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Истец считает, что решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ является незаконным, необоснованным, основано на неверном толковании закона. ДД.ММ.ГГГГ приказом № ****** командира войсковой части ****** по личному составу прапорщик ФИО5 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. Согласно выписке из приказа командира войсковой части ****** по личному составу № ****** от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанный приказ внесены исправления в пояснение к пункту 1, в соответствии с которым смерть прапорщика ФИО5 наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. Из послужного списка следует, что на момент исключения из списков личного состава ФИО5 имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, первый контракт о прохождении военной службы заключил до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с представленной справкой № ****** от ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом <адрес> на основании графы ****** послужного списка ФИО5 истец ФИО1 является женой, а ФИО2 – cыном. На основании распоряжения главы администрации ****** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** по месту прохождения военной службы ФИО5 на состав семьи 3 человека по договору социального найма № ****** от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение общей площадью ****** кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представила в ****** отдел (<адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ нотариально оформленное обязательство <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора социального найма № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении и передачи администрации <адрес> <адрес> ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтвердил в суде представитель истца, об отложении не просили.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО8 заявленные исковые требования не признала, пояснила, что истец не соответствует предъявляемым требованиям. ФИО5 в период прохождения военной службы после истечения пяти лет мог претендовать на обеспечение постоянным жилым помещением, само право на обеспечение жилым помещением реализуется только в случае признания лица нуждающимся в жилом помещении. Семья ФИО5 была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения службы. Заявленные требования в силу закона не подлежат удовлетворению, так как не имелось оснований для признания ФИО5 нуждающимся в жилом помещении, в связи с обеспечением жилым помещением по договору социального найма.

Заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названная норма также предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих».

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 являлась супругой ФИО5, у ФИО1 и ФИО5 имеется совместный ребенок: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО5 проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации приказом командира войсковой части № ****** № ****** от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.

По заявлению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ решением № ****** начальника № ****** отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ принят ФИО5 составом семьи 3 человека, в избранном месте жительства <адрес>.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, вдова ФИО1 и совместно проживающий с ней сын ФИО2 сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В решении № ****** от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на момент постановки на учет нуждающихся уровень обеспеченности ФИО1 и членов ее семьи в расчете на трех человек составлял ****** (******) кв.м., что существенно выше учетной нормы, установленной в избранном месте жительства <адрес> (****** кв.м.). Решением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ начальника ****** отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» принято с нарушением ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в получении жилого помещения.

Вместе с тем истец, ссылаясь на представление в ФГКУ «Центррегионжилье» нотариально оформленного обязательства № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора социального найма № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, просила признать решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановить её, несовершеннолетнего ребенка на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 1 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона. При этом указанным лицам денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти» на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» даны разъяснения, согласно которым при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Таким образом, для получения жилья на основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» членами семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, необходимо наличие оснований для признания самого военнослужащего при жизни нуждающимся в жилом помещении. Из этого следует, что право на получение жилого помещения по договору социального найма истец могла приобрести при условии, если такое право могло быть признано за военнослужащим, супругой которого она являлась, до его гибели (смерти).

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО5), военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в указанной редакции было установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространялся и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в той же редакции военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Кроме того, пункт 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в действующей на момент смерти ФИО5 редакции предусматривал предоставление военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы служебных жилых помещений или общежитий, а при продолжении военной службы свыше указанных сроков – жилых помещений на общих основаниях.

Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы ФИО5, между Администрацией муниципального образования закрытого административно-территориального образования <адрес> (Наймодатель) и ФИО5 (Наниматель) на основании Распоряжения главы <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № ****** от ДД.ММ.ГГГГ (далее-договор № ****** от ДД.ММ.ГГГГ), по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение муниципального жилищного фонда, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире общей площадью № ****** кв.м., в том числе жилой № ****** кв.м., по адресу: <адрес> <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, канализация, вывоз мусора (п. 1 договора № ****** от ДД.ММ.ГГГГ).

Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО1 – жена, ФИО2 – сын (п. 2 договора № ****** от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно справке, выданной Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы ФИО1, ФИО2

В связи с этим суд считает установленным, что квартира по адресу: <адрес> <адрес>, относится к жилищному фонду социального использования.

Из этого следует, что ФИО5 в период прохождения им военной службы был обеспечен постоянным жилым помещением.

Согласно материалам дела, общая площадь квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, составляет ****** кв.м., жилая площадь - ****** кв.м.

Пунктом 2 ст. 2 Положения о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ****** от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде городского округа ****** установлена - ****** кв. м.

С учетом жилой площади квартиры по адресу: <адрес> <адрес> на каждого члена семьи ФИО5 приходилось более учетной нормы, соответственно, после предоставления ему указанной квартиры ФИО5 и члены его семьи перестали являться нуждающимися в получении жилого помещения.

Следовательно, истец и её несовершеннолетний ребенок обеспечены постоянным жилым помещением свыше учетной нормы.

Между тем, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Таким образом, истец и её несовершеннолетний ребенок по причине обеспеченности их жилым помещением, предоставленным в постоянное пользование по договору социального найма, не могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, что делает невозможным постановку истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Следует также отметить, что право на получение жилого помещения по избранному месту жительства у членов семьи ФИО5 не возникло, поскольку указанный военнослужащий в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, нуждающимся в предоставлении жилого помещения на момент исключения из личного состава части не являлся. Кроме того, суду не представлены доказательства того, что ФИО5 подлежал увольнению с военной службы, обращался с рапортом об увольнении и принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательства того, что ФИО5 было избрано постоянное после увольнения место жительства в населенном пункте, отличном от места прохождения им военной службы.

Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением военнослужащих, увольняемых по трем указанным основаниям, предоставляется им один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии с пп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******), военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

Таким образом, на момент гибели военнослужащего у членов его семьи не возникло право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны РФ, поскольку такое право отсутствовало у самого военнослужащего, ФИО5 не был признан нуждающимся и отсутствовали основания для признания его таковым, при прохождении военной службы ФИО5 уже был обеспечен жилым помещением, исходя из состава семьи: ФИО1 - жена, ФИО2 – сын, свыше учетной нормы предоставления в <адрес> <адрес>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований по иску ФИО1, действующей в интересах своих и несовершеннолетнего ФИО2, к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на жилищное обеспечение, признании незаконным решения о снятии с учета, возложении обязанности по восстановлению на учёте нуждающихся в жилых помещениях, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Н.А. Бабкина

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн