8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Приговор суда по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ № 1-278/2017 | Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, б

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 июня 2017 года Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Евладовой А.А., с участием государственного обвинителя Курченко С.Н., подсудимого Корякова И.Г., защитников Фирсовой С.В., Игошевой О.В., при секретаре Бадрызловой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению Корякова ФИО7 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Коряков И.Г. обвиняется в том, что ДД.ММ.ГГГГ незаконно переместил через таможенную границу Таможенного Союза в рамках ЕврАЗЭс сильнодействующие вещества, а именно в нарушение Федерального Закона РФ №61 «Об обращении лекарственных средств» от ДД.ММ.ГГГГ не предъявил документы, подтверждающие назначение ему этих лекарственных средств.

На обсуждение участников процесса судом поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору в связи с тем, что обвинительное заключение по настоящему делу составлено с нарушением требований настоящего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - а именно в обвинительном заключении не указан способ, которым Коряков И.Г., по мнению органов следствия, незаконно переместил сильнодействующие средства через таможенную границу.

Подсудимый Коряков И.Г. и его защитники не возражали против возвращения уголовного дела прокурору, государственный обвинитель возражала против возвращения уголовного дела прокурору, полагая, что оно составлено с соблюдением требования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав мнение участников процесса, приходит к следующим выводам.

В силу п.1 ч. 1 ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 года №12 «О судебной практике по делам о контрабанде» перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

При этом под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

Таким образом, способ совершения контрабанды является обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как следует из обвинительного заключения и установлено в судебном заседании, Коряков И.Г. переместил через таможенную границу для личного использования лекарственные средства, содержащие сильнодействующие вещества, однако способ, которым Коряков И.Г. незаконно (с точки зрения органов следствия) переместил указанные лекарственные средства через таможенную границу, в обвинительном заключении не указан.

Более того, общий порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года N 278, а постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 930 утверждена Номенклатура сильнодействующих веществ, на которые распространяется данный порядок, не включающая анаболические стероиды, контрабанда которых была инкриминирована подсудимому по настоящему делу. Соответственно, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года N 278 правила не применяются по отношению к ввозу (вывозу) физическими лицами лекарственных средств, содержащих анаболические стероиды.

При этом положениями частей 1 и 2 статьи 50 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и конкретизирующими данную норму Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 771) в изъятие из требований, предъявляемых в том числе к порядку ввоза лекарственных средств юридическими лицами для коммерческих целей, допускается ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, если они предназначены, в частности, для личного использования физическими лицами, прибывшими в Российскую Федерацию.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В связи с чем Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 22-П положения статьи 226.1 УК Российской Федерации, устанавливающее уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное положение - при наличии приводящей к его произвольному истолкованию и применению неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физическими лицами через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарственных средств и не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, - не предполагает возможность учета специфики их перемещения, осуществляемого физическими лицами в целях личного использования, и не позволяет этим лицам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия.

Указанным Постановлением Федеральному законодателю предписано установить порядок перемещения физическими лицами через Государственную границу Российской Федерации лекарственных средств, в состав которых входят сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, в целях личного использования.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ, впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, перемещение через Государственную границу Российской Федерации лекарственных средств, в состав которых входят сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, физическими лицами в целях личного использования должно осуществляться с учетом условий, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств".

В соответствии со ст. 50 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты могут быть ввезены в Российскую Федерацию, если они предназначены для личного использования физическими лицами, прибывшими в Российскую Федерацию. При этом ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, включенные соответственно в список сильнодействующих веществ для целей уголовного законодательства Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляется при наличии документов (заверенных копий документов или заверенных выписок из них), подтверждающих назначение физическому лицу указанных лекарственных препаратов (за исключением лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации и отпускаемых в Российской Федерации без рецепта на лекарственный препарат).

В то же время, указывая в обвинительном заключении на нарушение Коряковым И.Г. указанных требований, органы следствия не установили и не указали в обвинительном заключении – зарегистрированы ли лекарственные средства, ввезенные подсудимым, в Российской Федерации, требуется ли в Российской Федерации рецепт на отпуск указанных лекарственных средств, поскольку предъявление медицинских документов при перемещении через таможенную границу требуется лишь в отношении тех лекарственных препаратов, которые не зарегистрированы в Российской Федерации и на отпуск которых требуется рецепт.

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что названные недостатки обвинительного заключения не позволяют вынести приговор или иное решение на основе данного заключения.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ

Уголовное дело по обвинению Корякова ФИО8 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации возвратить Свердловскому транспортному прокурору для устранения указанных препятствий его рассмотрения судом.

Меру пресечения Корякову ФИО9 - оставить без изменения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы или представления через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Постановление изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.

Судья А.А. Евладова