Решение суда о взыскании задолженности по заработной плате № 2-978/2017 ~ М-852/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-978/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2017 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Михальченко Е.С.,

с участием: представителя истца Петрухина А.Д., действующего по доверенности от 05.06.2017г., представителя ответчика Победенного А.В., действующего по доверенности от 26.12.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Людмилы Андреевны к ФГКУ «301 Военный клинический госпиталь» МО РФ о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Куликова Л.А. обратилась в суд с иском к консультативно-диагностической поликлинике ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование указала, что работает в должности <данные изъяты>. С 28.07.2014г. ей был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. в месяц. 09.01.2017г. доп.соглашением к трудовому договору были внесены изменения в части, касающейся оплаты труда, а именно, повышения должностного оклада на 15%.

Зав.хирургическим отделением ФИО4 обратилась к работодателю с просьбой о разъяснении оснований повышения должностного оклада на 15%, на что получила ответ, что основанием повышения должностного оклада послужили результаты специальной оценки условий труда, проведенной в 2016г. Однако, из содержания аттестационных карт, в частности карты в отношении должности истца № не следует, что оплата труда работников подлежит увеличению именно на 15%.

Из полученной юридической консультации, истец узнал о том, что согласно приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №, его должность входит в список организаций, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Приложением № Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ установлен перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Хирургические клиники, отделения, палаты стационаров и операционные отделения (блоки), в том числе гравитационной хирургии крови, отнесены к военно-медицинским организациям (подразделениям) и должностям с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15%.

Истец полагает, что занимая должность <данные изъяты>, имеет право на повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 15% в силу нормативных актов.

Узнав о нарушении своих прав- не получении заработной платы в полном объеме, истец обратился с заявлением к работодателю с просьбой о выплате не полученной части заработной платы за период с 1.08.2014г. по 31.12.2016г., на что получил отказ, с разъяснением, что в период с 2011 по 2016гг. аттестация рабочих мест сотрудников хирургического отделения не проводилась, размер повышенной оплаты труда не указан в аттестационных картах, в связи с чем, доплата к должностному окладу не была установлена.

Считает, что работодателем существенно нарушены ее трудовые права, поскольку с момента начала действия приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г., установленный приказом размер повышения должностного оклада в размере 15% не был применен к должностному окладу. За данный период истцом не дополучена заработная плата в сумме 58 116 руб. Просил взыскать с ответчика указанную сумму.

Определением судьи от 20.06.2017г. был заменен ответчик по делу – консультативно – диагностическая поликлиника ФГКУ «301 ВКГ» на ФГКУ «301 Военный клинический госпиталь» МО РФ.

В судебное заседание истец Куликова Л.А.. не явился, о месте и времени слушания дела извещен. Просит о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд полагает возможным в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Петрухин А.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, а также письменных пояснениях. Дополнительно суду пояснил, что Куликова Л.А. имеет право на получение надбавки по приказу Министра обороны РФ №255 в размере 15%, указанная надбавка истцу с 2014г. не выплачена. Ответчик не ознакомил истца с Приказом МО РФ № 255 от 23.04.2014 г., в связи с чем, о нарушенном праве истцу стало известно после получения разъяснений от работодателя в январе 2017 г. в ответ на обращение зав. Хирургическим отделением ФИО4 Непроведение работодателем аттестации рабочих мест в установленный законом срок не является обстоятельством для невыплаты истцу спорной надбавки. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Победенный А.В. исковые требования не признал, просит в удовлетворении иска отказать. Суду пояснил, что п.7 Положения, утвержденного приказом МО РФ №255, не распространяются на истца, т.к. он не является работником <данные изъяты>. Истец ежемесячно получает расчетные листки, поэтому знал о том, что выплата указанной спорной надбавки ему не производится. Кроме того, 12% надбавки выплачивается за вредные условия труда за счет фонда оплаты труда, а 3% только за счет фонда экономии заработной платы, в зависимости от того, имеются так денежные средства или нет. Работодатель не обязан знакомить работающих с Приказами МО РФ, данные приказы имеются в бухгалтерии, находятся в свободном доступе, поэтому по желанию работник самостоятельно может с ними ознакомиться.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Консультационно-диагностическая поликлиника ФГКУ № Военный клинический госпиталь» МО РФ Министерства обороны РФ является обособленным структурным подразделением юридического лица, осуществляет виды деятельности, предусмотренные Уставом ФГКУ «301 ВКГ МО РФ».

Истец Куликова Л.А. с 20.10.2008 г. работает в должности <данные изъяты>, о чем с ним заключен трудовой договор. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 28.07.2017 г. за работу в должности истцу установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> коп, на основании трудового договора установлены и выплачиваются процентная надбавка за выслугу лет -20%, премия в соответствии с Положением о премировании, ЕДВ по итогам календарного года в размере в соответствии с Приказом МО РФ № от 19.08.2002г., районный коэффициент – 30%, процентная надбавка за стаж работы в районах Дальнего Востока 30%. Также установлена компенсация за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда- -надбавка к должностному окладу в размере 15% (л.д.4-7).

По результатам специальной оценки условий труда истца, произведенной КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ, в карте № класс условий труда истца по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса был определен со значением «3,3» (вредные условия труда). С данной картой истец ознакомлен 11.08.2016г.

Истец ссылается на то, что с ним на основании данной оценки условий труда истца, в соответствии со статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ, 09.01.2017г. работодателем было подписано 9.01.2017 г. дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении режима работы и оплаты труда по итогам спец.оценки, в соответствии с которым за выполнение трудовой функции работнику устанавливаются: - оклад в размере 11649,50 руб. с ВУТ 15%; выплаты компенсационного характера- надбавка к должностному окладу в размере 15%, как прошедшей аттестацию рабочего места по условиям труда (основание: карты СОУТ №; раздел VI, гл.21, ст. 147 ТК РФ). Изменения в трудовой договор, определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу с 01.01.2017г.

13.02.2017г. истцом на имя заведующего КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ было подано заявление об увеличении должностного оклада, начислении и выплаты заработной платы на 15% за период с 27.07.2014г. по 31.12.2016г., на которое КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ от 21.02.2017г. истцу дан ответ, что должностные оклады <данные изъяты> ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ устанавливались в соответствии с данными проведенной в 2011г. аттестации рабочих мест, в которых не был указан размер повышенной оплаты труда <данные изъяты> (карта №, №, №), кроме сотрудников онкологического кабинета (карта №), поэтому доплата к должностному окладу в размере 15% <данные изъяты> не была установлена, за исключением сотрудников онкологического кабинета. В связи с чем, произвести расчет заработной платы за период с 27.07.2014г. по 31.12.2016г., согласно п.84 Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008г. №» не представляется возможным. Должностной оклад истца повысился на 15% с 01.01.2017г. на основании проведенной в 2016г. специальной оценки условий труда (приказ от 05.08.2016г. № «О завершении специальной оценки условий труда в КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ).

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Положениями Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрены гарантии и компенсации.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (часть 1 ст. 147 Трудового кодекса РФ).

В статье 219 Трудового кодекса РФ определены права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Из изложенных положений закона следует, что работодатель, основываясь на ст.ст. 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать работникам одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ст. 92 ТК РФ.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» за № 426 от 28.12.2013 года Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (часть 1 статьи 17 ФЗ).

Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №255, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждены: Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу); Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).

На основании п.14,15 Приложения №2 к названному приказу, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера:

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Пунктом 16. Положения установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах:

на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Как установлено в судебном заседании, специальная оценка условий труда по должности, занимаемой Куликовой Л.А. проведена в августе 2016г.

19.12.2016г. комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края зарегистрированы изменения и дополнения в «Коллективный договор между командованием и гражданским персоналом КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ на 2015-2016гг.», в соответствии с проведенной специальной оценкой условий труда, утвержденной 5 августа 2016г.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Такие компенсации были предоставлены Куликовой Л.А. с января 2017г.

Работа, которая выполняется истцом по должности, не включена в перечень работ Приложение №1 приказа МО РФ №255, по которым производится компенсационная выплата до проведения специальной оценки условий труда.

Установление режимов рабочего времени и времени отдыха, правил оплаты труда, норм по охране труда, регламентация других важнейших вопросов в сфере труда отнесены к ведению работодателя, при этом ТК РФ в качестве источников правового регулирования называет коллективный договор, который заключается по соглашению между работниками и работодателем, или локальные нормативные акты, которые принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421 - ФЗ внес в ТК РФ новые правила, предусматривающие порядок установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Если ранее размеры компенсаций устанавливались государством в централизованном порядке, то теперь это прерогатива работодателя, закон фиксирует только их минимальные стандарты.

Таким образом, работодатель выполнил возложенную на него нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению работникам, занятым на работах во вредных условиях труда, компенсаций путем установления истцу ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, обязанности по выдаче молока и других равноценных пищевых продуктов, проведения медицинских осмотров. При этом обязанность работодателя предоставить всем работникам, на рабочих местах которых установлена по результатам аттестации условий труда степень вредности «3», все предусмотренные виды компенсаций за работу во вредных условиях труда приведёнными нормативными актами не предусмотрена.

В приложении № 6 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом МО РФ от 23.04.2014г. №255, имеется Перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда В данный перечень в число военно-медицинских организаций и должности с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов на 15%, включены, в том числе хирургические клиники, отделения, палаты стационаров и операционные отделения (блоки), в том числе гравитационной хирургии крови (п.7).

Вместе с тем, возможность повышения должностных окладов гражданскому персоналу, поименованному в данном Перечне, предусмотрена только после установления классификации условий труда. Классификация условий труда была проведена в 5 августа 2016 г., после чего ответчиком были внесены и зарегистрированы 19.12.2016 г. в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в Коллективный договор, а с 1.01.2017 г. на основании заключенного между работникам Куликовой Л.А. и работодателем дополнительного соглашения от 9.01.2017 г., последней стали предоставляться вышеуказанные дополнительные гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. До этого времени истцу работодателем в полном объеме предоставлялись гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда на основании результатов аттестации рабочего места, что закону не противоречит, соответствует условиям, заключенных между сторонами трудового договора и дополнительных соглашений к нему.

При таких обстоятельствах, доводы истца о наличии задолженности по оплате труда в повышенном размере (за вредность) в сумме 58116руб., не нашли подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по выплате указанной суммы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Куликовой Людмилы Андреевны к ФГКУ «301 Военный клинический госпиталь» МО РФ о взыскании задолженности по заработной плате - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 21 июля 2017 года.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, судья И.Д.Костевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>