Дело № 2-1199/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2017 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Нуртдиновой С.А., при секретаре судебного заседания Кельдиватовой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сырыгина А.В. к Публичному акционерному обществу «Газпром Спецгазавтотранс» о взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сырыгин А.В. обратился в суд с иском к ответчику ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», которым просит взыскать с ответчика в свою пользу единовременное пособие в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Свои требования мотивировал следующим. Согласно записи в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГг. истец был принят на работу водителем в Ижевское автотранспортное предприятие ДАО «Спецгазавтотранс» для работы вахтовым методом. ДД.ММ.ГГГГ уволен в поряке перевода и ДД.ММ.ГГГГ принят переводом на должность машиниста компрессорных установок в ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром», которое с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс». ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом был прекращен по инициативе работника в связи с выходом на пенсию. Общий стаж работы истца в условиях Крайнего Севера у ответчика составляет более <данные изъяты> лет. При увольнении работником отдела кадров истец был поставлен в известность о праве получения единовременного пособия. В день увольнения, ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление на имя директора организации с просьбой выплатить данное пособие. Позднее, в ДД.ММ.ГГГГ года, истец приезжал в организацию, обращался в юридический отдел и отдел кадров, чтобы узнать было ли зарегистрировано его заявление и какой входящий номер, включен ли он в реестр для выплаты единовременного пособия и уточнения размера данного пособия, где ему было предложено обратиться в суд с требованием о взыскании единовременного пособия в размере <данные изъяты> руб., так как в добровольном порядке организация, как правило, не выполняет свои обязательства по выплате единовременного пособия. По настоящее время пособие не выплачено. Кроме того, моральный вред, причиненный истцу ответчиком выражается в действиях унижающих его человеческое достоинство, а именно: отказ в предоставлении информации о регистрации заявления о выплате единовременного пособия, волокита и искаженные данные представленные в Отделение пенсионного фонда, не предоставление копий документов, необходимых для обращения в суд, запрет пропуска истца на территорию организации. Все это причинило истцу душевные и нравственные страдания: бессонница, чувство беззащитности, тревога.
Представитель ответчика ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», извещенный о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании истец Сырыгин А.В. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении поддержал частично. Согласился с расчетом, представленным ответчиком, с суммой в размере <данные изъяты> руб. Требования о компенсации морального вреда поддержал. Работал у ответчика с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. Свои обязанности по выплате пособия ответчик не исполнил. Заявление истцом написано в срок. Уволился в связи с выходом на пенсию.
Представитель истца Алешина Л.А. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, согласилась с расчетом ответчика.
Суд, выслушав истца, представителя истца, исследовав имеющиеся по делу письменные доказательства, считает установленными следующие обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела.
Суд, исследовав имеющиеся по делу письменные доказательства, считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Сырыгин А.В. работал в «ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» в должности машиниста компрессорных установок <данные изъяты> разряда вахтовым методом.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ. Сырыгину А.В. назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГг. бессрочно.
Сырыгин А.В. обратился с заявлением о выплате единовременного пособия к ответчику в день увольнения.
Решением внеочередного Общего собрания акционеров ДОАО «Спецгазавтотранс» от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена новая редакция Устава, согласно которой изменена организационно-правовая форма и наименование ДОАО «Спецгазавтотранс» на ПАО «Газпром спецгазавтотранс». Указанные изменения зарегистрированы в МРИ ФНС № по УР.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Негосударственные пенсионные фонды функционируют наряду с системой государственного пенсионного обеспечения. Коллективными договорами, соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные выплаты работникам предприятия единовременных пособий при увольнении в связи с уходом на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, пособиям по уходу за ребенком. Эти выплаты осуществляются за счет бюджета самого предприятия.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 8 ТК РФ закрепляет право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Трудовые отношения между ПАО «Газпром спецгазавтотранс» и его работниками регулируются принятым на предприятии Коллективным договором (<данные изъяты>г.), согласно которому ответчик в пределах средств, запланированных в ежегодной смете расходов, предоставляет своим работникам социальные гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные Положением о социальном обеспечении работников ДОАО «СГАТ» ОАО «Газпром» (далее по тексту - Положение о социальном обеспечении работников).
В силу п<данные изъяты> Положения о социальном обеспечении работников ДОАО «СГАТ», выходное пособие при выходе на пенсию выплачивается на основании Положения «О дополнительном обеспечении работников ДОАО «СГАТ» ОАО «Газпром» (утв. Решением Правления ДОАО «СГАТ» от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.<данные изъяты> Положения о дополнительном обеспечении работников ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», право на дополнительное обеспечение (выходное пособие) имеют работники ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», включая штатных работников ППО, состоящие с работодателем в трудовых отношениях при соблюдении одновременно всех следующих обязательных условий: имеющие стаж работы в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» не менее 15 лет; в случае их увольнения по собственному желанию в связи с выходом на пенсию в течение двух месяцев после достижения пенсионного возраста (в том числе, учитывая инвалидность I и II группы, досрочное назначение страховой пенсии по п.п.<данные изъяты> п.1 ст. 30, п.п.2,6 п.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»); при условии непрерывного страхового стажа в Обществе не менее <данные изъяты>-ти лет непосредственно перед выходом на пенсию; выработавшие, специальный стаж в соответствии со п.п.1,2,9 п.1 ст. 30, п.п.2,6 п.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»); при условии непрерывного страхового стажа в Обществе не менее <данные изъяты>-ти лет непосредственно перед выходом на пенсию, выработавшие, специальный стаж в соответствии со п.п. 1,2,9 п.1 ст. 30, п.п. 2,6 п.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О страховых пенсиях», дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс»; не имеющие нарушения трудовой и производственной дисциплины в течении 3-х лет непосредственно перед выходом на пенсию.
Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Социальные гарантии, льготы, компенсации и выплаты работникам ПАО «Газпром спецгазавтотранс», предусмотренные Коллективным договором и в его приложениях, сверх установленных действующим законодательством РФ, осуществляются при наличии источников и средств работодателя.
Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно
Задать вопрос юристуБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии со ст.ст. 40,43 Трудового кодекса РФ, коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, обязательным для исполнения работниками и работодателем.
Таким образом, заключив договор, стороны взяли на себя взаимные обязательства, которые согласно ст. 309 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В судебном заседании установлено, что Сырыгин А.В. более <данные изъяты> лет работал в ПАО «Газпром спецгазавтотранс» непосредственно перед выходом на пенсию, общий стаж работы у ответчика составил более <данные изъяты> лет. В соответствии с приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Сырыгин А.В. принят водителем <данные изъяты> класса с <данные изъяты> ремонтным разрядом для работы вахтовым методом в условиях Крайнего Севера в Ижевское автотранспортное предприятие ДАО «Спецгазавтотранс». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № к/ув трудовой договор расторгнут по инициативе работника, п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (выход на пенсию).
Согласно п.4.3 Положения о дополнительном обеспечении работников ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», финансирование дополнительного обеспечения работников осуществляется за счет средств ПАО «Газпром Спецгазавтотранс».
Таким образом, обязанность по финансированию и выплате Сырыгин А.В. причитающейся ему суммы выходного пособия по закону возлагается на ответчика ПАО «Газпром спецгазавтотранс».
В соответствии со ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе рассмотрения дела ответчик не оспорил факт того, что ДД.ММ.ГГГГ в день увольнения Сырыгина А.В. из ПАО «Газпром спецгазавтотранс» ответчик не назначил и не выплатил ему сумму причитающегося истцу выходного пособия.
Таким образом, учитывая позицию обеих сторон по данному вопросу, суд считает, что факт нарушения ответчиком трудовых прав истца в части выплаты ему суммы выходного пособия нашел свое подтверждение, что в силу ч. 1 ст. 142 ТК РФ является основанием для взыскания указанных денежных средств с ПАО «Газпром спецгазавтотранс» в судебном порядке.
Указанная истцом сумма единовременного пособия, расчет которой выполнен ответчиком, в судебном заседании истцом и ответчиком не оспаривалась, суд полагает возможным использовать данный расчет при определении суммы единовременного пособия, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сырыгина А.В. к ПАО «Газпром спецгазавтотранс» о взыскании единовременного пособия в связи с выходом на пенсию в размере <данные изъяты> руб. подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, в силу ст. 237 ТК РФ, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, указанным в п.63 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Поскольку из причитающихся истцу при увольнении гарантированных законом денежных выплат произведено неправомерное удержание, чем нарушены трудовые права истца, имеются основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда на основании положений ст. 237 Трудового кодекса РФ.
Принимая во внимание характер нарушения работодателем трудовых прав истца, степень нравственных страданий истца, а также фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ПАО «Газпром спецгазавтотранс» в пользу Сырыгина А.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно п.1 ч. 1, п.2 ч. 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В указанном случае согласно п.2 ч. 1 ст. 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2 НК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу <данные изъяты> процентов.
Истец Сырыгин А.В. освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы – по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений. Принимая во внимание, что истцом были заявлены требования имущественного характера, а также требования неимущественного характера, учитывая полное удовлетворение иска в части имущественных требований, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ПАО «Газпром спецгазавтотранс» в доход бюджета г. Ижевска в соответствии с п.п. 1,3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.- за требования имущественного характера и <данные изъяты> руб. за требования неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Сырыгина А.В. к ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» о взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» в пользу Сырыгина А.В. сумму единовременного пособия в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» в доход бюджета МО «г.Ижевск» сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Устиновский районный суд г.Ижевска) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 11.05.2017г.
Судья С.А. Нуртдинова