Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 марта 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Ящук С.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «<данные изъяты>» к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «<данные изъяты>» в лице своего представителя обратилось в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, в 2014 году Счетной палатой Российской Федерации проведены контрольные мероприятия «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств Федерального бюджета, направленных в 2011-2013 годах и истекшем периоде 2014 г. на реформирование и функционирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» по итогам проведения которой в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 67) установлено, что в бюджетном учете ФКУ «<данные изъяты>» не учтен причиненный государству ущерб в виде сумм излишне выплаченного денежного довольствия военнослужащим, допущенный по причине изменения ранее введенной кадровыми органами информации в СПО «<данные изъяты>» (Приложение №).
Согласно Приложению № к акту проверки, за ответчиком числится задолженность в размере 72 510, 75 рублей.
ФИО2 проходила военную службу в войсковой части 77194 в звании младший сержант.
Исключена из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ.
За период декабрь 2012-март 2013 года ответчику были перечислены денежные средства в размере 106 230,85 руб., что подтверждается расчетными листами, заявками на кассовый расход, платежными поручениями (прилагаются).
Взыскиваемые денежные суммы, получены ответчиком, за рамками военной службы, следовательно, не являются денежным довольствием, соответственно права на их получение ответчик не имела, ввиду чего, спорная сумма подлежит возврату как излишне выплаченная.
Просит взыскать с ФИО2 в пользу ФКУ «<данные изъяты>» излишне выплаченные денежные средства в сумме 72 510,75 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания извещена надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, указала, что не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Суд, в силу требований ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в её отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии с п. 1 ст. 35 и п. 1 ст. 167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Кроме этого, в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях, имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.
При указанных обстоятельствах требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, суд признает причины неявки ответчика неуважительными и полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие в порядке заочного производства.
Изучив и проанализировав материалы гражданского дела в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из характера отношений, возникших между сторонами, бремя доказывания распределяется таким образом, что истец должен доказать обстоятельства возникновения у ответчика денежных обязательств долгового характера, а ответчик, в свою очередь, должен доказать, что приобрел денежные средства обоснованно.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в соответствии с ч. 32 ст. 2 которого порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях проведения мероприятий по расчетам с военнослужащими, ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны Российской Федерации утвержден "Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации", которым закреплено, что с целью подготовки к полнофункциональной работе ФКУ "<данные изъяты>" на предварительном этапе производится формирование единой базы данных ФКУ "<данные изъяты>".
Согласно Уставу Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ", одним из основных видов деятельности Центра является своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Минобороны России порядком.
Первичным этапом формирования единой базы являлось слияние сконвертированных данных Управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации, Регламентом формирования и прохождения документов для подготовки и издания проектов приказом МО РФ по личному составу, начисление денежного довольствия военнослужащим осуществляется после внесения сотрудниками Главного управления кадров МО РФ в СПО «<данные изъяты>» соответствующих данных.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п. 2 Порядка денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что ФИО2 проходила военную службу в войсковой части 77194 в звании младший сержант.
Исключена из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ.
За период декабрь 2012-март 2013 года ответчику были перечислены денежные средства в размере 106 230,85 руб., что подтверждается расчетными листами, заявками на кассовый расход, платежными поручениями (прилагаются).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Фз «О военной обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. В соответствии со статьей 38 данного ФЗ, окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок). Денежное довольствие выплачивается только военнослужащим и только за период военной службы.
При этом, как следует из текста искового заявления выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ФКУ «<данные изъяты>», а произошла по причине отсутствия в Единой базе данных сведений об увольнении военнослужащего на дату расчета.
В соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению денежного довольствия, заработной платы в ФКУ «<данные изъяты>» (далее - Временный порядок), утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «<данные изъяты>» осуществляет только централизованный своевременный расчет денежного довольствия и заработной платы, на основании сведений, введенных в Единую базу данных.
Поскольку приказы по личному составу и строевой части в ФКУ «<данные изъяты>» не поступают, учреждение не могло достоверно знать об отсутствии обязательств по выплате денежного довольствия ответчику.
В 2014 году контрольным органом (Счетной палатой Российской Федерации) в ходе проведения проверки ФКУ «<данные изъяты>» был установлен факт неположенной выплаты ответчику.
До даты проведения указанного мероприятия ФКУ «<данные изъяты>» не располагало достоверной информацией о факте получения ответчиком неположенной выплаты и о необходимости предъявления исковых требований.
Кроме того, созданный в соответствии со статьей 4 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» фонд денежного довольствия военнослужащих устанавливает максимальную сумму расходов федерального органа на цели обеспечения военнослужащих положенными видами выплат.
Единственным источником формирования данного фонда являются выделяемые из федерального бюджета средства, поэтому планирование и последующее формирование фонда являются составной частью единого бюджетного процесса страны.
Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащих предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год и перспективный период. Правовую основу для формирования фонда денежного довольствия военнослужащих составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке формирования фонда денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба».
Определив на законодательном уровне состав фонда денежного довольствия военнослужащих, Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» жестко зафиксировал тот минимум средств и источников их формирования, на которые вправе рассчитывать военнослужащий, как на материальный эквивалент оценки своего труда.
На основании изложенного следует, что получение денежных средств гражданином, не имеющим право на данные выплаты, тем более произведенные за счет средств федерального бюджета, направленные на обеспечение денежным довольствием военнослужащих, наносят значительный материальный ущерб не только федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, но и Российской Федерации в целом.
Согласно абз. 1 и 3 ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащего», абз. 4 п.16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ и требования общевоинских уставов. В силу абз.1 п.16, п.17, абз.19 Устава, военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативно правовыми актами РФ; обязан быть честным и обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение его обязанностей, докладывать своему непосредственному начальнику.
Из указанного следует, что военнослужащий обязан знать нормативно-правовые акты РФ, относящиеся к его деятельности, в том числе затрагивающие материальное обеспечение, в случае выявления незаконных действий, в том числе по выплате не причитающегося ему довольствия, обязан доложить своему непосредственному начальнику.
Таким образом, суд приходит к выводу, что денежные средства перечисленные ответчику за период с декабря 2012 по март 2013 выплачено ответчику в результате отсутствия сведений об увольнении военнослужащего на дату расчета в Единой базе данных, при этом ФИО2 в силу своих общих обязанностей знала о незаконности получения денежного довольствия, однако в нарушение п.19 Устава своему непосредственному начальнику, т.е. командиру в/ч 77194, об этом не сообщила, что свидетельствует о недобросовестности ответчика.
Соответственно, указанная денежная сумма была выплачена ей без законных оснований, в связи с чем суд приходит к выводу о правомерности требований ФКУ «<данные изъяты>» к ФИО2B. о взыскании излишне выплаченных денежных средств в сумме 72 510,75 руб.
Поскольку, истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета <адрес> в размере 5 962,5 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ
исковые требования ФКУ «<данные изъяты>» к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных денежных средств – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу ФКУ «<данные изъяты>» излишне выплаченные денежные средства в сумме 72 510,75 руб.
Взыскать с ФИО2 в бюджет Владивостокского городского округа государственную пошлину в сумму 2 375,32 руб.
В соответствии со ст. 237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке – в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.В. Ящук