Решение суда о взыскании задолженности по заработной плате № 2-947/2017 ~ М-797/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-947/ 2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2017 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Гунько А.В.

с участием: истца Ивус В.Н., представителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» Клименко А.В., действующего по доверенности от ДАТА., представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Горбачевой А.А., действующей по доверенности от ДАТА., представителя третьего лица Горбатова Н.Ю., действующего по доверенности от ДАТА.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивус Владимира Николаевича к ФКУ «ОСК ВВО», ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Ивус В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что работает в <данные изъяты>. За период с 01.02.2017г. и по настоящее время ему не была выплачена заработная плата в полном объеме. В соответствии с условиями заключенного трудового договора в состав заработной платы входят выплаты компенсационного характера за учет, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере 50% от должностного оклада. Указанная компенсационная выплата предусмотрена п.17 Приложения № приказа Министра обороны РФ №, а также коллективным договором, заключенным между командованием войсковой части и гражданским персоналом. 09.01.2017г. командиром <данные изъяты> был издан приказ №, устанавливающий с 01.01.2017г. компенсационную выплату гражданскому персоналу, допущенному к работе с оружием и боеприпасами. Однако, указанная компенсационная выплата с 01.01.2017г. истцу не производится, что является нарушением условий заключенного трудового договора, коллективного договора, а также приказа МО РФ №. <данные изъяты> самостоятельной экономической деятельности не ведет, а в соответствии с договором № от 31.12.2010г. находится на финансовом обслуживании у ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», сотрудники которого начисляют и производят оплату труда работникам <данные изъяты>. На неоднократные обращения командира войсковой части о начислении компенсационной выплаты, сотрудники ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» отвечают отказом, ссылаясь на то, что выплата производится только тому гражданскому персоналу, который непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. По мнению ответчика, должность начальника групп команды ВОХР не подразумевает такие работы. В соответствии с должностными обязанностями и трудовым договором, на истца возложена обязанность по организации деятельности караула команды военизированной охраны по обороне и охране объекта, а также непосредственная охрана вооружения и боеприпасов в комнате хранения оружия. В соответствии с приказом командира <данные изъяты> от 30.12.2016г. № на истца возложена ответственность за хранение стрелкового оружия и боеприпасов к нему. При заступлении на суточное дежурство, Ивус В.Н. осуществляются принятие вооружения и боеприпасов для несения службы, а также он несет персональную ответственность за полученное оружие и боеприпасы. Войсковая часть № является <данные изъяты> охраны и защиты объектов из работников ВОХР назначаются <данные изъяты>. В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001г. №, <данные изъяты> отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников вневедомственной охраны из состава караула, выполнение ими должностных обязанностей, сохранность и исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также находящихся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи. Истец полагает, что непосредственно занят <данные изъяты>, в связи с чем, ему положена спорная выплата. Просит взыскать выплату компенсационного характера в размере 50% от должностного оклада за февраль 2017г. в размере 5253,72 руб., за март 2017г. в размере 4056,41 руб., за апрель 2017г. в размере 5915,60 руб., всего за указанный период в размере 15225,72 руб.

Определением суда от 05.06.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

В судебном заседании истец Ивус В.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что как <данные изъяты>, заступая на дежурство, принимает объект <данные изъяты>. Со стороны ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» имеет место нарушение трудового законодательства. Истец с января 2017г. лишен надбавки, тогда как на другую должность не переводился, условия труда не изменялись, о прекращении выплаты его письменно не предупреждали. Ответчик, в нарушение договора на обслуживание, приказ командира в/ч от 09.01.2017г. не возвратил. В его должностные обязанности по должностной инструкции не входит непосредственная охрана объекта, вместе с тем, его должностные обязанности предусматривают <данные изъяты>. Кроме того, военным прокурором была проведена проверка по вопросу законности прекращения указанной выплаты, согласно ответу прокурора прекращение выплаты является незаконным. Просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» Клименко А.В. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, суду дополнительно пояснил, что работники <данные изъяты>, права на указанную компенсационную выплату не имеют. Доводы истца, приведенные им в обоснование своих требований, считает несостоятельными, поскольку сам факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе. Пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № не предусмотрено установление компенсационной выплаты лицам, которые выдают оружие и боеприпасы из комнаты для хранения оружия и боеприпасов подразделения ВОХР, а также обеспечивают сохранность указанного оружия и боеприпасов в караульном помещении. Истцом непосредственно не осуществляется хранение и выдача оружия, что является основанием для назначения спорной выплаты. Из состава караула данную выплату получает часовой, стрелок, осуществляющий непосредственно обязанности по охране с оружием. Ране получение спорной выплаты не является обстоятельством для ее назначения в дальнейшем, а также изменением условий трудового договора, поскольку данная выплата имеет целевой характер и предназначение для определенно круга лиц, истец к данной категории лиц не относится. Непосредственную охрану объекта несет <данные изъяты>, поэтому права на данную надбавку не имеют. Ответчик вправе был при наличии приказа командира войсковой части прекратить выплату данной надбавки, поскольку отвечает за законность расходования бюджетных средств.

Представитель ответчика ФКУ «ОСК ВВО» Горбачева А.А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что спорная компенсационная выплата производится при наступлении определенных условий, предусмотренных приказом Министра обороны РФ №. Ивус В.Н. занимает должность <данные изъяты> и не осуществляет функций по непосредственной охране поста. Оснований для выплаты истцу компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов отсутствуют.

Представитель войсковой части 42733 Горбатов Н.Ю. полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснил, что в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными трудовым договором, на Ивус В.Н. возложена обязанность по организации деятельности караула <данные изъяты>. В соответствии с приказом командира № № от 30.12.2016г. на него возложена ответственность за <данные изъяты>. Таким образом, истец непосредственно занят охраной вооружения и боеприпасов, и ему положена спорная компенсационная выплата, которую ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» обязано выплатить. Осуществление охраны объекта не возможно только одним <данные изъяты>, соответственно данное обстоятельство также указывает на право истца на получение данной надбавки, которая ранее ему выплачивалась, но выплата была прекращена без отмены приказа командира войсковой части, предусматривающего ее выплату, что является незаконным. Кроме того, отмена данной выплаты привела к тому, что заработная плата истца ниже, чем заработная плата часового, который занимает нижестоящую должность. Целевое назначение склада, <данные изъяты>, уже доказывает основание для выплаты данной надбавки истцу.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА №" утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение №), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора № от ДАТА, доп.соглашения № от 01.08.2014г., Ивус В.Н. работает в №, с июля 2012г. в должности <данные изъяты> Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Согласно вышеуказанному трудовому договору и доп.соглашению № от 01.08.2014г. к трудовому договору Ивус В.Н. за выполнение трудовой функции установлены: должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., выплаты компенсационного характера: за непосредственный прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов 50% тарифной ставки: районный коэффициент к заработной плате в размер 30%, за работу в южных районах Дальнего Востока- 30%, за работу в ночное время- 35%, за выполнение задач по охране особо важных и режимных объектов в составе караулов военизированной охраны - должностной оклад повышается на 15%; выплаты стимулирующего характера: ЕДВ по итогам календарного года, за выслугу лет- 40%, ежемесячная премия в соответствии с Положением о премировании- 25%.

Приказом Министра обороны РФ от ДАТА № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА N 583» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение N 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Согласно п. 17 Приказа Министра обороны РФ от ДАТА № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА №» гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 %.

<данные изъяты>

Таким образом, из содержания пункта 17 Приказа Министра обороны РФ от ДАТА N 255 следует, что для начисления оспариваемой надбавки гражданскому персоналу требуется одновременно несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположение и предназначение объекта.

Согласно представленному в судебное заседание штату №, наименование войсковой части № - Центральная база хранения вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты.

Приказом Министра обороны РФ от ДАТА № установлена компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

Из содержания п.17 Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № следует, что для начисления оспариваемой надбавки требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположением и предназначением объектов. То есть, право на компенсационную выплату у гражданского персонала возникает у лица из числа гражданского персонала военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов.

Приказом командира войсковой части № № от 09.01.2017г. «Об установлении с ДАТАг. компенсационной выплаты гражданскому персоналу войсковой части № допущенным к работе с оружием и боеприпасами» в соответствии с п.17 главы III приложения II к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА №» приказано установить с ДАТА компенсационную выплату поименованному гражданскому персоналу 50% должностного оклада (тарифной ставки), в том числе Ивус В.Н.

Согласно договору на обслуживание № от ДАТА ФБУ «УФО МО РФ по <адрес>» (исполнитель) и войсковая часть № (заказчик) заключили договор, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части № в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ. Согласно п. п. 2.1, 2.2 исполнитель имеет право возврата без исполнения документов, представленных заказчиком с нарушением требований законодательства РФ, с указанием причин возврата.

В данном случае, приказ № от 09.01.2017г. командира войсковой части ответчиком не возвращался, поскольку данный приказ был принят к исполнению в части лиц гражданского персонала – стрелков, которым спорная выплата осуществляется. Информирование командования войсковой части о не выплате надбавки ряду сотрудников, в том числе истцу, не может расцениваться как нарушение условий договора, которым обязанность по безусловной выплате указанной надбавке не предусмотрена, поскольку выплата данной надбавки должна производиться работодателем истцу за непосредственный прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

На безусловную обязанность по выплате данной надбавки истцу также не указывает предназначение войсковой части как склада по хранению оружия и боеприпасов, поскольку данная надбавка имеет целевое предназначения, должна быть предусмотрена должностными обязанностями, выплачиваться лицам, осуществляющим за непосредственный прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, а не всем работникам части.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА №, <данные изъяты>

Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Министерства обороны РФ, осуществляет часовой.

В соответствии с п. 27 вышеуказанной Инструкции, <данные изъяты>

В соответствии с п. 29 вышеуказанной инструкции наличие и состояние оружия и боеприпасов подразделения военизированной охраны проверяются: начальником военного объекта или его заместителем - не реже одного раза в месяц; начальником подразделения ведомственной охраны или его заместителем - еженедельно. О результатах проверки делаются соответствующие записи в книге осмотра (проверки) оружия, которая постоянно находится в комнате для хранения оружия и боеприпасов.

Согласно должностных обязанностей, <данные изъяты> отвечает за организацию деятельности караула; за непосредственную охрану на объекте вооружения, боеприпасов и материальных средств; за хранение, выдачу /прием/ оружия и боеприпасов, запаса боевых патронов, находящихся в комнате начальника караула; боевую готовность работников ведомственной охраны из состава караула, выполнение ими должностных обязанностей, сохранность и исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также находящихся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи.

Вместе с тем, указанные обязанности не могут расцениваться как непосредственную постоянную занятость истца приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов непосредственно на объекте. А занимаемая должность не может рассматриваться как должность часового по охране вооружения и боеприпасов; заведующего хранилищем, зав.складом или кладовщика.

Оспариваемая истцом компенсационная выплата производится лицам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, находящихся на арсеналах, складах и т.п., к которым истец не относится, а не в комнатах для хранения оружия, находящихся в караульных помещениях.

Сам факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату не является основанием для её выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на её получение при соблюдении условий, предусмотренных данной правовой нормой, из содержания которой и приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001г. № усматривается, что под работниками арсеналов, баз и т.п., непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов (т.е. несущие службу на постах в карауле), понимаются лица, занимающие должности ВОХР, а под работниками непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика. Прекращение незаконной выплаты не является изменением условий труда. Следовательно, ссылки истца на нормы ст.ст.72, 74 Трудового кодекса РФ об изменении существенных условий труда, в данном случае являются необоснованными.

Ссылки истца на приказ командира войсковой части № от 30.12.2016г. №, которым за военнослужащими и гражданским персоналом войсковой части закреплено личное оружие, ответственным за учет хранение и выдачу стрелкового оружия и боеприпасов к нему назначен <данные изъяты> ФИО7, в его отсутствие - <данные изъяты>, также не может расцениваться судом как основание к выплате компенсационной надбавки.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДАТА №90-ФЗ) определяет, что заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 149 Трудового кодекса российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), - работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, работодатель, которым по отношению к Ивус В.Н. является командир войсковой части № обладая правом установления в отношении работников компенсационных выплат и определения их размера, в тоже время, принимая решение об установлении данной выплаты Ивус В.Н., должен был руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, предусматривающими основания и порядок данной выплаты.

Приведение в соответствие с нормативными локальными актами ведомственных локальных актов является обязанностью ведомственного контроля.

Исходя из разъяснений п.7 Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Изданный командиром войсковой части № локальный акт – приказ № от 09.01.2017г., предусматривающий выплату компенсационной надбавки ряду лиц гражданского персонала части, в том числе Ивус В.Н., противоречит требованиям действующего законодательства, является ничтожным. В силу закона данный акт не может служить основанием для выплаты спорной надбавки. Действия ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», связанные с отказом в принятии к исполнению названного приказа в части выплаты истцу компенсационной надбавки являются законными, осуществлены в рамках договора на обслуживание, где ответчик осуществляет функции администратора доходов, в соответствии с законодательством.

Судом также отклоняются доводы представителя третьего лица войсковой части № о том, что истец непосредственно осуществляет хранение <данные изъяты> поскольку доказательств тому не представлено, данный довод опровергнут представителем ответчика ФКУ УФО, пояснившим, что за сохранность данного оружия непосредственно отвечают лица, которым оно выдано в связи с должностными обязанностями<данные изъяты>.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец, занимающий должность <данные изъяты>, правом на получение указанной компенсации не обладает, оснований для выплаты истцу компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, отсутствуют. В связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Ивус Владимира Николаевича к ФКУ «ОСК ВВО», ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о взыскании задолженности по заработной плате, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29.06.2017 года.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна: судья И.Д.Костевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>