Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1674/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Наконечного С.И., при секретаре Долгих И.С.,
с участием истца Стрижневой Т.И., представителя истца по доверенности Жигалкина Е.В., представителей ответчика по доверенностям Фадина Д.А., Фадиной З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрижневой Татьяны Иосифовны к Федеральному государственному казенному учреждению «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Стрижнева Т.И. обратилась в суд с иском к ФГКУ «301 Военный клинический госпиталь» о взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование требований истец указала, что работает у ответчика с 01.10.2004 г. в должности <данные изъяты> в обособленном структурном подразделении в стоматологической поликлинике ДВО. Дополнительным соглашением от 29.10.2013 г. к трудовому договору истцу был установлен должностной оклад в размере 13612 рублей. В июле 2012 года в стоматологической поликлинике ФГУ «301 ВКГ» проведена аттестация рабочих мест. Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда №1 по должности <данные изъяты>, установлена общая оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса – класс 3.3, то есть из карты аттестации рабочего места по условиям труда также следует, что необходимо установить компенсацию, в том числе, повышение оплаты труда работников. Поскольку с июля 2012 года у ответчика имеются результаты аттестации рабочих мест, с июня 2017 г. имеются результаты специальной оценки условий труда, при наличии которых безопасность условий труда истца не изменялась, истец считала, что имела право на получение компенсаций, в том числе на повышенный размер оплаты труда в размере не менее 4% от оклада. В свою очередь, ответчик, в нарушение положений ст. 147 Трудового кодекса РФ, компенсацию в виде повышенного размера оплаты труда не выплачивал, причинив истцу также моральный вред. В этой связи истец просила взыскать с ответчика задолженность по выплате компенсации за работу с вредными условиями труда, согласно расчета, за период с октября 2016 г. по сентябрь 2017г., в размере 13612 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец Стрижнева Т.И. требования в части взыскания задолженности по выплате компенсации увеличила, дополнительно указав, что в соответствии с п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. №583» гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4%; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8%; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12%; на работах с опасными условиями труда – на 24%. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. 06.07.2012 г. по результатам аттестации рабочего места по условиям труда, работа <данные изъяты> отнесена к вредным условиям с оценкой 3.3. Ответчиком 21.07.2017 г. проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой работа истца также отнесена к работе с вредными условиям труда с оценкой 3.3. Поэтому истец просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате, исходя из специальной оценки условий труда 3.3, с увеличением должностного оклада на 12%, за период с августа 2016 года по сентябрь 2017 года в размере 57113, 31 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
В судебном заседании истец Стрижнева Т.И. и ее представитель Жигалкин Е.В. требования с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика Фадин Д.А., Фадина З.В. исковые требования не признали и просили в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым в июле 2012 года в стоматологической поликлинике ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ была проведена аттестация рабочих мест, согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда установлена общая оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса – класс 3.3. Из указанной карты аттестации рабочего места по условиям труда следует, что необходимо установить компенсацию, в том числе повышение оплаты труда работников. Однако, в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. №583 Министру обороны РФ, как главному распорядителю средств федерального бюджета, предоставлено право в отношении работников подведомственных МО РФ учреждений, устанавливать порядок оплаты труда своим приказом. Оплата труда гражданскому персоналу на тот момент производилась в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. №555. Повышение оплаты труда – не менее 4% тарифной ставки (оклада) приказом Министра обороны РФ медперсоналу стоматологических поликлиник МО РФ не предусмотрено. В июле 2017 года в стоматологической поликлинике ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой класс условий труда для должности – <данные изъяты> установлена 3.3. По результатам специальной оценки труда, проведенной в стоматологической поликлинике, установлены сотрудники, занятые на работах с вредными условиями труда, по которым предусмотрено повышение должностных окладов на 8 и 12 процентов в соответствии с требованиями ст. 16 приказа Министра обороны РФ от 22.09.2015 г. №550. Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Принятым в 2015 году в стоматологической поликлинике ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ коллективным договором установлен перечень должностей, работа в которых дает право на повышение должностных окладов в связи с опасными и особо тяжелыми условиями труда. В соответствии с данным перечнем право на повышение должностного оклада за работу во вредных условиях имеет только рентгенлаборант стоматологической поликлиники. Представители ответчика дополнительно суду пояснили, что выплаты по итогам специальной оценки условий труда будут производиться с 01.01.2018 г., поскольку в бюджет на 2017 год данная выплата не заложена, при этом истцу за работу с вредными условиями установлен дополнительный отпуск в размере 14 дней. В настоящее время в стоматологической поликлинике ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ ведется работа по внесению соответствующих изменений в коллективный договор. Причинение истцу морального вреда действиями ответчика не доказано.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Стоматологическая поликлиника ФГКУ «301 Военный клинический госпиталь» МО РФ Министерства обороны РФ является обособленным структурным подразделением юридического лица ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ.
Истец Стрижнева Т.И. 01.10.2004 г. была принята на работу в 590 стоматологическую поликлинику Дальневосточного Военного округа на должность <данные изъяты>, с ней заключен трудовой договор №. За работу в должности истцу установлен должностной оклад 2436 рублей по 12 разряду ЕТС, процентная надбавка - районный коэффициент 30%, дальневосточный коэффициент 30%, надбавка в/ч 40%, установлен ежегодный основной отпуск, продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск в размере 8 календарных дней, дополнительный отпуск за вредность в размере 14 календарных дней.
По результатам аттестации рабочего места <данные изъяты> по условиям труда, произведенной 06.07.2012 г., в карте № общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса была определена со значением 3.3. С данной картой истец ознакомлена 10.07.2012 г., что подтверждается ее подписью.
Дополнительным соглашением № к трудовому договору от 29.10.2013 г. установлен должностной оклад в размере 13612 рублей, компенсационные выплаты: за работу в южных районах ДВ – 30%, районный коэффициент – 30%, стимулирующие выплаты за выслугу лет – 40%.
Как установлено судом, проведенной аттестацией рабочего места истца от 06.07.2012 г. установлена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса со значением 3.3, при этом принятым в 2015 году в стоматологической поликлинике ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ коллективным договором установлен перечень должностей, работа в которых дает право на повышение должностных окладов в связи с опасными и особо тяжелыми условиями труда, в указанный перечень должность истца не включена (Приложение № к коллективному договору).
По результатам специальной оценки условий труда истца, проведенной 23.06.2017 г., в карте № по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса был определен со значением «3,3». С данной картой истец ознакомлена 29.06.2017 г., что подтверждается ее подписью. По итогам специальной оценки условий труда работодателю рекомендовано установить компенсацию за вредные условия труда, с повышением оплаты труда работников.
Приказом заведующего Стоматологической поликлиники ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ № от 21.07.2017 г. «О завершении специальной оценки условий труда в стоматологической поликлинике (г. Хабаровск)» приказано установить гражданскому персоналу стоматологической поликлиники, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда повышение должностных окладом с 01.01.2018 г., на основании отчета о проведении специальной оценки условий труда от 21.07.2017 г., на 8% и на 12% (п.2 Приказа).
В данном приказе указано, что в расчете фонда заработной платы на 2017 год не предусмотрено повышение должностных окладов поименованных при проведении специальной оценки труда и не заложено в бюджетной заявке 2017 г. Данное повышение будет учтено в составлении расчета фонда заработной платы на 2018 год с включением данного повышения в Бюджетную заявку 2018 года.
Стрижнева Т.И., обращаясь с данным иском в суд, считает, что должностной оклад с повышением на 12 процентов работодатель должен был ей выплачивать и в период с августа 2016 года по сентябрь 2017 года, как это установлено пунктом 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255, так как она выполнял работы во вредных условиях труда.
Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (части 1 и 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ).
Как указано в части 4 статьи 219 Трудового кодекса РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" установлено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Пунктом 14 указанного Положения установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Согласно п. 15 названного Положения выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством РФ, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 22.09.2015 г. №550 «О внесении изменений в приложения №1-3 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 г №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. №583» внесены изменения в п. 16 Приказа (вступившие в силу с 13.11.2015г.), установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4%; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8%; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12%.
В соответствии с ч. 1,2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
По результатам специальной оценки условий труда, основываясь на ст.ст. 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ, работодатель может самостоятельно устанавливать работникам одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В силу требований ст. 349 Трудового кодекса РФ, п. п. 14, 15, 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, к числу которого относится и Стрижнева Т.И., с 13.11.2015г. могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в том числе за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
При этом, как установлено судом, в трудовом договоре, заключенным с истцом 01.10.2004 г., Стрижневой Т.И. установлен дополнительный ежегодный отпуск за вредные условия труда в количестве 14 календарных дней.
Тем самым работодатель до проведения специальной оценки условий труда выполнил возложенную на него нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению работнику, занятому на работах во вредных условиях труда, компенсаций, путем установления истцу одной из трёх возможных компенсаций в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Обязанность работодателя предоставить всем работникам, на рабочих местах которых установлена по результатам аттестации условий труда (специальной оценки условий труда) степень вредности «3», все три вида компенсаций за работу во вредных условиях труда приведёнными нормативными актами не предусмотрена.
Как ранее указывал суд, заведующим Стоматологической поликлиники ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ издан приказ № от 21.07.2017 г., в соответствии с которым гражданскому персоналу стоматологической поликлиники, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда установлено повышение должностных окладом с 01.01.2018 г., на основании отчета о проведении специальной оценки условий труда от 21.07.2017 г., на 8% и на 12%.
В данном приказе указано, что в расчете фонда заработной платы на 2017 год не предусмотрено повышение должностных окладов поименованных при проведении специальной оценки труда и не заложено в бюджетной заявке 2017 г. Данное повышение будет учтено в составлении расчета фонда заработной платы на 2018 год с включением данного повышения в Бюджетную заявку 2018 года.
Поскольку работодателем истца издан приказ об установлении данной надбавки, её получение работником предполагается и право истца на получение спорной выплаты по результатам проведенной специальной оценки условий труда нельзя признать нарушенным, при этом из пояснений представителей ответчика, не опровергнутых стороной истца, суд установил, что в настоящее время ведется работа по внесению соответствующих изменений в коллективный трудовой договор Стоматологической поликлиники ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ и работникам будет произведен перерасчет заработной платы.
Утверждение же Стрижневой Т.И. о том, что спорную надбавку необходимо начислять и выплачивать сразу после проведения аттестации, не соответствует приведенным выше положениям трудового законодательства, из которых следует, что при установлении коллективным договором, локальным нормативным актом видов, размеров и порядка предоставления соответствующих компенсаций, должно учитываться финансово-экономическое положение работодателя.
При таких данных следует признать, что доводы истца о наличии у ответчика задолженности по оплате её труда в повышенном размере (за вредность) за период с августа 2016 года по сентябрь 2017 года в размере 57113, 31 руб. являются необоснованными, в связи с чем, иск в данной части не подлежит удовлетворению. А поскольку требования истца о взыскании компенсации морального вреда производны от основных требований, в их удовлетворении также следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Стрижневой Татьяны Иосифовны к Федеральному государственному казенному учреждению «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 22 ноября 2017 г.
Судья /подпись/
Копия верна: Судья С.И. Наконечный