8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Приговор суда по ч. 3 ст. 264 УК РФ № 1-185/2017 | Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара         15 мая 2017 года

Судья Кировского районного суда г.Самара Арутюнян Г.С.,

при секретаре Пересыпкиной В.Н.,

с участием государственного обвинителя - старшего помощников прокурора Кировского района г. Самара Файзулловой Р.М.,

подсудимого Горшкова А.А.,

защитника - адвоката Мельникова А.В., представившего удостоверение №№ и ордер №№ от ДД.ММ.ГГГГ года,

педагога Анд

а также потерпевшей Янк

представителя потерпевшей - адвоката Кал

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-185/17 по обвинению

Горшкова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, русского, гражданина РФ, со средним образованием, женатого, не судимого, не работающего, являющегося пенсионером, проживающего по месту регистрации по адресу: <адрес>,

в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Горшков А.А. являясь лицом, управляющим механическим транспортным средством, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах.

Так, Горшков А.А., ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 часов 50 минут, управлял технически исправным автобусом №, г/н № и следовал по маршруту № по асфальтированной, сухой, без дефектов проезжей части <адрес>, предназначенной для движения в двух направлениях, со стороны <адрес> в направлении <адрес>. Следуя в указанном направлении, Горшков А.А., нарушил следующие пункты Правил дорожного движения РФ: п. 1.5 в соответствии с которым участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; п.8.1 согласно которому перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Вследствие нарушения указанных пунктов Правил (1.5, 8.1), водитель Горшков А.А., действуя по неосторожности, не предвидя возможное наступление общественно опасных последствий, хотя, являясь водителем механического транспортного средства, был обязан предвидеть возможность их наступления, управляя автобусом и следуя по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> остановил автобус вдоль правого края проезжей части напротив остановки общественного транспорта «ТЦ Колизей», расположенной напротив <адрес> для высадки-посадки пассажиров. Закончив высадку и посадку пассажиров Горшков А.А. начал закрывать двери автобуса, не убедившись, что все пассажиры закончили высадку из него, в результате чего пассажир Бор которая выходила из средней двери автобуса, от контакта с дверью упала на проезжую часть, вследствие чего, ее туловище после падения находилось на остановочной площадке, а ноги на проезжей части под автобусом. Далее Горшков А.А. проявил невнимательность и пренебрежение к правилам дорожного движения, не убедился в безопасности своего маневра, и возобновил движение от остановки общественного транспорта, в результате чего допустил наезд на пассажира Борисову Г.А. В результате ДТП пассажиру Борисовой Г.А. по неосторожности причинена смерть. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта № МД от ДД.ММ.ГГГГ, при судебно-медицинском исследовании трупа Бор обнаружены повреждения: - закрытые переломы: оскольчатый средней трети левой бедренной кости на расстоянии 56 см. от плоскости подошв, полные верхних третей левых большеберцовой и малоберцовой костей на расстоянии 36 см. от плоскости подошв с размозжением мягких тканей нижней половины левого бедра, обеих голеней, верхних половин обеих стоп; - закрытые неполные переломы 4-8 левых ребер по передней подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры; раны: на наружной поверхности левой голени с переходом на наружную поверхность левой стопы, на задне-внутренней поверхности нижней трети правого бедра с переходом на внутреннюю поверхность правой голени и правой стопы, на тыльной поверхности левой стопы с переходом на межпальцевый промежуток между 1 и 2 пальцем левой стопы; - кровоподтеки: на передне-боковых поверхностях левого коленного сустава, на внутренней поверхности левого бедра, на внутренней поверхности правого коленного сустава, на передней поверхности средней трети левого плеча; ссадины на передней поверхности правого коленного сустава. Закрытые полные переломы верхних третей левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижней половины левого бедра, обеих голеней, верхних половин обеих стоп и раны образовались от ударно-сдавливающих воздействий твердого тупого предмета в местах приложения травмирующих сил в результате деформации изгиба выпуклостью кзади и имеют локальный характер, что подтверждается признаками сжатия костной ткани на передней поверхности и растяжения на остальных поверхностях, самим характером повреждений. Закрытый оскольчатый перелом средней трети левой бедренной кости образовался на отдалении от места приложения этой травмирующей силы в результате деформации изгиба выпуклостью кпереди, то есть имеет конструкционный характер, что подтверждается признаками растяжения костной ткани на передней поверхности и сжатия на остальных поверхностях. Направление действия травмирующей силы преимущественно спереди назад, что подтверждается характером и локализацией повреждений. Закрытые неполные переломы 4-8 левых ребер по передней - подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры образовались от ударного воздействия твердого тупого предмета в месте приложения травмирующей силы в результате деформации изгиба выпуклостью внутрь и имеют локальный характер, что подтверждается отсутствием линии перелома на наружной поверхности и признаками растяжения костной ткани на внутренней поверхности. Направление действия травмирующей силы слева направо и несколько спереди назад, о чем свидетельствуют локализация и характер переломов. Ссадины образовались от ударно-скользящих и (или) давяще-скользящих воздействий твердого тупого предмета (предметов) в местах приложения травмирующих сил, что подтверждается самим характером повреждений. Кровоподтеки образовались от ударных и (или) давящих воздействий твердого тупого предмета (предметов) в местах приложения травмирующих сил, что подтверждается самим характером повреждений. Смерть Бор последовала от закрытых переломов левой бедренной кости, левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижних конечностей с развитием выраженной жировой эмболии легких, с последующим развитием нарастающей легочно-сердечной недостаточности, о чем свидетельствуют: ткань обоих легких на ощупь плотноватая, на разрезе с выраженным сальным блеском, серовато-красно-синюшная, пестрая, с более темными и более светлыми участками, микроскопически: во всех срезах во всех полях зрения в просветах капилляров, артериол, венул и мелких артерий множественные жировые эмболы при окраске суданом, экстра и интраальвеолярные кровоизлияния; сильная выраженность патологического процесса и большая площадь поражения легочной ткани, наличие точечных кровоизлияний под наружную оболочку сердца и легочную плевру, дряблость и неравномерная окраска сердечной мышцы, большое количество крови в правой половине сердца, отек межмышечной стромы сердца, белковая дистрофия, фрагментация и волнообразная деформация мышечных волокон сердца, стазы эритроцитов и сосудистый лейкоцитоз в сосудах легких, экстра и интраальвеолярные кровоизлияния, отек и острая альвеолярная эмфизема легких с участками неполного спадения альвеол, дистрофия нейроцитов; периваскулярный и перицеллюлярный отек головного мозга и отек мягких мозговых оболочек, полнокровие внутренних органов. Закрытые переломы левой бедренной кости, левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижних конечностей вызвали угрожающее для жизни состояние: выраженную жировую эмболию легких, с последующим развитием нарастающей легочно-сердечной недостаточности и в соответствии с п. 6.2.8, п. 6.11.6 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденных Приказом МЗ и СР РФ ДД.ММ.ГГГГ № н, являлись опасными для жизни, то есть имеют признаки тяжкого вреда здоровью и со смертью Бор находятся в прямой причинно-следственной связи. Оценка степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, всех остальных повреждений, обнаруженных при судебно-медицинском исследовании трупа Бор, нецелесообразна в связи собразованием их в комплексе одной травмы. Причиной данного дорожно-транспортного происшествия явилось нарушение Горшковым А.А. пунктов 1.5, 8.1 Правил дорожного движения, введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на момент происшествия. Нарушение вышеуказанных пунктов Правил находится в прямой причинно - следственной связи с наступившими последствиями.

В судебном заседании подсудимый Горшков А.А. вину призналполностью и показал, чтов предыдущих заседаниях он не оценил всю тяжесть произошедшего. Вину признаёт полностью, хотя раньше её отрицал. Все осознал, понял, что совершил ужасный поступок, причинил горе семье потерпевшей, но не специально. Просит прощения, готов помочь материально, в пределах разумного, так как является пенсионером. Обстоятельства, изложенные в обвинении, полностью подтверждает.

Ранее подсудимый вину не признал и суду показал, что работает водителем автобуса в МП г.о.Самара «Пассажиравтотранс» с 2008 года. В настоящее время работает на автобусе ЛИАЗ <данные изъяты>н X № маршрут №. ДД.ММ.ГГГГ в 05 часов он вышел на работу и прошел медицинское обследование у врача. Чувствовал себя в тот день хорошо. Примерно в 14 часов 50 минут указанного дня он управлял вышеуказанным технически исправным автобусом и двигался по <адрес> со стороны <адрес> в направлении ул.<адрес>. В салоне автобуса помимо кондуктора находилось около 30 человек. Погода была пасмурная, без осадков, видимость не ограничена, асфальт сухой. Подъехав к остановке общественного транспорта «ТЦ Колизей», он остановил автобус напротив указанной остановки, примерно в 0,3-0,4 м от бордюрного камня и остановочной площадки, после чего открыл двери в салон автобуса и стал смотреть как в зеркало заднего вида салона автобуса, так и в правое боковое зеркало заднего вида, как пассажиры осуществляют высадку и посадку. Из салона автобуса вышли около 5 человек, вошли в салон около 6-7 человек. Посадка и высадка по времени проходила около 1-1,5 минут. Он наблюдал за посадкой, так как была возможность наблюдать за пассажирами в оба зеркала заднего вида. Закончив посадку пассажиров, он убедился, что все зашли, и на остановочной площадке остались стоять пассажиры, ожидающие другой транспорт, которые стояли на расстоянии 0,5 метра от правой части автобуса, он нажал на обе кнопки закрывания дверей автобуса (задняя и средняя). Двери стали закрываться он смотрел периодически как в салон автобуса, так и в боковое зеркало заднего вида, никому помех закрыванием дверей он не создавал. После того, как двери автобуса закрылись, он посмотрел в зеркало заднего вида сначала с правой стороны, убедился еще раз что никого нет, после чего посмотрел в зеркало заднего вида с левой стороны, и убедившись, что не создает никому опасности для движения, отпустил педаль тормоза и возобновил движение, проехав около 0,5 метра со скоростью не более 3-5 км/ч, он услышал в салоне крик кондуктора «Стой» и в этот же момент почувствовал качение автобуса сзади справа в районе заднего правого колеса. Он сразу же остановился, не смотря больше в зеркала, сразу же вышел из салона автобуса, и увидел бабушку, лежащую в районе остановки, которая лежала на остановочной площадке на правом боку. Туловище находилось на остановочной площадке, а ноги на проезжей части, и он увидел, что они травмированы. Он понял, что допустил наезд на данную бабушку задним правым колесом автобуса. До наезда данную бабушку он не видел, и не может пояснить, как она выходила из автобуса или заходила в него, и была ли пассажиром его автобуса. Кондуктор А.И. ему пояснила, что данная женщина вышла из салона автобуса, после чего решила вернуться, так как забыла в автобусе свою внучку и упала под колесо. При возобновлении движения, пешехода, рядом с дверью в салон автобуса, он не видел, хотя посмотрел в оба зеркала заднего вида, как с правой, так и с левой стороны. Автобус ЛИАЗ не тронется с места, когда двери в салон автобуса открыты либо закрываются, и возобновить движение возможно только с закрытыми дверьми. Если в момент закрывания двери автобуса окажется туловище человека, то дверь откроется назад, и закрываться не будет. Исковые требования не признаёт, так как сумма большая. Он не оказал помощи потерпевшим, так как не чувствует себя виновным.

Виновность подсудимого в совершении данного преступления подтверждается следующей совокупностью доказательств:

- показаниями потерпевшей Янк о том,что погибшая Бор была ее мамой и проживала совместно с ними. Бор была здорова, какими-либо серьезными заболеваниями не страдала, у неё болели ноги, и она передвигалась медленно. ДД.ММ.ГГГГ она находилась на работе и примерно в 14 часов 30 минут ей позвонила ее дочь Янк, которая плакала и сказала, что бабушка находится на остановке общественного транспорта «Колизей», бабушке по ногам проехал автобус и ей вызвали скорую помощь. Далее дочь позвонила и сказала, что Бор забрали в первую городскую больницу. Примерно в 15 часов 30 минут они с мужем поехали в указанную больницу, куда через 15 минут привезли маму. Мама (Бор) была в сознании, говорила, что не чувствует ног. О случившемся она с ней не разговаривала. Бор повезли на операцию, а она поехала домой за вещами. ДД.ММ.ГГГГ ей позвонили из больницы и сообщили, что мама умерла. Ее дочь Лиза ей рассказывала, что когда они с бабушкой (Бор) выходили из автобуса, баба Галя выходила медленно, не успела полностью выйти из автобуса, её защемило дверьми, бабушка сорвалась и упала под заднее колесо автобуса, в этот момент автобус тронулся, после чего поехал. Водитель автобуса Горшков А.А., после произошедших событий ей не звонил, извинений не просил. Просила взыскать с подсудимого <данные изъяты> рублей в качестве морального вреда;

- показаниями свидетеля Поп о том,что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 часов 50 минут он находился на остановке общественного транспорта, расположенной напротив ТЦ Колизей на <адрес> в <адрес>. Он стоял боком к остановке и остановочной площадке и смотрел когда поедет автобус № с парковочной площадки данного торгового центра, то есть располагался спиной к <адрес>. В этот момент с левой стороны от себя в районе остановки он услышал женский крик, который исходил, как он понял из автобуса. Повернувшись к остановке, он увидел, что напротив нее стоит автобус ЛИАЗ белого цвета, средняя дверь которого закрывалась и резко хлопнула, и в этот же момент в районе средней двери был слышен звук чего-то упавшего. Он понял, что что-то произошло и пошел к данной остановке. Подходя ближе, он увидел, что в районе остановки перед задним правым колесом стоящего автобуса в районе средней двери, которая на тот момент была уже закрыта, на остановочной площадке лежит женщина. Ее туловище находилось на остановочной площадке на правом боку, а таз и ноги лежали на проезжей части. Подходя к задней части автобуса и когда до лежащей женщины осталось дойти около 2-3 метров, а он находился у задней части автобуса, водитель автобуса возобновил движение вперед и переехал задним правым колесом ноги женщины. Он успел ударить своей рукой по задней части автобуса, и он проехал с момента возобновления движения до момента остановки около 3 метров. В момент возобновления движения автобуса от его правой части до стоящих на остановочной площадке людей было не менее одного метра. После остановки автобуса водитель открыл двери и выпустил пассажиров. Он сразу же со своего телефона позвонил и вызвал скорую помощь пострадавшей женщине. После случившегося он подошел к женщине прощупал пульс, посмотрел находится ли она в сознании. В это время рядом с женщиной он увидел еевнучку;

- показаниями свидетеля А. И.И. о том, чтоона работает в МП «Пассажиравтотранс г.о.Самара» кондуктором с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в 06 часов она находилась на работе в автобусе ЛИАЗ, маршрут № которым управлял водитель Горшков А.А. Примерно в 14 часов 50 минут они двигались по <адрес> со стороны <адрес> в направлении ул.<адрес>. В салоне автобуса в тот момент находилось около 30-40 человек пассажиров. Примерно на остановке общественного транспорта «<адрес>» в салон автобуса вошла бабушка с внучкой, которые сели в передней части автобуса на сиденья с правой стороны. Подъехав к остановке «ТЦ Колизей», водитель открыл среднюю и заднюю двери и стал осуществлять высадку и посадку пассажиров. Она видела, что из салона автобуса вышли по очереди около 7-10 человек. Когда люди выходили, она находилась на задней площадке салона автобуса между средней и задней дверью и периодически смотрела в район средней двери, чтобы видеть, кто входит в автобус. На остановке в автобус зашли 6 человек и все в среднюю дверь. Далее она увидела, что со своего сиденья встала бабушка, которая ранее была с внучкой и решила выйти с автобуса в последний момент. Бабушка быстрым шагом прошла к средней двери автобуса при этом столкнулась на площадке у средней двери с женщиной плечами. Где находилась внучка, она не видела. В этот момент уже закончилась посадка пассажиров, и водитель нажал на кнопку закрытия двери, так как никого не было и двери стали закрываться. Бабушка успела выбежать быстро из автобуса, после чего двери за ней закрылись полностью. После этого она отвлекла от нее внимание и посмотрела на вошедших пассажиров, чтобы запомнить их лица. Далее она снова посмотрела на улицу в окно, и увидела, что вышедшая в последний момент бабушка стоит спиной к автобусу и смотрит по сторонам. Двери автобуса уже были закрыты, и водитель возобновлял движение. Она увидела, что бабушка подбежала к средней двери автобуса, когда они уже находились в движении и стала обоими руками хвататься за среднюю дверь, после чего бабушка упала под заднюю часть автобуса, когда он уже был в движении. После этого почувствовалось качение автобуса, и она закричала водителю, чтобы он остановился. Водитель применил торможение, автобус остановился и открыл двери. Выйдя из автобуса, она увидела, что бабушка лежала на правом боку, ноги у нее были на проезжей части, а туловище на остановочной площадке. Также в месте, где она лежала, была кровь. Она поняла, что бабушка упала под заднее правое колесо автобуса. Бабушка попросила найти ее внучку. Посмотрев по сторонам, она увидела, что от остановки уходит девочка в сторону ТЦ Колизей. Она ее догнала и попросила вернуться. Далее кто-то из очевидцев вызвал скорую помощь и сотрудников полиции. Она с телефона пострадавшей бабушки позвонила ее дочери и сообщила о случившемся. Внучка бабушки до приезда кого-то из родственников находилась с ней. Пострадавшую бабушку с места происшествия увезла скорая помощь;

- показаниями несовершеннолетнего свидетеля Янк. о том, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 часов она с бабушкой Бор поехали на тренировку во дворец спорта, который находится на <адрес> в <адрес>. На остановке общественного транспорта «Дачи», которая находится на <адрес> пересечении с <адрес> они сели в автобус маршрута №. Они зашли в среднюю дверь и сели на свободные места. Подъезжая к остановке, они стали заранее готовится к выходу, бабушка шла за ней. Когда автобус остановился и открылись двери, она вышла первой из автобуса, бабушка стала выходить за ней, при этом поставив правую ногу на асфальт, держась за дверь левой рукой, но в какой-то момент ее зажало дверями автобуса. Автобус поехал, и бабушка выпала, при этом ее ноги оказались под автобусом, а тело на тротуаре. Автобус переехал ноги бабушке. Проехав несколько метров, автобус остановился.

Кроме того, вина Горшкова А.А.подтверждается следующими, исследованными судом, доказательствами:

- протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотр места происшествия проведен при естественном освещении, пасмурной без осадков погоды, асфальтированной, сухой, проезжей части <адрес>, предназначенной для движения в двух направлениях, место наезда на пешехода Бор находится в зоне действия дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и расположено в 0,6 м. от правого края проезжей части и в 6,6 м от угла <адрес>, на месте находится автобус <данные изъяты>, г/н № (л.д.4-7), план-схемой и фото-таблицей к протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ л.д.9-11);

- заключением эксперта № МД от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при судебно-медицинском исследовании трупа Бор обнаружены повреждения: закрытые переломы: оскольчатый средней трети левой бедренной кости на расстоянии 56 см. от плоскости подошв, полные верхних третей левых большеберцовой и малоберцовой костей на расстоянии 36 см. от плоскости подошв с размозжением мягких тканей нижней половины левого бедра, обеих голеней, верхних половин обеих стоп; закрытые неполные переломы 4-8 левых ребер по передней подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры; раны: на наружной поверхности левой голени с переходом на наружную поверхность левой стопы (1), на задне-внутренней поверхности нижней трети правого бедра с переходом на внутреннюю поверхность правой голени и правой стопы (1), на тыльной поверхности левой стопы спереходом на межпальцевый промежуток между 1 и 2 пальцем левой стопы (1); кровоподтеки: на передне-боковых поверхностях левого коленного сустава (5), на внутренней поверхности левого бедра (8), на внутренней поверхности правого коленного сустава (1), на передней поверхности средней трети левого плеча (1); ссадины на передней поверхности правого коленного сустава (7). Закрытые полные переломы верхних третей левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижней половины левого бедра, обеих голеней, верхних половин обеих стоп и раны образовались от ударно-сдавливающих воздействий твердого тупого предмета в местах приложения травмирующих сил в результате деформации изгиба выпуклостью кзади и имеют локальный характер, что подтверждается признаками сжатия костной ткани на передней поверхности и растяжения на остальных поверхностях, самим характером повреждений. Закрытый оскольчатый перелом средней трети левой бедренной кости образовался на отдалении от места приложения этой травмирующей силы в результате деформации изгиба выпуклостью кпереди, то есть имеет конструкционный характер, что подтверждается признаками растяжения костной ткани на передней поверхности и сжатия на остальных поверхностях. Направление действия травмирующей силы преимущественно спереди назад, что подтверждается характером и локализацией повреждений. Закрытые неполные переломы 4-8 левых ребер по передней - подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры образовались от ударного воздействия твердого тупого предмета в месте приложения травмирующей силы в результате деформации изгиба выпуклостью внутрь и имеют локальный характер, что подтверждается отсутствием линии перелома на наружной поверхности и признаками растяжения костной ткани на внутренней поверхности. Направление действия травмирующей силы слева направо и несколько спереди назад, о чем свидетельствуют локализация и характер переломов. Ссадины образовались от ударно-скользящих и (или) давяще-скользящих воздействий твердого тупого предмета (предметов) в местах приложения травмирующих сил, что подтверждается самим характером повреждений. Кровоподтеки образовались от ударных и (или) давящих воздействий твердого тупого предмета (предметов) в местах приложения травмирующих сил, что подтверждается самим характером повреждений. Смерть Бор последовала от закрытых переломов левой бедренной кости, левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижних конечностей с развитием выраженной жировой эмболии легких, с последующим развитием нарастающей легочно-сердечной недостаточности, о чем свидетельствуют: ткань обоих легких на ощупь плотноватая, на разрезе с выраженным сальным блеском, серовато-красно-синюшная, пестрая, с более темными и более светлыми участками, микроскопически: во всех срезах во всех полях зрения в просветах капилляров, артериол, венул и мелких артерий множественные жировые эмболы при окраске суданом, экстра и интраальвеолярные кровоизлияния; сильная выраженность патологического процесса и большая площадь поражения легочной ткани, наличие точечных кровоизлияний под наружную оболочку сердца и легочную плевру, дряблость и неравномерная окраска сердечной мышцы, большое количество крови в правой половине сердца, отек межмышечной стромы сердца, белковая дистрофия, фрагментация и волнообразная деформация мышечных волокон сердца, стазы эритроцитов и сосудистый лейкоцитоз в сосудах легких, экстра и интраальвеолярные кровоизлияния, отек и острая альвеолярная эмфизема легких с участками неполного спадения альвеол, дистрофия нейроцитов; периваскулярный и перицеллюлярный отек головного мозга и отек мягких мозговых оболочек, полнокровие внутренних органов. Закрытые переломы левой бедренной кости, левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижних конечностей вызвали угрожающее для жизни состояние: выраженную жировую эмболию легких, с последующим развитием нарастающей легочно-сердечной недостаточности и в соответствии с п. 6.2.8, п. 6.11.6 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденных Приказом МЗ и СР РФ 24.04.08 № 194 н, являлись опасными для жизни, то есть имеют признаки тяжкого вреда здоровью и со смертью Бор находятся в прямой причинно-следственной связи (л.д.52-61);

- актом судебно-медицинского исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому смерть Бор последовала от закрытых переломов левой бедренной кости, левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижних конечностей с развитием выраженной жировой эмболии легких, с последующим развитием нарастающей легочно-сердечной недостаточности, о чем свидетельствуют: ткань обоих легких на ощупь плотноватая, на разрезе с выраженным сальным блеском, серовато-красно-синюшная, пестрая, с более темными и более светлыми участками, микроскопически: во всех срезах во всех полях зрения в просветах капилляров, артериол, венул и мелких артерий множественные жировые эмболы при окраске суданом, экстра и интраальвеолярные кровоизлияния; сильная выраженность патологического процесса и большая площадь поражения легочной ткани, наличие точечных кровоизлияний под наружную оболочку сердца и легочную плевру, дряблость и неравномерная окраска сердечной мышцы, большое количество крови в правой половине сердца, отек межмышечной стромы сердца, белковая дистрофия, фрагментация и волнообразная деформация мышечных волокон сердца, стазы эритроцитов и сосудистый лейкоцитоз в сосудах легких, экстра и интраальвеолярные кровоизлияния, отек и острая альвеолярная эмфизема легких с участками неполного спадения альвеол, дистрофия нейроцитов; периваскулярный и перицеллюлярный отек головного мозга и отек мягких мозговых оболочек, полнокровие внутренних органов. Ко времени наступления смерти Бор была трезвой (л.д.63-75);

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

- протоколом дополнительного осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при естественном освещении, ясной без осадков погоды, проведен дополнительный осмотр места происшествия напротив <адрес>, в ходе которого установлено, что автобус ЛИАЗ 529370 г/н X 566 ЕА/163 соткрытыми дверьми не едет, при отпускании педали тормоза автобус «дергается» на месте без движения из-за автоматического срабатывания тормозной системы, двери автобуса при закрывании и помещении между дверей крупного предмета открываются автоматически, уплотнитель двери позволяет им закрыться и зажать некрупногабаритный предмет (в виде руки или одежды), так же установлено, что обзорность с места водителя на остановочную площадку в правое зеркало заднего вида не ограничена (л.д.79-81), фото-таблицей к протоколу дополнительного осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82);

- заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в данной дорожно-транспортной ситуации водитель автобуса ЛИАЗ-529370 располагает возможностью избежать наезда на пешехода, действуя в соответствии с требованием п. 8.1 ПДД РФ. В данной дорожно-транспортной ситуации водитель автобуса должен был действовать в соответствии с требованием п.8.1 ПДД РФ (л.д.127-128).

Согласно акту судебно-гистологического исследования 09-8/5633 от ДД.ММ.ГГГГ в ходе исследования трупа Бор установлена жировая эмболия сосудов лёгкого сильной степени (л.д.75).

Согласно акту судебно-гистологического исследования 09-8/5632 от ДД.ММ.ГГГГ в ходе исследования трупа Бор установлены начальные признаки посмертного аутолиза в органах. Гемоциркуляторные нарушения в виде полнокровия одних и неравномерного кровенаполнения других органов, кровоизлияний, стазов, плазмостазов, сосудистого лейкоцитоза, тромбоза сосудов лёгкого, неравномерно выраженного отёка головного мозга и умеренно выраженного отёка лёгкого. Дистрофические изменения в паренхиматозных органах. Очаговая гнойная пневмония. Жировой гепатоз. Склероз и гиалиноз сосудов почек. Светлоклеточные аденомы в надпочечнике (л.д.76-77).

Свидетель ШМа показал, что в его производстве находилось уголовное дело в отношении Горшкова А.А.Согласно протоколу осмотра: «с места не сдвинуться», далее рукописный текст «автобус с места сдвинулся после полного закрытия дверей», «дверь закрывается и автобус трогается, так как уплотнитель двери позволяет поместить руку между дверьми, если поместить предмет больше размером, двери открываются автоматически, при закрытых дверях автобус трогается, руку при этом можно освободить из двери», «манекен в полном объеме виден в наружное правое зеркало заднего вида, что подтвердили понятые, а также водитель Горшков».

Показания подсудимого об обстоятельствах совершения преступления и полное признание им вины в содеянном, суд признает достоверными, поскольку причин для самооговора не установлено, показания были даны в присутствии защитника, в условиях, исключающих какое-либо незаконное воздействие на него. Кроме того, они согласуются с с вышеописанными показаниями потерпевшей Янк, а также свидетелей Поп, А. И.И., несовершеннолетней Янк об обстоятельствах наезда автобуса под управлением Горшкова А.А. ДД.ММ.ГГГГ на Бор возле остановки общественного транспорта «ТЦ Колизей». У суда нет оснований не доверять показаниям потерпевшей и данных свидетелей, поскольку не установлено причин для оговора ими подсудимого, какой-либо их заинтересованности в исходе дела суд не усматривает. Наличие неприязни к Горшкову А.А. со стороны потерпевшей Янк в связи с гибелью её матери в результате действий подсудимого не повлияли на объективность и достоверность её показаний и соответствуют обстоятельствам дела. Показания потерпевшей и указанных свидетелей согласуются между собой и дополняют друг - друга, и объективно подтверждаются протоколом осмотра и схемой места дорожно-транспортного происшествия к нему, которыми зафиксирован участок дороги с привязкой к местности, расположение автобуса ЛИАЗ 529370, г/н X 566 ЕА 163 на проезжей части, место наезда на Бор (л.д. (л.д.4-7, 9-11), заключением эксперта № МД от ДД.ММ.ГГГГ, из выводов которого следует, что закрытые переломы левой бедренной кости, левых большеберцовой и малоберцовой костей с размозжением мягких тканей нижних конечностей вызвали угрожающее для жизни состояние: выраженную жировую эмболию легких, с последующим развитием нарастающей легочно-сердечной недостаточности, являлись опасными для жизни, имеют признаки тяжкого вреда здоровью и со смертью Бор находятся в прямой причинно-следственной связи (л.д.52-61).

Учитывая последовательный характер показаний потерпевшего и вышеуказанных свидетелей, соответствие их показаний остальной совокупности доказательств, суд признает их достоверными.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 часов 50 минут, подсудимый Горшков А.А. управляя технически исправным автобусом ЛИАЗ <данные изъяты> 163, следуя по маршруту № по проезжей части <адрес>, предназначенной для движения в двух направлениях, со стороны <адрес> в направлении <адрес>, остановил автобус вдоль правого края проезжей части напротив остановки общественного транспорта «ТЦ Колизей», расположенной напротив <адрес> для высадки-посадки пассажиров. Закончив высадку и посадку пассажиров начал закрывать двери автобуса, не убедившись, что все пассажиры закончили высадку из него, нарушил пункты Правил дорожного движения РФ: п. 1.5 в соответствии с которым участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; п.8.1 согласно которому, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Вследствие нарушения указанных пунктов Правил (1.5, 8.1), пассажир Бор, которая выходила из средней двери автобуса, от контакта с дверью упала на проезжую часть, вследствие чего, ее туловище после падения находилось на остановочной площадке, а ноги на проезжей части под автобусом. Горшков А.А. проявил невнимательность и пренебрежение к правилам дорожного движения, не убедился в безопасности своего маневра, возобновил движение от остановки общественного транспорта, и в результате допустил наезд на пассажира Бор, причинив последней по неосторожности смерть.

К показаниям подсудимого, данным в судебном заседании при первоначальном его допросе, в которых он отрицал свою вину в нарушении правил дорожного движения и причинении смерти Бор, суд относится критически, считает их не достоверными, оценивает их как способ защиты и намерение Горшкова А.А. избежать ответственность за совершённое деяние, поскольку они опровергаются вышеописанными показаниями потерпевшей и свидетелей об обстоятельствах произошедшего, которые признаны судом достоверными, остальной совокупностью доказательств, находящихся в материалах уголовного дела, в том числе заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ,из которого следует, чтов данной дорожно-транспортной ситуации подсудимый, действуя в соответствии с требованием п. 8.1 ПДД РФ располагал возможностью избежать наезда на Бор (л.д.127-128).

Таким образом, совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что вина подсудимого установлена и полностью доказана.

Действия Горшков А.А. следует квалифицировать по ч. 3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Разрешая вопрос о гражданском иске, заявленном потерпевшей Янк в ходе судебного заседания о взыскании с подсудимого в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, руководствуясь ст. 1099 - 1101 ГК РФ, исходя из характера причиненных нравственных страданий, в связи с гибелью матери потерпевшей, и связанных с этим переживаний, степени вины подсудимого, его имущественного положения, разумности и справедливости, а так же с учетом частичного возмещения морального вреда Горшковым А.А. потерпевшей в сумме <данные изъяты> рублей, суд считает указанный иск подлежащим удовлетворению на сумму <данные изъяты> рублей.

При назначении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретные обстоятельства дела и обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, смягчающие наказание обстоятельства. Горшков А.А. на учетах в наркологическом и психоневрологическом диспансерах на учётах не состоит, по месту работы и по месту жительства характеризуется положительно. Смягчающими наказание обстоятельствами суд признает: на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ - полное признание вины подсудимым и раскаяние в содеянном; публичное принесение извинений потерпевшей; его состояние здоровья - страдает полисегментарным остеохондрозом, полиартрозом, грыжей позвоночника, язвенной болезнью желудка и ДПК, хроническим гипертрофоническим ларингитом, хронической пояснично-крестцовой радикулопатией, мышечно-тоническими проявлениями, значительным ограничением подвижности позвоночника; нахождение на иждивении престарелой матери 1938 года рождения, с которой проживает совместно и помогает материально; добровольное частичное возмещение морального вреда, причиненного в результате преступления. Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.

Учитывая, что Горшковым А.А. совершено преступление средней тяжести, последующее поведение подсудимого, который в содеянном раскаялся, признал обстоятельства совершения преступления, принял меры к частичному возмещению морального вреда потерпевшей, а также принимая во внимание смягчающие обстоятельства, его шестидесятилетний возраст, суд считает необходимым назначить Горшкову А.А. наказание с применением ст. 73 УК РФ, то есть, в виде условного осуждения к лишению свободы, но в условиях строгого контроля со стороны специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного с назначением дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.

Оснований для применения ст. 64 УК РФ, суд не усматривает.

С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, оснований для изменения категории преступления, совершенного Горшковым А.А., на менее тяжкую, в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.303, 304, 307-310 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ

Горшкова А.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде 2 (два) лет лишения свободы, с лишением права управлять транспортными средствами на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.

В силу ст. 73 УК РФ, назначенное Горшкову А.А. наказание в виде лишения свободы, считать условным, с испытательным сроком в 2 (два) года, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.

Обязать Горшкова А.А.по вступлении приговора в законную силу без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не менять постоянного места жительства, периодически являться в данный орган для отчета о своем поведении и регистрации.

Меру пресечения в отношении Горшкова А.А.- подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Гражданский иск Янк к Горшкову А.А. удовлетворить частично. Взыскать с Горшкова А.А. в пользу потерпевшей Янк в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>) рублей.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г.Самара, в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осуждённым, содержащимся под стражей, в тот же срок, со дня вручения копии приговора.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать в ней о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий:                                                              Г.С.Арутюнян