Решение суда о взыскании задолженности по заработной плате № 2-999/2017 ~ М-832/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-999/ 2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2017 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Гунько А.В.

с участием: истца Скворцова Н.М., представителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» Лебедева С.Г., действующего по доверенности от 14.11.2016г., представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Носовой Н.П., действующей по доверенности от 15.11.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцова Николая Михайловича к ФКУ «ОСК ВВО», ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Скворцов Н.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что работает <данные изъяты>. За период с 01.02.2017г. и по настоящее время ему не была выплачена заработная плата в полном объеме. В соответствии с условиями заключенного трудового договора в состав заработной платы входят выплаты компенсационного характера за учет, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере 50% от должностного оклада. Указанная компенсационная выплата предусмотрена п.17 Приложения №2 приказа Министра обороны РФ №255, а также коллективным договором, заключенным между командованием войсковой части и гражданским персоналом. 25.01.2017г. командиром войсковой части <данные изъяты> был издан приказ №28, устанавливающий компенсационную выплату гражданскому персоналу, допущенному к работе с оружием и боеприпасами. Однако, указанная компенсационная выплата с 01.01.2017г. истцу не производится, что является нарушением условий заключенного трудового договора, коллективного договора, а также приказа МО РФ №255. Войсковая часть <данные изъяты> самостоятельной экономической деятельности не ведет, а в соответствии с договором №10251 от 01.09.2012г. находится на финансовом обслуживании у ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», сотрудники которого начисляют и производят оплату труда работникам войсковой части <данные изъяты>. На неоднократные обращения командира войсковой части о начислении компенсационной выплаты, сотрудники ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» отвечают отказом, ссылаясь на то, что выплата производится только тому гражданскому персоналу, который непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Полагает, что отмена компенсационной выплаты повлекла за собой изменение определенных условий трудового договора №151/2015 между истцом и ответчиком - войсковой частью <данные изъяты> в одностороннем порядке, что согласно ст. 72 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Между истцом и работодателем такое соглашение не заключалось. В полномочия ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» не входит функция изменения трудовых отношений между работником и работодателем. Случаи, когда допускается изменение определенных условий трудового договора определены в ст. 74 ТК РФ, к данному спору такие случаи не применимы. На основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> истец допущен к несению караульной службы <данные изъяты> по техническим средствам охраны. По мнению ответчика, <данные изъяты> не подразумевает такие работы. В соответствии с должностными обязанностями и трудовым договором, на истца возложена обязанность принимать при смене караула документацию, проверять исправность, а при необходимости и функционирование технических средств охраны, следить за аппаратурой сбора и обработки информации от технических средств обнаружения и наблюдения, вести журнал контроля их работы, проверять состояние и работоспособность периметровых и объектовых средств обнаружения на объекте, при охране объектов с выставлением часовых осуществлять проверку в сопровождении помощника начальника караула, а также несет обязанности часового. Дежурство <данные изъяты>) по техническим средствам охраны у аппарата сбора и обработки информации по своему значению и ответственности приравнивается к выполнению должностных обязанностей часовым на посту. Истец полагает, что поскольку исполняет обязанности часового, <данные изъяты>, в связи с чем, ему положена спорная выплата. Просит взыскать выплату компенсационного характера в размере 50% от должностного оклада за январь 2017г. в размере 3697,08 руб., февраль 2017г. в размере 3697,08 руб., за март 2017г. в размере 3697,08 руб., всего за указанный период в размере 11091,24 руб.

Определением суда от 15.06.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

В судебном заседании истец Скворцов Н.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Уточнил в части размера выплаты, подлежащей взысканию, с учетом расчета, предоставленной ответчиком, просит взыскать в его пользу 13563 руб. 08 коп. Дополнил, что <данные изъяты> фактически исполняет обязанности часового, поскольку несет охрану в караульном помещении путем круглосуточного использования и контроля за охраняемыми объектами, хранилищем с оружием, системы видеонаблюдения, за пультом охраны, без использования которой не возможна охрана объектов стратегического назначения. Об изменении существенных условий труда, о прекращении выплаты указанной надбавки, предусмотренной трудовым договор, не был предупрежден за два месяца, что является нарушением трудового законодательства. Просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» Лебедев С.Г. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, суду дополнительно пояснил, что работники ВОХР, занятые организацией и обеспечением деятельности подразделения ВОХР МО РФ, а также другими функциями, не связанными с непосредственной охраной вооружения и боеприпасов, права на указанную компенсационную выплату не имеют. Доводы истца, приведенные им в обоснование своих требований, считает несостоятельными, поскольку сам факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе. Выплата данной надбавки может производиться только при осуществлении непосредственной охраны объектов хранения оружия, которую осуществляет часовой, <данные изъяты>. В случае, если командир войсковой части предоставит в ФКУ УФО приказ о возложении на истца обязанностей часового, предоставит документы, подтверждающие осуществление истцом непосредственной охраны, такая выплата будет ему производиться. Пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.4.2014 г. № 255 не предусмотрено установление компенсационной выплаты лицам, которые выдают оружие и боеприпасы из комнаты для хранения оружия и боеприпасов подразделения ВОХР, а также обеспечивают сохранность указанного оружия и боеприпасов в караульном помещении. Истцом непосредственно не осуществляется хранение и выдача оружия, что является основанием для назначения спорной выплаты. Из состава караула данную выплату получает часовой, стрелок, осуществляющий непосредственно обязанности по охране с оружием. Ране получение спорной выплаты не является обстоятельством для ее назначения в дальнейшем, а также изменением условий трудового договора, поскольку данная выплата имеет целевой характер и предназначение для определенно круга лиц, истец к данной категории лиц не относится.

Представитель ответчика ФКУ «ОСК ВВО» Носова Н.П. заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, пояснила, что полностью поддерживает доводы ответчика ФКУ УФО по Хабаровскому краю. Просит истцу в иске отказать.

Представитель войсковой части № в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела без его участия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583" утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение №), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора № от 10.06.2015 года, доп.соглашения от 10.06.2015г., Скворцов Н.М. работает <данные изъяты>, с июня 2015г. в должности <данные изъяты>. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Согласно вышеуказанному трудовому договору и доп.соглашению от 10.06.2015г. к трудовому договору Скворцову Н.М. за выполнение трудовой функции установлены: должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., выплаты компенсационного характера: за непосредственный прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов 50% тарифной ставки, до 15% за несение боевого дежурства в составе ВОХР; районный коэффициент к заработной плате в размер 30%, процентная надбавка к заработной плате - 30%; выплаты стимулирующего характера: за выслугу лет- 40%, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы при наличии экономии ФЗП, премия по результатам работы за месяц в размере 25% от должностного оклада, ЕДВ по итогам календарного года в размере двух должностных окладов.

Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение N 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Согласно п. 17 Приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 %.

К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Таким образом, из содержания пункта 17 Приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N 255 следует, что для начисления оспариваемой надбавки гражданскому персоналу требуется одновременно несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположение и предназначение объекта.

Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 установлена компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

Из содержания п.17 Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №255 следует, что для начисления оспариваемой надбавки требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположением и предназначением объектов. То есть, право на компенсационную выплату у гражданского персонала возникает у лица из числа гражданского персонала военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов.

Приказом командира войсковой части № № от 25.01.2017г. «О выплатах всех видов надбавок гражданскому персоналу по состоянию на 1 января 2017г. в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» приказано установить с 01 января 2017 года выплаты к должностному окладу поименованному гражданскому персоналу, в том числе Скворцову Н.М. в размере 50 % от должностного оклада.

Приказом командира войсковой части № № от ДАТА «О внесении изменения в приказ командира войсковой части № от ДАТА №», с ДАТА лицам гражданского персонала отряда военизированной охраны установлены следующие выплаты компенсационного характера за работу непосредственно занятую приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, в том числе Скворцову Н.М. установлена 0% надбавка.

Приказом командира войсковой части № № от ДАТА «Об отмене приказа командира войсковой части № от ДАТА №» отменен приказ командира войсковой части № «О внесении изменения в приказ командира войсковой части № ДАТА №». Лицам гражданского персонала отряда военизированной охраны произвести ранее установленную выплату компенсационного характера за работу непосредственно занятую приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов 50 % с ДАТА.

Согласно договору на обслуживание № 10251 от 01.09.2012 г. ФКУ «УФО МО по Хабаровскому краю» (исполнитель) и войсковая часть № (заказчик) заключили договор, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части № пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ. Согласно п. п. 2.1, 2.2 исполнитель имеет право возврата без исполнения документов, представленных заказчиком с нарушением требований законодательства РФ, с указанием причин возврата.

В данном случае, приказ № от 25.01.2017г. командира войсковой части ответчиком не возвращался, поскольку данный приказ был принят к исполнению в части лиц гражданского персонала – стрелков, которым спорная выплата осуществляется. Информирование командования войсковой части о не выплате надбавки ряду сотрудников, в том числе истцу, не может расцениваться как нарушение условий договора, которым обязанность по безусловной выплате указанной надбавке не предусмотрена, поскольку выплата данной надбавки должна производиться работодателем истцу за непосредственный прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

На безусловную обязанность по выплате данной надбавки истцу также не указывает предназначение войсковой части как склада по хранению оружия и боеприпасов, поскольку данная надбавка имеет целевое предназначения, должна быть предусмотрена должностными обязанностями, выплачиваться лицам, осуществляющим за непосредственный прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, а не всем работникам части.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА №, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования <данные изъяты>.

Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Министерства обороны РФ, осуществляет часовой.

В соответствии с п. 27 вышеуказанной Инструкции, <данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно должностных обязанностей, <данные изъяты> отвечает за организацию деятельности караула; за непосредственную охрану на объекте вооружения, боеприпасов и материальных средств; за хранение, выдачу /прием/ оружия и боеприпасов, запаса боевых патронов, находящихся в комнате начальника караула; боевую готовность работников ведомственной охраны из состава караула, выполнение ими должностных обязанностей, сохранность и исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также находящихся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи.

На основании приказов командира войсковой части № истец в период с февраля 2015г. по июнь 2017г. был допущен к несению караульной службы <данные изъяты> по техническим средствам охраны.

В соответствии с Инструкцией помощника начальника караула по техническим средствам охраны, утвержденной командиром войсковой части № 25.05.2917г., <данные изъяты>

<данные изъяты>

Вместе с тем, указанные обязанности не могут расцениваться как непосредственную постоянную занятость истца приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов непосредственно на объекте. А занимаемая должность не может рассматриваться как должность часового по охране вооружения и боеприпасов; заведующего хранилищем, зав.складом или кладовщика.

Оспариваемая истцом компенсационная выплата производится лицам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, находящихся на арсеналах, складах и т.п., к которым истец не относится, а не в комнатах для хранения оружия, находящихся в караульных помещениях.

Сам факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату не является основанием для её выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на её получение при соблюдении условий, предусмотренных данной правовой нормой, из содержания которой и приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001г. № усматривается, что под работниками арсеналов, баз и т.п., непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов (т.е. несущие службу на постах в карауле), понимаются лица, занимающие должности ВОХР, а под работниками непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика. Прекращение незаконной выплаты не является изменением условий труда. Следовательно, ссылки истца на нормы ст.ст.72, 74 Трудового кодекса РФ об изменении существенных условий труда, в данном случае являются необоснованными.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ) определяет, что заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 149 Трудового кодекса российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), - работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, работодатель, которым по отношению к Скворцову Н.М. является <данные изъяты> №, обладая правом установления в отношении работников компенсационных выплат и определения их размера, в соответствии с нормативными правовыми актами, исходя из совокупности обстоятельств дела, имел право и на снятие истцу установленной ранее компенсационной надбавки.

Приведение в соответствие с нормативными локальными актами ведомственных локальных актов является обязанностью ведомственного контроля.

Исходя из разъяснений п.7 Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Изданный командиром войсковой части № локальный акт – приказ № от 25.01.2017г., предусматривающий выплату компенсационной надбавки ряду лиц гражданского персонала части, в том числе Скворцову Н.М., в части выплаты данной компенсационной надбавки Скворцову Н.М. противоречит требованиям действующего законодательства, является ничтожным. В силу закона данный акт не может служить основанием для выплаты спорной надбавки. Действия ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», связанные с отказом в принятии к исполнению названного приказа в части выплаты истцу компенсационной надбавки являются законными, осуществлены в рамках договора на обслуживание, где ответчик осуществляет функции администратора доходов, в соответствии с законодательством.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец, занимающий <данные изъяты>, правом на получение указанной компенсации не обладает, оснований для выплаты истцу компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, отсутствуют. В связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Скворцова Николая Михайловича к ФКУ «ОСК ВВО», ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о взыскании задолженности по заработной плате, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.07.2017 года.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна: судья И.Д.Костевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>