Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2- 959 / 2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя истца Петрухина А.Д., представителей ФГКУ «301 ВКГ» Победенного А.В., Фадиной З.В., при секретаре Жуковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой ФИО7 к ФГКУ «301 военному клиническому госпиталю» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Н.Ю. обратилась в суд с иском к консультативно-диагностической поликлинике ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ о взыскании задолженности по заработной плате, в обоснование иска указав, что работает в должности <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ ей был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> коп. С ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад был увеличен и составил <данные изъяты> руб. в месяц. ДД.ММ.ГГГГ доп.соглашением к трудовому договору были внесены изменения в части, касающейся оплаты труда, а именно, повышения должностного оклада на 15%.
Она обратилась к работодателю с просьбой о разъяснении оснований повышения должностного оклада на 15%, на что получила ответ, что основанием повышения должностного оклада послужили результаты специальной оценки условий труда, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ Однако, из содержания аттестационных карт, в частности карты в отношении должности истца № не следует, что оплата труда работников подлежит увеличению именно на 15%. Из полученной юридической консультации, истец узнал о том, что согласно приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № 255, её должность входит в список организаций, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.
Приложением № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пунктом 84 которого установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала военно-медицинских организаций повышаются за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на 60,40,25,15 % согласно приложению № к настоящему Положению.
Приложением № 6 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ установлен перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Хирургические клиники, отделения, палаты стационаров и операционные отделения (блоки), в том числе гравитационной хирургии крови, отнесены к военно-медицинским организациям (подразделениям) и должностям с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15%.
Истец полагает, что занимая должность <данные изъяты>, имеет право на повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 15% в силу нормативных актов.
Узнав о нарушении своих прав- не получении заработной платы в полном объеме, истец обратился с заявлением к работодателю с просьбой о выплате не полученной части заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на что получил отказ, с разъяснением, что в период с ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест сотрудников <данные изъяты> не проводилась, размер повышенной оплаты труда не указан в аттестационных картах, в связи с чем, доплата к должностному окладу не была установлена.
Считает, что работодателем существенно нарушены её трудовые права, поскольку с момента начала действия приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г., установленный приказом размер повышения должностного оклада в размере 15% не был применен к должностному окладу.
За данный период истцом не дополучена заработная плата в сумме <данные изъяты> руб., которую просит взыскать с ответчика.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика- клинико-диагностической поликлиники ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ на надлежащего- ФГКУ «301 Военный клинический госпиталь» МО РФ.
В судебное заседание истец Макарова Н.Ю. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, руководствуясь ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца Петрухин А.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, а также письменных пояснениях. Дополнительно суду пояснил, что истец обладает правом на надбавку по приказу Министра обороны РФ №255 в размере 15%, указанная надбавка ему с ДД.ММ.ГГГГ не выплачена. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика Фадина З.В. исковые требования не признала, ссылаясь на письменный отзыв, согласно которому истец, являясь <данные изъяты> консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ, не является работником стационарного отделения, в связи с этим не имеет права на повышение должностного оклада на 15%, которое имеет сотрудник военно-медицинской организации (подразделения), работающий в стационаре. При работе в стационаре ему должен был быть установлен иной размер оклада. Заработная плата истцу выплачена в полном объеме.
Представитель ответчика Победенный А.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Суду пояснил, что п.7 Положения, утвержденного приказом МО РФ №255, не распространяются на истца, т.к. он не является работником стационара.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Консультационно-диагностическая поликлиника ФГКУ «301 Военный клинический госпиталь» МО РФ Министерства обороны РФ является обособленным структурным подразделением юридического лица, осуществляет виды деятельности, предусмотренные Уставом ФГКУ «301 ВКГ МО РФ».
Истица Макарова Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ФКУ № консультативно-диагностическую поликлинику Дальневосточного военного округа Министерства обороны РФ на должность <данные изъяты>, о чем с ней заключен трудовой договор №. За работу в должности истцу установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., процентная надбавка за выслугу лет- 40% в сумме <данные изъяты> руб., премия в соответствии с Положением о премировании, ЕДВ по итогам календарного года в размере в соответствии с Приказом МО РФ № 325 от 19.08.2002г., районный коэффициент – 30% в размере <данные изъяты> коп., процентная надбавка за стаж работы 30% в размере <данные изъяты> руб.
Также установлена ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда - 14 календарных дней.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ изменен должностной оклад, который составил <данные изъяты> руб.
По результатам специальной оценки условий труда истца, произведенной КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ, в карте № класс условий труда истца по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса был определен со значением «3,3» (вредные условия труда).
На основании данной оценки условий труда истца, в соответствии со статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ, 09.01.2017г. работодателем с Макаровой Н.Ю. было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении режима работы и оплаты труда по итогам спец.оценки, в соответствии с которым за выполнение трудовой функции работнику устанавливаются: - оклад в размере <данные изъяты> руб. с ВУТ 15%; выплаты компенсационного характера- надбавка к должностному окладу в размере 15%, как прошедшей аттестацию рабочего места по условиям труда (основание: карты СОУТ №; раздел VI, гл.21, ст. 147 ТК РФ). Изменения в трудовой договор, определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истцом на имя заведующего КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ было подано заявление об увеличении должностного оклада, начислении и выплаты заработной платы на 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), на которое КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой Н.Ю. дан ответ, что должностные оклады сотрудникам <данные изъяты> КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ устанавливались в соответствии с данными проведенной в ДД.ММ.ГГГГ аттестации рабочих мест, в которых не был указан размер повышенной оплаты труда сотрудникам <данные изъяты> (карта №, №, №), кроме сотрудников <данные изъяты> (карта №), поэтому доплата к должностному окладу в размере 15% сотрудникам <данные изъяты> не была установлена, за исключением сотрудников <данные изъяты>. В связи с чем, произвести расчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно п.84 Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583» не представляется возможным. Должностной оклад истца повысился на 15% с ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенной в ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О завершении специальной оценки условий труда в КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ) (л.д.11).
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Положениями Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрены гарантии и компенсации.
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (часть 1 ст. 147 Трудового кодекса РФ).
В статье 219 Трудового кодекса РФ определены права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
Из изложенных положений закона следует, что работодатель, основываясь на ст.ст. 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать работникам одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ст. 92 ТК РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Согласно п. 2 ст. 4 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» за № 426 от 28.12.2013 года Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (часть 1 статьи 17 ФЗ).
Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №255, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждены: Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу); Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).
На основании п.14,15 Приложения №2 к названному приказу, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера:
за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Пунктом 16. Положения установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:
на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;
на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;
на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;
на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.
Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах:
на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов;
на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Как установлено в судебном заседании, специальная оценка условий труда по должности, занимаемой Макаровой Н.Ю., проведена в ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края зарегистрированы изменения и дополнения в «Коллективный договор между командованием и гражданским персоналом КДП ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ на 2015-2016гг.», в соответствии с проведенной специальной оценкой условий труда, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Такие компенсационные меры были предоставлены Макаровой Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ Ранее проводилась аттестация рабочего места, по результатам которой истцу был установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, выдавалось молоко, что нашло отражение в карте специальной оценки условий труда.
Работа, которая выполняется истцом по должности, не включена в перечень работ Приложение №1 приказа МО РФ № 255, по которым производится компенсационная выплата до проведения специальной оценки условий труда.
Установление режимов рабочего времени и времени отдыха, правил оплаты труда, норм по охране труда, регламентация других важнейших вопросов в сфере труда отнесены к ведению работодателя, при этом ТК РФ в качестве источников правового регулирования называет коллективный договор, который заключается по соглашению между работниками и работодателем, или локальные нормативные акты, которые принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421 -ФЗ внес в ТК РФ новые правила, предусматривающие порядок установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Если ранее размеры компенсаций устанавливались государством в централизованном порядке, то теперь это прерогатива работодателя, закон фиксирует только их минимальные стандарты.
Таким образом, работодатель выполнил возложенную на него нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению работникам, занятым на работах во вредных условиях труда, компенсаций путем установления истцу одну из трёх возможных компенсаций: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. При этом обязанность работодателя предоставить всем работникам, на рабочих местах которых установлена по результатам аттестации условий труда степень вредности «3», все три вида компенсаций за работу во вредных условиях труда приведёнными нормативными актами не предусмотрена.
Приложением № 6 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом МО РФ от 23.04.2014г. №255, действительно предусмотрен Перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, где в число военно-медицинских организаций и должности с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов на 15% включены, в том числе хирургические клиники, отделения, палаты стационаров и операционные отделения (блоки), в том числе гравитационной хирургии крови (п.7).
Вместе с тем, названная норма подлежит применению при условии установления классификации условий труда, что было сделано проведением специальной оценки и внесением необходимых изменений в коллективных договор.
При таких обстоятельствах, доводы истца о наличии задолженности по оплате труда в повышенном размере (за вредность) в сумме <данные изъяты> руб., не нашли подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по выплате указанной суммы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Макаровой ФИО7 к ФГКУ «301 военному клиническому госпиталю» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2017г.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова