Дело №1-103/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 мая 2017 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе
председательствующего судьи Чебукиной С.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Ульяновска Шамсутдиновой Г.М.,
подсудимого Данилина П.В., его защитника - адвоката Савельевой И.В.,
с участием потерпевшей ФИО23
при секретаре Графыниной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы уголовного дела в отношении
Данилина П.Е., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес> ранее <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного расследования подсудимому предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ, а именно в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть более двух лиц, а именно в том, что Данилин П.Е. – генеральный директор <данные изъяты> обязанный неукоснительно соблюдать требования законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 28.11.2015), согласно которым основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства; юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств; осуществлявший текущее руководство деятельностью данного ООО (коммерческой организации, оказывавшей услуги по междугородным автомобильным (автобусным) пассажирским перевозками), оказал услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц, при следующих обстоятельствах.
Так, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ выдана лицензия № на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, виды работ: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении. ДД.ММ.ГГГГ Данилин согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, вступил в должность генерального директора <данные изъяты> (фактически расположенного по адресу: <адрес>). Он же, Данилин, согласно собственному приказу как генерального директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, назначен ответственным за проведение предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств данного ООО. Согласно договору аренды, действовавшему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 Данилину, как директору <данные изъяты> передан во временное владение и пользование автомобиль марки «<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», для перевозки пассажиров (далее по тексту – микроавтобус «<данные изъяты>»). При этом согласно одобрению типа транспортного средства (сокращенно ОТТС) № <данные изъяты>, данное транспортное средство модификации № относится к категории № (автобус класса В) и имеет следующие общие характеристики: пассажировместимость, чел.: 18; изготовителем установлено, что у исследуемого ТС имеется 6 рядов сидений; с правой стороны ТС располагаются шесть отдельных сидений, установленных в ряд друг за другом, а с левой стороны ТС (за водителем) – шесть двойных сидений, установленных в ряд друг за другом; между отдельными и двойными сиденьями имеется проход от служебной двери до задней правой распашной двери. При этом Данилин, как генеральный директор <данные изъяты> ответственный за организацию перевозочного процесса, выпуск транспортного средства на линию, контроль прохождения водителями обязательных медицинских осмотров, контроль ведения отчетной документации (журналы выдачи путевых листов, прохождения инструктажей, проведения медосмотров, анализа административных правонарушений, совершенных водителями <данные изъяты> одним из видов деятельности которого является оказание услуг по перевозке пассажиров в целях извлечения прибыли, будучи фактическим руководителем указанного общества, умышленно, из корыстных побуждений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как генеральный директор <данные изъяты> находясь по месту расположения указанного юридического лица - по адресу: <адрес>, совершил оказание услуг всем желающим по перевозке пассажиров с помощью вышеуказанного микроавтобуса «<данные изъяты>» (в том числе под управлением водителя указанного ООО ФИО8, допущенного Данилиным), по внесенному Минтрансом России в общероссийский реестр ДД.ММ.ГГГГ № круглогодичному ежедневному маршруту (<данные изъяты>), не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, заведомо нарушая права потребителей на безопасность оказываемой услуги, установленные нормативными правовыми актами, содержащими требования безопасности жизни и здоровья потребителей.
При этом ФИО22 в нарушение п. 4, п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280; cт.ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»); п.п. 11, 16, 17, 18, 19, 20, п. 62, 67 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; cт.ст. 6, 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; п.п. 3, 4 гл. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112; п. 3.8 Временной инструкции о порядке контроля и учета качества исполненного движения автобусов общего пользования на маршрутах, утвержденной приказом Минавтотранса РСФСР от 30.03.1987 №. 44; п.п. 1.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземный электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; cт. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; п.п. 6, 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152; ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ) не обеспечено создание условий для повышения квалификации, допущенного к перевозке пассажиров по вышеуказанному регулярному междугородному автобусному маршруту «<данные изъяты>» водителя ФИО8; нe обеспечено проведение анализа допущенных в 2015 г. 11 нарушений Правил дорожного движения, в т. ч. 3 нарушения, связанных с превышением установленной скорости движения, водителем ФИО8, осуществлявшим перевозки пассажиров по вышеуказанному регулярному междугородному автобусному маршруту «Ульяновск – Пенза»; не организовано обеспечение водителей <данные изъяты> в том числе ФИО25, необходимой информацией путем проведения сезонного, предрейсового и вводного инструктажей в установленном порядке, не проведен сезонный инструктаж на осенне-зимний период ДД.ММ.ГГГГ г.г. с водителем ФИО8, допущенным Данилиным к перевозке пассажиров, перевозка пассажиров ФИО26 осуществлялись не по расписанию, со значительным опережением времени прибытия в расписании (при максимально допустимом отклонении от расписания по опережению 5 мин. Куликовым прибытие осуществлялось с опережением на 12 мин., 8мин., 7 мин., 16 мин., 14 мин., 10 мин.); Данилиным не обеспечено осуществление контроля соблюдения водителями расписания движения, норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленному маршруту регулярных перевозок на регулярном междугородном автобусном маршруте «<данные изъяты>»; не обеспечено проведение обязательных медицинских осмотров водителей, не проведен обязательный периодический (не реже одного раза в два года) медицинский осмотр водителю ФИО8; кроме того, Данилин не обеспечил наличие у <данные изъяты> принадлежащих организации на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, помещений, позволяющих осуществлять стоянку транспортных средств,
Кроме того, Данилиным, в нарушение вышеуказанных законодательных требований, а также требований Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" (согласно которому запрещается перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства; число перевозимых людей в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест и другими нормативно-правовыми актами); ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантирующей право потребителя на безопасность предоставляемой услуги; п.2.3.1. Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, обязывающих водителя транспортного средства обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», то есть водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он должен следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер безопасности; п.3 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 «О Правилах дорожного движения», предусматривающих, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации; п.11. «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 запрещающих эксплуатацию транспортного средства, согласно которым если техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям п.п.7.18. и п.п. 7.4. Перечня неисправностей и условий, запрещается эксплуатация транспортных средств, а именно, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ или иных органов, определяемых Правительством РФ, не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходу и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стёкол; п.п.4.7.4 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» о том, что замки дверей, кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, звуковой сигнал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем АТС противоугонное устройство, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, аварийный выходы автобуса и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация их работы должны быть работоспособны. Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном; п.п.4.7.5. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» о том, что аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам; п. 5.6.1.1. ГОСТ Р 41.52-2005 «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции» о том, что каждое транспортное средство должно иметь по крайней мере две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные; п. 5.6.1.3 ГОСТ Р 41.52-2005 «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции» о том, что минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов и аварийных люков было при пассажировместимости 16 человек не менее 4. Число аварийных люков, рассматриваемых как запасные выходы, требуемое – 1; п. 10.10 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии Таможенного союза ЕЭС от 09.12.2011 г. № 877) о том, что сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства; п. 13.4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии Таможенного союза ЕЭС от 09.12.2011 г. № 877) о том, что не допускается оборудование салона дополнительными элементами конструкции или создание иных препятствий, ограничивающих свободный доступ к аварийным выходам; п. 13.7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии Таможенного союза ЕЭС от 09.12.2011 г. № 877) о том, что имеется запрет на установку дополнительных мест для сидения пассажиров, не предусмотренных конструкцией транспортного средства, не обеспечено соответствие вышеуказанного микроавтобуса «<данные изъяты>» по конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров (техническое состояние данного микроавтобуса не соответствовало требованиям п. 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» и п. 4.7.15 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки») - указанный микроавтобус не позднее ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ включительно при перевозке пассажиров по регулярному междугородному автобусного маршрута № «<данные изъяты> через <данные изъяты>» был оборудован (при неустановленных в ходе следствия обстоятельствах) дополнительным девятнадцатым сидением, расположенным у задней двери транспортного средства (согласно одобрения типа транспортного средства в автобусе должно быть установлено 18 мест для пассажиров, предусмотренных изготовителем данного транспортного средства), а также был оборудован запорным устройством – металлической цепью, связывающей заднюю дверь с посадочным местом, которые полностью блокировали запасной задний выход в указанном микроавтобусе, что, среди прочего, не соответствовало требованиям п. 2.3.1 вышеуказанных Правил дорожного движения РФ, п.п. 3, 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п.п. 7.4, 7.18 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; п. 4.7.4 и ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», в связи с чем использование задних распашных дверей как в качестве служебных, так и в качестве запасных было невозможно, что в случае дорожно-транспортного происшествия исключает возможность при необходимости аварийного выхода через заднюю дверь перевозимых лиц, в том числе пассажиров.
При этом в этой связи вышеуказанные ненадлежащие действия генерального директора <данные изъяты> Данилина, связанные, в том числе, с несоблюдением им требований нормативных актов и технической документации, регулирующих безопасность движения, эксплуатацию транспортного средства (в том числе по оборудованию салона микроавтобуса и пассажирских мест в нем), порядка осуществления перевозок пассажиров, неправомерного допуска к управлению вышеуказанным микроавтобусом водителя ФИО27, повлекли за собой дорожно-транспортное происшествие: водитель <данные изъяты> ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ в период времени между № и №, управляя на основании путевого листа № от ДД.ММ.ГГГГ (выданного в <данные изъяты> Данилиным) вышеуказанным автомобилем – микроавтобусом «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак «№», осуществлял регулярную перевозку пассажиров по маршруту «<данные изъяты>» и следовал по федеральной автомобильной дороге <данные изъяты>» со стороны <адрес> в направлении <адрес>; двигаясь в указанном направлении по территории <адрес>, проезжая № километр данной автодороги, не справился с управлением автомобиля и выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, где по встречному пути двигался автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № с полуприцепом марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением водителя ФИО9; обнаружив опасность для движения, ФИО29 в нарушение требований абзаца 1 п.8.1 Правил дорожного движения РФ, не убедившись в безопасности маневра, с целью предотвращения возможного дорожно-транспортного происшествия и выезда на левую обочину, а затем в левый кювет, повернул рулевое колесо влево, следуя по стороне дороги, предназначенной для встречного движения, тем самым перекрыл полосу движения автомобиля под управлением ФИО9 и совершил столкновение с передней частью указанного автомобиля под управлением ФИО30, в результате которого находившиеся в салоне данного микроавтобуса пассажиры получили следующие телесные повреждения: ФИО10 телесные повреждения, в том числе которые расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности, не менее чем на одну треть; ФИО11 – телесные повреждения, повлекшие, в том числе тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящие в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО11 наступила от сочетанной травмы головы, груди, живота, конечностей с повреждением костей и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО12: телесные повреждения, которые оцениваются в совокупности, как сочетанная травма, имеющая признаки причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящая в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО12 наступила от тупой сочетанной травмы головы, позвоночника, груди, живота, таза, конечностей с повреждением костей скелета и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО13- телесные повреждения, имеющие признаки причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящие в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО13 наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, живота, таза и конечностей с повреждением костей скелета и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО14 – телесные повреждения, которые оцениваются в совокупности, как сочетанная травма, имеющая признаки причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящая в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО14 наступила от тупой сочетанной травмы головы, грудной клетки, живота, таза, верхних и нижних конечностей с повреждением костей скелета и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО15: телесные повреждения, которые оцениваются в совокупности, как сочетанная травма, имеющая признаки причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящая в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО15 наступила от тупой сочетанной травмы головы, шеи, грудной клетки, живота и конечностей с повреждением костей скелета и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО16: телесные повреждения, которые оцениваются в совокупности, как сочетанная травма, имеющая признаки причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящая в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО16 наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, живота и конечностей с повреждением костей скелета и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО17: телесные повреждения, которые относятся к категории телесных повреждений, повлекших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоят в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО17 наступила от сочетанной тупой травмы головы, груди, живота, позвоночника, таза, конечностей с повреждением костей и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО18 – телесные повреждения, которые оцениваются в совокупности, как сочетанная травма, имеющая признаки причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящая в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО18 наступила от тупой сочетанной травмы головы, шеи, грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей с повреждением костей скелета и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время; ФИО19: телесные повреждения, которые оцениваются в совокупности, как сочетанная травма, имеющая признаки причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоящая в прямой причинной связи с наступлением смерти; смерть ФИО19 наступила от тупой сочетанной травмы головы, грудной клетки, живота, конечностей с повреждением костей скелета и внутренних органов ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия спустя непродолжительное время.
В судебном заседании государственным обвинителем заявлено ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору на основании ст. 237 ч. 1 п. 1 УПК РФ в связи с тем, что обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
по уголовным деламБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Обсудив заявленное ходатайство, заслушав мнения участников процесса, оставивших вопрос о разрешении заявленного прокурором ходатайства на усмотрение суда, суд считает, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, а уголовное дело подлежит возврату прокурору по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении в обязательном порядке должны быть указаны существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.
Указанное требование по данному уголовному делу выполнено не было.
Так, Данилину П.Е. предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть более двух лиц. При этом, согласно обвинительному заключению, генеральный директор <данные изъяты> Данилин П.Е., которому микроавтобус <данные изъяты> г.н. № был передан для перевозки пассажиров по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, обвиняется в том, что им, Данилиным П.Е., в нарушение законодательных требований указанный микроавтобус был оборудован дополнительным девятнадцатым сидением, расположенным у задней двери транспортного средства (согласно одобрению типа транспортного средства в автобусе должно быть установлено 18 мест для пассажиров, предусмотренных изготовителем данного транспортного средства), а также был оборудован запорным устройством – металлической цепью, связывающей заднюю дверь с посадочным местом, которые полностью блокировали запасной выход в микроавтобусе.
Вместе с тем, в обвинительном заключении не конкретизированы место, время и способ совершения преступления в указанной части, при этом, согласно материалам уголовного дела, постановка указанного транспортного средства его собственником на учет в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области имела место в ДД.ММ.ГГГГ с уже установленным в нем девятнадцатым пассажирским сидением.
Между тем, в соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица, в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Указанные требования закона органом предварительного расследования не выполнены, описание в обвинительном заключении существа и способа совершения преступления содержит существенные противоречия и исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного судебного решения на основе данного обвинительного заключения.
Кроме того, при составлении обвинительного заключения по данному уголовному делу не учтены выводы вступивших в законную силу судебных решений по делам об административных правонарушениях по обстоятельствам, связанным с предметом судебного разбирательства по данному уголовному делу, а также приговор в отношении водителя указанного выше транспортного средства ФИО8 по ч. 5 ст. 264 УК РФ.
Таким образом, предъявленное обвинение является не конкретизированным и затрудняет реализацию подсудимым права на защиту.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что обвинительное заключение по настоящему делу составлено с существенными нарушениями, что препятствует рассмотрению дела судом по существу, принятию какого-либо судебного решения. В данном случае устранение препятствий рассмотрения уголовного дела судом, без возвращения уголовного дела прокурору, в судебном заседании невозможно. В связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возврата уголовного дела прокурору для устранения указанных препятствий рассмотрения уголовного дела.
При принятии решения о возвращении уголовного дела прокурору суд считает, что избранная подсудимому Данилину П.Е. мера пресечения в виде обязательства о явке подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 237 ч. 1 п. 1 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Возвратить уголовное дело в отношении Данилина П.Е., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ, прокурору Ленинского района г. Ульяновска для устранения препятствий его рассмотрения судом, в связи с тем, что обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
Меру пресечения в виде обязательства о явке по настоящему делу в отношении Данилина П.Е. - оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья: С.Н. Чебукина