РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2016 года г. Москва Тушинский районный суд г. Москвы в составе: председательствующего судьи Ушаковой Т.Г., при секретаре Пустовите Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-1849/16 по
иску Печниковой З.Б., Токарева В.Д., Косариковой Ю.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Токарева А.Д., к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ
Истцы Печникова З.Б., Токарев В.Д., Косарикова Ю.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Токарева А.Д., обратились в суд с иском к ДГИ г. Москвы, уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просят признать за ними право собственности на квартиру по адресу: г. Москва, ул. ***, в порядке бесплатной приватизации, по ¼ доли за каждым.
В обоснование исковых требований указали, что они зарегистрированы и проживают в отдельной муниципальной однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Москва, ул. ***, предоставленной матери Печниковой З.Б. - Наринской А.И. на основании ордера в 1954 году, на условиях договора найма.
Наринская А.И. умерла 09.09.1981 г. 29.01.2015 г. истцы обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения на указанную квартиру, однако в заключении договора социального найма истцам было отказано в связи с утратой ордера, на основании которого предоставлялась вышеуказанное жилое помещение. Отказ ответчика в заключении договора социального найма жилого помещения с истцами на квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул.
***, нарушает право истцов на заключение договора социального найма, поскольку спорная квартира, предоставлена семье истцов на законных основаниях, семья вселилась в жилое помещение на условиях социального найма, проживает в нем более 60 лет, истцы зарегистрированы в спорной квартире, пользуются данной площадью в соответствии с ее назначением, несут расходы по содержанию данного жилья.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения по существу заявленных требований, в которых просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Судом установлено, что однокомнатная квартира № *** в г. Москве, общей площадью 51,70 кв.м., жилой площадью 25,60 кв.м., была предоставлена 11.03.1999 г. Печниковой З.Б., однако ордер на предоставление жилого помещения был утерян, как указано в иске ранее, данное жилое помещение было предоставлено матери Печниковой З.Б. – Наринской А.И., которая была зарегистрирована в данной квартире с 04.02.1955 г.
Согласно финансовому лицевому счету в квартире, расположенной по адресу: г. Москва, ул. ***, зарегистрированы с 04.02.1955 г. Печникова З.Б., с 12.03.1999 г. Токарев А.Д., с 10.05.1990 г. Косарикова Ю.В., с 09.01.2007 г. Токарев В.Д.
Таким образом, из материалов дела видно, что истцы фактически с момента их рождения и до настоящего времени зарегистрированы и проживают по указанному адресу. На имя Печниковой З.Б. открыт лицевой счет, карточка учета, начисляются коммунальные платежи. Требований о выселении истцов из указанного жилого помещения не предъявлялось.
Истцы обратились в ДГИ г. Москвы с заявлением о заключении с ними договора социального найма жилого помещения, однако им было отказано ввиду утери ордера на спорное жилое помещение.
На период выделения жилой площади, согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения; иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Между тем, суду не представлено доказательств, подтверждающих включение в число служебных, спорного жилого помещения.
Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42 установлено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и с
делок с ним.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого
помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Статьей 7 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что к общежитиям (по аналогии служебному жилью, так как и те и другие являются специализированным жилым фондом), которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма (обмен, поднаем, приватизация и пр.).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию.
Как усматривается из материалов дела право собственности на спорное жилое помещение принадлежит городу Москве, между тем сведения об отнесении указанной квартиры к специализированному жилищному фонду или к числу служебного жилья в материалах дела отсутствуют.
Сведений о том, что занимаемое истцами жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется, квартира под арестом, запретом и другим обременением не состоит.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В ходе судебного заседания установлено, что истцы правом на получение в собственность жилых помещений в порядке приватизации не пользовались.
Так, согласно сообщениям Управления Росреестра по г. Москве права на жилые помещения за истцами в г. Москве не зарегистрированы.
В соответствии со ст.ст.1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещении на предусмотренных законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Статьей 4 указанного закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ст. 6 данного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г.
№ 1541-1 установлено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.5 Постановления от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Помимо этого, в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2005года (по гражданским делам) указано, что если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома, из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Судом установлено, что истцы вселились в жилое помещение и проживают в нем на законных основаниях, несут бремя по содержанию жилья. Данное помещение используется истцами по назначению, договор найма специализированного жилого помещения с истцами не заключался. Истцы оплачивают денежные средства за проживание в данном помещении, предоставляемые коммунальные услуги, несут необходимые расходы, что в судебном заседании не опровергнуто. Данных о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом – не представлено.
Поскольку истцы изъявили свою волю на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, и ранее в приватизации не участвовали, в соответствии с требованиями закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» им не может быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения.
Ко всему, разрешая спор, суд принимает во внимание постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 г. № 771-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» с изменениями на 26.04.2011 г., внесенными постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 г. № 158-ПП, согласно п.1 которого с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: договоры социального найма, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
В силу п.3 названного постановления с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры жилого помещения, указанные в статье 20 вышеназванного Закона города Москвы, при наличии в том числе смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения.
Как видно из материалов дела Наринская А.И. работала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, более 10 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и полагает правомерным признать право собственности за Печниковой З.Б., Токаревым В.Д., Косариковой Ю.В., Токаревым А.Д. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. ***, по ¼ доли за каждым, в порядке бесплатной приватизации.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и с
делок с ней.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л : Исковые требования Печниковой З.Б., Токарева В.Д., Косариковой Ю.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Токарева А.Д., к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Печниковой З.Б., Токаревым В.Д., Косариковой Ю.В., Токаревым А.Д. право собственности на квартиру № *** в г. Москве, по ¼ доле за каждым, в порядке бесплатной приватизации.
Право собственности на жилое помещение подлежит регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его окончательного вынесения.
Судья –.