8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Приговор суда по ч. 3 ст. 264 УК РФ № 1-283/2017 | Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Дело №1-283/2017

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2017 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Авдеенко Ю.Г.,

при секретаре судебного заседания Александровой М.С.,

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Заводского района города Саратова Сивашовой М.В.,

потерпевшей ТСС,

подсудимого Яковлева А.В.,

защитника подсудимого – адвоката Кирюхиной И.П., представившей удостоверение <№> и ордер <№> от <Дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Яковлева А.В., <Дата> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего <данные изъяты> имеющего среднее специальное образование, в браке не состоящего, имеющего малолетних детей, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Яковлев А.В., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, что повлекло по неосторожности смерть человека.

Данное преступление совершено им в городе Саратове при следующих обстоятельствах.

27 мая 2017 года примерно в 20 часов 00 минут Яковлев А.В., управляя личным автомобилем «CHEVROLET CRUZE» регистрационный знак <данные изъяты>, следовал в условиях светлого времени суток и неограниченной видимости по проезжей части проспекта Энтузиастов со стороны ул. Брянская в направлении ул. Механизаторов г.Саратова.

Осуществляя движение, Яковлев А.В. перевозил на заднем сидении пассажира ТОВ, не пристегнутую ремнем безопасности, чем нарушил требования п.п.2.1, 2.1.2 Правил дорожного движения РФ, обязывающих водителя при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями.

В указанное время Яковлев А.В. управлял автомобилем при наличии условий, запрещающих эксплуатацию транспортного средства, которые заключались в том, что на транспортном средстве были установлены морозостойкие и неморозостойкие шины, остаточная глубина рисунка протектора шины составляла менее 1,6 мм, чем нарушил требования п.п.2.3, 2.3.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которым водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также п.11 данных положений и п.п.5.1, 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Следуя по мокрой проезжей части проспекта Энтузиастов со скоростью примерно 60 км/час, которая не обеспечивала ему возможность постоянного контроля за движением автомобиля с учетом особенностей и состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, Яковлев А.В. нарушил требования абзаца 1 п.10.1 Правил дорожного движения РФ, обязывающего водителя вести транспортное средство со скоростью, обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением для выполнения требований Правил дорожного движения РФ. Своими действиями Яковлев А.В. нарушил требования п.1.3 Правил дорожного движения РФ, обязывающего водителя знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил дорожного движения РФ.

В пути следования, приближаясь к закруглению дороги вправо в районе д.1 по ул.Брянская г.Саратова, Яковлев А.В., имея возможность беспрепятственного движения в пределах проезжей части, при осуществлении маневра поворота направо, в нарушение требований абзаца 2 п.10.1 Правил дорожного движения РФ мер к снижению скорости до безопасной не принял. Двигаясь с прежней скоростью, не обеспечивающей безопасность в данных дорожных условиях, закругления проезжей части, Яковлев А.В. потерял контроль за управлением автомобиля и допустил его неуправляемое движение за пределы проезжей части, создав угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия, чем нарушил требования п.1.5 Правил дорожного движения РФ, согласно которому участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, а также требования п.9.9 Правил дорожного движения РФ, согласно которому запрещается движение по обочинам.

Вследствие нарушения требований Правил дорожного движения РФ, эксплуатации транспортных средств и собственной неосторожности, Яковлев А.В. сам себя поставил в такие условия, при которых дорожно-транспортное происшествие стало неизбежным.

27 мая 2017 года примерно в 20 часов 00 минут, следуя по проезжей части проспекта Энтузиастов со стороны ул. Брянская в направлении ул. Механизаторов г.Саратова в районе д.1 по ул.Брянская, выехав за правый край проезжей части, Яковлев А.В. правой боковой частью автомобиля «CHEVROLET CRUZE» регистрационный знак <данные изъяты> допустил наезд на заднюю часть, стоящего на правой обочине автопоезда в составе грузового седельного тягача «DAF XF 105.460» регистрационный знак <данные изъяты> и полуприцепа-цистерны «<данные изъяты>» регистрационный знак <данные изъяты>.

С полученными в результате данного наезда телесными повреждениями пассажир ТОВ была госпитализирована в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 1 им. Ю.Я. Гордеева», где 28 мая 2017 года скончалась.

В результате дорожно-транспортного происшествия ТОВ были причинены телесные повреждения: кровоизлияния в мягкие ткани головы, кровоизлияния под оболочки и в желудочки головного мозга, множественные двусторонние переломы ребер, разрывы пристеночной плевры, ушибы и кровоизлияния в прикорневые зоны легких, кровоизлияние в правый купол диафрагмы, кровоизлияние в околопочечную клетчатку справа, кровоизлияние в брыжейку тонкого кишечника, кровоизлияния в мягкие ткани спины, разрыв межпозвонкового диска, перелом подвздошной кости справа, разрыв крестцово-подвздошного сочленения справа, кровоизлияния в окружающие переломы мягкие ткани. Все повреждения возникли в комплексе единой травмы, от ударного воздействия тупых твердых предметов, причинены 27 мая 2017 года в условиях дорожно-транспортного происшествия выступающими частями салона автомобиля, причинили тяжкий вред здоровью человека по признаку развития угрожающего жизни состояния и обусловили смерть потерпевшей. Смерть ТОВ наступила от сочетанной тупой травмы тела с переломами костей скелета и повреждением внутренних органов. Между полученными телесными повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинная связь.

Нарушения Яковлевым А.В. требований Правил дорожного движения РФ и эксплуатации транспортных средств, находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями.

Подсудимый Яковлев А.В. в судебном заседании вину признал и показал, что 27 мая 2017 года примерно в 20 часов он двигался на автомобиле «CHEVROLET CRUZE» регистрационный знак <данные изъяты> по проспекту Энтузиастов со стороны ул.Брянская в направлении ул.Механизаторов г. Саратов. В салоне машины находились ТСС и его теща ТОВ, которая сидела на заднем сиденье пассажира. Приближаясь к д.1 по ул.Брянская г. Саратова на закруглении дороги вправо произошел занос его автомобиля с последующим выездом за пределы проезжей части и наездом на заднюю часть припаркованного на обочине грузового автомобиля. В результате дорожно-транспортного происшествия ТОВ были причинены телесные повреждения, от которых последняя скончалась.

Помимо признательных показаний Яковлева А.В. его вина в совершении преступления подтверждается совокупностью следующих доказательств, исследованных в судебном заседании.

Потерпевшая ТСС в судебном заседании пояснила, что 27 мая 2017 года примерно в 20 часов она на автомобиле «CHEVROLET CRUZE» под управлением Яковлева А.В. вместе с матерью ТОВ ехала по пр.Энтузиастов со стороны ул.Брянская в направлении ул.Механизаторов г.Саратова. Приближаясь к д.1 по ул.Брянская г. Саратова на закруглении дороги их автомобиль занесло, в результате чего произошел наезд на припаркованный на правой обочине грузовой автомобиль. От полученных повреждений ТОВ скончалась в больнице.

Из оглашенных и исследованных в судебном заседании, с согласия участников процесса в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ТИР следует, что 27 мая 2017 года около 16 часов он на правой обочине в районе д.1 по ул.Брянская г.Саратова припарковал автопоезд в составе грузового седельного тягача «DAF XF 105.460» регистрационный знак <данные изъяты> и полуприцепа-цистерны «<данные изъяты>» регистрационный знак <данные изъяты> и уехал домой. После 20 часов узнал, что с его транспортным средством произошло дорожно-транспортное происшествие. Приехав на место, обнаружил, что на его припаркованный автопоезд наехал автомобиль «CHEVROLET CRUZE». Впоследствии узнал, что пассажир из автомобиля «CHEVROLET CRUZE» скончалась (том 1 л.д.114-115).

Из оглашенных и исследованных в судебном заседании, с согласия участников процесса в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля КРВ следует, что 27 мая 2017 года примерно в 20 часов он ехал по пр.Энтузиастов со стороны ул.Брянская в направлении ул. Механизаторов г. Саратова. Впереди него со скоростью примерно 60 км/час двигался автомобиль «CHEVROLET CRUZE» под управлением Яковлева А.В. В процессе движения вдоль забора нефтеперерабатывающего завода, он увидел, как на закруглении дороги вправо произошел занос автомобиля Яковлева А.В.. После чего автомобиль пропал из поля зрения. Подъехав ближе, он увидел последствия наезда автомобиля на припаркованный на правой обочине грузовой автомобиль. Позже он узнал, что находящаяся в качестве пассажира в данном автомобиле ТОВ скончалась (том 1 л.д.124-125).

Эксперт ПФА в судебном заседании подтвердил выводы экспертизы <№> от 30 июня 2017 года и пояснил, что смерть ТОВ наступила от сочетанной тупой травмы тела с переломами костей скелета и повреждением внутренних органов. Между полученными телесными повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинная связь.

Согласно заключению эксперта <№> от 30 июня 2017 года у ТОВ обнаружены телесные повреждения: кровоизлияния в мягкие ткани головы, кровоизлияния под оболочки и в желудочки головного мозга, множественные двусторонние переломы ребер, разрывы пристеночной плевры, ушибы и кровоизлияния в прикорневые зоны легких, кровоизлияние в правый купол диафрагмы, кровоизлияние в околопочечную клетчатку справа, кровоизлияние в брыжейку тонкого кишечника, кровоизлияния в мягкие ткани спины, разрыв межпозвонкового диска, перелом подвздошной кости справа, разрыв крестцово-подвздошного сочленения справа, кровоизлияния в окружающие переломы мягкие ткани. Все повреждения, возникли в комплексе единой травмы, от ударного воздействия тупых твердых предметов, причинены 27 мая 2017 года в условиях дорожно-транспортного происшествия выступающими частями салона автомобиля, причинили тяжкий вред здоровью человека по признаку развития угрожающего жизни состояния и обусловили смерть потерпевшей. Смерть ТОВ наступила от сочетанной тупой травмы тела с переломами костей скелета и повреждением внутренних органов. Между полученными телесными повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинная связь (том 1 л.д. л.д.55-58).

Выводами судебно-медицинской экспертизы объективно установлены характер, локализация полученных в результате дорожно-транспортного происшествия повреждений, причина смерти потерпевшей.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Протоколом осмотра места происшествия от 27 мая 2017 года, согласно которому осмотрен участок проезжей части, расположенный по проспекту Энтузиастов напротив д.1 по ул. Брянская г. Саратова и установлено место совершения преступления (том 1 л.д. 7-20)

Протоколом осмотра места происшествия и фототаблицой от 05 июня 2017 года, согласно которым у инспектора ПАЮ изъят CD-R диск, содержащий видеозапись произошедшего дорожно-транспортного происшествия (том 1 л.д.66- 68).

Протоколом осмотра предметов и фототаблицой от 05 июня 2017 года, согласно которым осмотрен изъятый CD-R диск, содержащий видеозапись произошедшего 27 мая 2017 года дорожно-транспортного происшествия. При просмотре установлено, что видеозапись производится с камеры наружного наблюдения. При отсутствии в обзоре камеры движений происходит переход в режим ожидания. При включении камеры автопоезд с полуприцепом-цистерной находится в статичном положении за правым краем проезжей части на обочине. После прерывания видеозаписи визуализируются последствия наезда автомобилем «CHEVROLET CRUZE» на заднюю часть полуприцепа автопоезда и отброс легкового автомобиля в его конечное положение (том 1 л.д.69- 70).

Протоколом осмотра предметов и фототаблицой от 16 июня 2017 года, согласно которым осмотрен автомобиль «CHEVROLET CRUZE» регистрационный знак <данные изъяты> В ходе осмотра выявлено, что на автомобиле установлены морозостойкие и неморозостойкие шины, а также остаточная глубина рисунка протектора менее 1,6 мм. Обнаруженные нарушения запрещают эксплуатацию данного транспортного средства (том 1 л.д.71-72, том 1 л.д. 73-74).

Постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 13 июля 2017 года указанные предметы признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела ( том1 л.д. 139).

Заключением эксперта <№> от 26 июня 2017 года, согласно которому в соответствие с приложением ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» п.п. 5.1, 5.5 задние шины не соответствуют требованиям ПДД и эксплуатация автомобиля «CHEVROLET CRUZE» регистрационный знак <данные изъяты> с установленным на нем шинами колес запрещена, так как не исключен занос данного автомобиля из-за разности коэффициента сцепления с дорожным покрытием, между передними и задними колесами. В данной дорожной ситуации непосредственной причиной ДТП явился выезд автомобиля «CHEVROLET CRUZE» за пределы проезжей части дороги, наиболее вероятно в состоянии бокового скольжения, с последующим наездом на статично расположенный за пределами проезжей части дороги полуприцеп-цистерну. Водителю автомобиля «CHEVROLET CRUZE» следовало руководствоваться требованиями п.10.1 Правил дорожного движения РФ, техническая возможность предотвращения данного ДТП, полностью зависела от субъективных действий водителя по управлению автомобилем (том 1 л.д. 80-89).

Вышеуказанные исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 17, 88 УПК РФ суд считает допустимыми, достоверными, а в совокупности - достаточными для вывода о доказанности вины Яковлева А.В. в совершении инкриминируемого ему преступления.

Выводы экспертиз, оценивая их в совокупности с другими доказательствами по делу, суд находит объективными, научно-обоснованными. Противоречий в выводах экспертов на поставленные перед ними вопросы не имеется. Получены заключения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Показания потерпевшей, свидетелей суд считает достоверными, не доверять этим показаниям у суда нет оснований, так как они постоянные, последовательные, логичные, обстоятельные, согласованные, состоят в прочной взаимосвязи с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании. В судебном заседании не установлено объективных сведений, дающих суду основания сомневаться в правдивости показаний потерпевшей, свидетелей, а также не установлено обстоятельств, свидетельствующих о возможном оговоре Яковлева А.В. со стороны потерпевшей и свидетелей.

Суд находит показания Яковлева А.В. достоверными, так как они подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании. Оснований для самооговора не установлено.

Суд находит вину подсудимого Яковлева А.В. в совершении инкриминируемого ему деяния установленной.

Вывод о виновности подсудимого в совершении вышеизложенного преступления суд делает исходя из анализа всей совокупности исследованных доказательств, в том числе, показаний самого подсудимого в суде, подтвержденных другими доказательствами по делу, протоколами следственных действий, заключениями экспертов, а также исходя из показаний потерпевшей и свидетелей.

Суд квалифицирует действия Яковлева А.В. по ч. 3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Психическое состояние Яковлева А.В. у суда сомнений не вызывает. Как следует из материалов дела, подсудимый на учете у врача психиатра не состоял и не состоит. Принимая во внимание поведение подсудимого во время судебного разбирательства и материалы дела, суд признает Яковлева А.В. вменяемым, подлежащим уголовной ответственности и наказанию.

При назначении наказания Яковлеву А.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, его состояние здоровья, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние наказания на исправление Яковлева А.В. и на условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Яковлева А.В. суд признает объяснение, данное им до возбуждения уголовного дела, в качестве явки с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетних детей у виновного, оказание иной помощи потерпевшей непосредственно после совершения преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшей, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, а также учитывает таковыми признание подсудимым вины, раскаяние в содеянном, состояние его здоровья и его близких родственников, совершение преступления впервые, а также мнение потерпевшей, просившей строго не наказывать подсудимого.

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает, в связи с чем, при назначении наказания применяет правила статьи 62 УК РФ.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретные обстоятельства дела суд считает, что наказание подсудимому должно быть назначено в виде лишения свободы.

Вместе с тем, учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, данные о личности Яковлева А.В., суд полагает возможным его исправление без реального отбывания наказания и назначает ему наказание условно с применением положений статьи 73 УК РФ.

Принимая во внимание фактические обстоятельства совершенного преступления, суд считает необходимым применить к подсудимому Яковлеву А.В. дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством.

Оснований для освобождения подсудимого от уголовной ответственности и отбывания наказания, вынесения в отношении него обвинительного приговора без назначения наказания, судом не установлено.

Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, поведением подсудимого во время и после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления и позволяющих назначить наказание в соответствии со статьей 64 УК РФ, суд не находит.

Суд, исходя из фактических обстоятельств совершенного преступления и степени его общественной опасности, не находит оснований для изменения в силу ч. 6 ст. 15 УК РФ категории данного преступления.

Судьбу вещественных доказательств суд разрешает в соответствии со статьей 81 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296-299, 307-309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ

Яковлева А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное осужденному Яковлеву А.В. наказание считать условным с испытательным сроком 3 года, в течение которого он должен своим поведением доказать исправление. Обязать осужденного в указанный период не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, периодически являться к нему на регистрацию.

Меру пресечения в отношении Яковлева А.В. до вступления приговора в законную силу оставить в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Вещественные доказательства: автомобиль «CHEVROLET CRUZE» регистрационный знак <данные изъяты>, хранящийся у Яковлева А.В., оставить последнему; СD-R диск с видеозаписью произошедшего ДТП, хранить при материалах уголовного дела.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, через Заводской районный суд города Саратова.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем он должен указать в своей апелляционной жалобе, также осужденный вправе подать свои возражения на поданные жалобы или представление в письменном виде и ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Судья                                 Ю.Г. Авдеенко