Дело №2-2289/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего В.А. Воробьева
при секретаре Т.Г. Новоселовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Перевозниковой ФИО6 к ФКУ «ФИО7 МО РФ по <адрес>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2016 год, районный коэффициент и процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока на материальную помощь за 2017 год, компенсацию морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что она работает в должности главного инженера метрологической службы Тихоокеанского флота. Считает, что ей полагается выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (ЕДВ), установленная Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако за 2016 г. выплата ЕДВ ей не произведена. Так же указала, что Фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, однако в 2017 году ей была выплачена материальная помощь без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. Просит взыскать с ФКУ «ФИО8 МО РФ по <адрес>» в её пользу единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2016 год в размере <данные изъяты> коп., районный коэффициент и процентную надбавку за работу в южных районах <адрес> на материальную помощь за 2017 год в размере <данные изъяты> копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания извещена надлежащим образом, при обращении с иском ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ФКУ «ФИО9» в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв, в котором указала, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с организационной структурой Министерства обороны РФ гражданский персонал Вооруженных Сил РФ может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.
Частью 5 ст. 11 ТК РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Судом установлено, что истец работает в должности главного инженера метрологической службы Тихоокеанского флота, которая находятся на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по ПК», должность истца относится к категории «гражданский персонал», единовременное денежное вознаграждение за 2016 г. Перевозниковой О.И. выплачено не было, что подтверждается материалами дела, указанные обстоятельства не опровергаются ответчиком в отзыве на исковое заявление.
Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджета соответствующими законами и иными нормативными актами, в связи с чем, оплата труда таких работников осуществляется на основе единой тарифной сетки или специальных законодательных актов.
Частью 2 статьи 144 ТК РФ предусмотрено, что порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих (к которым относится единовременное денежное вознаграждение) выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба», введены новые системы оплаты труда, в т.ч. для гражданского персонала воинских частей на основе Единой тарифной сетки.
Во исполнение указанного постановления приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255 в отношении гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых производится на основе Единой тарифной сетки, утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ, которым предусмотрено право на получение гражданским персоналом воинских частей и организаций единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года и его размер.
Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно
Задать вопрос юристуБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Указанный приказ, согласно которому определены категории гражданского персонала, имеющие право на ЕДВ, принят в пределах полномочий Министра обороны РФ, в связи с чем, его положения не могут толковаться расширительно в отношении той категории гражданского персонала, оплата труда которых производится в другом порядке, т.к. социальные гарантии и порядок оплаты труда таких работников урегулирован иными специальными законами, в т.ч. в виде иных компенсаций и стимулирующих выплат (ежемесячные надбавки за сложность, напряженность, специальный режим работы, за выслугу лет, премии, материальная помощь и пр.).
Так, во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 №1027 Министром обороны РФ издан приказ от 02.03.2001 № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ» (с изменениями от 17.12.2013), согласно которому введены размеры должностных окладов, их повышение, предусмотрены выплаты компенсаций, премий, в т.ч. утверждено Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов МО РФ, в которых не предусмотрена обязанность работодателя по выплате ЕДВ.
Одновременно, в связи с наличием разных систем оплаты, данным приказом (пп. ж п. 55 в редакции приказа Министра обороны РФ от 02.11.2009 №1205) установлен запрет на применение указанной оплаты труда в отношении гражданского персонала Министерства обороны РФ, должностные оклады которых определены приказом МО РФ от 10.11.2008 №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583» (утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255).
Таким образом, оснований для выплаты Перевозниковой О.И. единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2016 г. у ответчика не имелось,
Согласно положений ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 (ред. от 02.10.2009) "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства", при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год) материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.
Как установлено, в судебном заседании материальную помощь в 2017 году истец получила без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока за 2017 год, с чем суд не может согласиться.
Статьей 129 Трудового кодекса определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 4 названного Постановления, при утверждении фондов оплаты труда, сверх средств направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства на выплату, в том числе и материальной помощи в размере 2 должностных окладов, из чего следует, что материальная помощь не является составной частью фонда оплаты труда.
Аналогичные положения содержаться и в пп. «в» п. 2 приказа Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90 «Об упорядочении условий труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ», из которого следует, что при утверждении ежегодно фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, предусматриваются сверх суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, средства на выплату материальной помощи.
Помимо этого, п. 1 Разъяснений Министерства труда РФ от 11.09.1995 г. № 3 установлено, что процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и районные коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, в который включается вознаграждение за выслугу лет. При этом указанными разъяснениями не установлено, что в фактический заработок включается материальная помощь. По смыслу ст. ст. 10 и 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Работникам этих предприятий и организаций выплачивается также процентная надбавка к месячной заработной плате.
Согласно п. 19 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 (в редакции приказа от 11 июля 1991 г. № 77), в состав заработка, на который начисляются надбавки, материальная помощь не включается. Аналогичное положение содержит также п. 7 Инструкции «О порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, с южных районах Дальнего Востока... социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255», утвержденной приказом Минтруда РСФСР № 3 от 22 ноября 1990 г.
Исходя из анализа вышеприведённых положений закона, суд считает, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2017 год не имеется.
Поскольку в действиях ФКУ "ФИО10" по невыплате истцу единовременного денежного вознаграждения за 2016 г. нарушений трудовых прав истца не установлено, с учетом положений ст. 237 ТК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда также не имеется.
В связи с чем, требования Перевозниковой О.И. к ФИО11» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2016 год, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Перевозниковой ФИО12 к ФКУ «ФИО13 МО РФ по <адрес>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2016 год, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока на материальную помощь за 2017 год, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья В. А. Воробьев