8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда № 2-1278/2017 ~ М-1161/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-1278/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2017 года г.Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,

при секретаре Надежиной Ю.Р.

с участием представителя истца Гаевого А.А. действующего по доверенности от 04.02.2017, представителя ответчика Науменко Н.А., действующей по доверенности от 02.05.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смекалина Виктора Александровича к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконным бездействие по непринятию мер по обеспечению жилым помещением, возложении обязанности о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Смекалин В.А. обратился в суд с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконным бездействие по непринятию мер по обеспечению жилым помещением, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы.

В обоснование иска указал, что в период с ДАТА по ДАТА годы проходил военную службу в ВС РФ. В соответствии с приказом командира войсковой части 64436-Б от 10 февраля 1998 г. № 32 он уволен с военной службы по истечении срока контракта (ст. 48 п. 1 Закона о воинской службе).

Исключен из списков личного состава части 04.03.1998. В период прохождения с военной службы, с целью реализации права на улучшение жилищных условий, истец 24.09.1997 обратился с рапортом об улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии Новинского гарнизона от 17.10.1997 (протокол № 18) истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

После увольнения с военной службы истец остался проживать в том же населённом пункте, в жилом помещении предоставленном ранее.

В связи с длительным непринятием решения реализации права истца на улучшение жилищных условий, им 20 февраля 2017 г. было направлено обращение в адрес начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России (далее - ответчик), в котором он просил разъяснить, когда будет реализовано его право на жилище.

В ответе на обращение ответчик пояснил, что сведений о включении истца в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий у него не имеется и следовательно, право на получение жилого помещения у истца отсутствует.

Ссылаясь на абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ, а также на факт того, что истец был принят на учет нуждающихся в 1997 году и с этого времени не получал уведомления о снятии его с такого учета, полагает, что ответ ответчика является незаконным, просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жилым помещением истца и членов его семьи, согласно норм установленных законодательством РФ, обязать ответчика обязать истца и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам и в порядке установленными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд полагает возможным, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Гаевой А.А. в судебном заседании исковые требования уточнил в части состава семьи Смекалина В.А., которая на сегодняшний день составляет два человека. В остальном, требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что Смекалин В.А. подлежит обеспечению жилым помещением по последнему месту прохождения военной службы, как военнослужащий, заключивший контракт до 1.01.1998г. До настоящего времени жилым помещением истец не обеспечен, проживает в служебном жилом помещении.

Представитель ответчика Науменко Н.А. требования не признала по основаниям, указанным в представленных письменных возражениях, согласно которым, Смекалин В.А. во время прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением. После увольнения с военной службы, истец остался проживать в том же населенном пункте, в жилом помещении предоставленном ранее. Жилая площадь помещения составляет <данные изъяты> кв.м., т.е. истец обеспечен по нормам. Доказательств того, что Смекалин В.А. в установленном порядке состоял на учете или был признан нуждающимся, не представлено. В материалах дела имеются копии: рапорта Смекалина В.А., сопроводительное письмо начальника КЭЦ, сопроводительное письмо председателя жилищной комиссии в/ч 64401, которые не являются документами, подтверждающими возникновение права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащим на первые 5 лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этого срока им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Учитывая, что Смекалину В.А. была предоставлена квартира, в которой он в настоящее время продолжает проживать, следует сделать вывод, что он обеспечен жилым помещением от МО ОФ и повторному обеспечению не подлежит.

Исследовав представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд установил следующие обстоятельства.

Смекалин В.А. проходил военную службу по контракту с 1979 года, уволен 04.03.1998 года с зачислением в запас по пункту 1 статьи 48 Закона РФ от 11.02.1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (истечение срока военной службы - срока контракта); из списков части он исключен с 04.03.1998 года. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 08 месяцев 25 дней, в льготном исчислении – 22 года 06 месяцев 25 дней.

Жилищные правоотношения с участием военнослужащих и членов их семьи регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ним указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 5 Жилищного кодекса РФ).

Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

24.09.1997 истец обратился к командиру в/ч 64436-Б с рапортом об улучшении жилищных условий.

Из ответа Председателя жилищной комиссии войсковой части 64401 от 22 октября 1997 года следует, что решением жилищной комиссии Новинского гарнизона от 17 октября 1997 года (протокол № 18) был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что свободных квартир в гарнизоне не было, Смекалин В.А. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Из справки Администрации городского поселения «Новокручининское» от 15.09.2015 г., справки на вселение, постановлением от ДАТА о переадресации жилых домов следует, что с 16.08.1990г. истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> Совместно с ним зарегистрированы ФИО2, ДАТА года рождения, ФИО3, ДАТА года рождения, ФИО4, ДАТА года рождения, ФИО5, ДАТА года рождения, ФИО1

По состоянию на 11.09.2017г. в вышеназванном жилом помещении зарегистрированы: Смекалин В.А., ФИО5

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно информации, предоставленной Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.08.2015, истец и члены его семьи не имеют на праве собственности объектов недвижимого имущества.

Представитель истца 20.02.2017 обратился к ответчику с заявлением по вопросу обеспечения Смекалина В.А. жилым помещением.

12.03.2017 ФГКУ «Востокрегионжилье» представителю истца дан ответ о том, что архивные документы и информационный ресурс КЭЧ Сибирского военного округа (в том числе Антипихинской КЭЧ района), переданные в связи с расформированием в ФГКУ «Востокрегионжилье», не содержат сведений о включении истца в списки очередников, для получения жилого помещения по договору социального найма. Истец не состоит на учете военнослужащих, нуждающихся ни по месту прохождения военной службы, ни в избранном после увольнения месте жительства, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации Смекалиным В.А. в настоящее время реализовано быть не может.

Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и. социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище" и" определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.

В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма производится гражданам, нуждающимся в них.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуса военнослужащих указывается, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона т 27.05.1998г. №76-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшению жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и приказом МО РФ №80 от 15.02.2000г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ» до ДАТАг., функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществлялось органами местного самоуправления. Согласно данному порядку, военнослужащему надлежало обратиться в органы местного самоуправления для реализации своих жилищных прав.

В соответствии с пунктом 13 Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления...

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122 компетенция органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, претерпела изменения. В соответствии с п.п. 3 и 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении жилых помещений, пригодных для проживания военнослужащих, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-­строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

В остальной части указанные Правила подлежали ; применению на момент увольнения истца.

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76- ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 26.02.2015 года - день обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилья) установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Смекалин В.А. был уволен из рядов вооруженных сил и исключен из списков части до 01.01.2005 года. Следовательно, в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на момент увольнения Смекалина В.А. из Вооруженных Сил РФ, учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по избранному месту жительства не входило в компетенцию Министерства Обороны и было возложено на органы местного самоуправления.

Доказательств, подтверждающих, что Смекалин В.А. состоял на учете или был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, суду не представлено. Имеющиеся в материалах дела копии рапорта Смекалина и сопроводительных писем о необходимости рассмотрения вопроса по улучшению жилищных условий истца и постановке его на учет, таковыми не являются, поскольку не отвечают требованиям ст. 67 ГПК РФ. Архивные документы КЭЧ не содержат сведений о включении истца в списки очередников для получения жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, как установлено судом, Смекалин В.А. по месту службы был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, в настоящее время продолжает проживать в данном жилом помещении площадью 48,7 кв.м., составом семьи 2 человека. Представленные администрацией городского поселения «Новокручининское» справки не содержат сведений о наличии регистрации занимаемого Смекалиным В.А. жилого помещения в качестве служебного.

Таким образом, у ответчика не имелось законных оснований для обеспечения Смекалина В.А. жилым помещением, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Смекалина Виктора Александровича к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконным бездействие по непринятию мер по обеспечению жилым помещением, возложении обязанности о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27.09.2017 года.

Судья Е.Ю. Якубанец

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн