Решение суда № 2-1705/2017 ~ М-574/2017

    Дело №2-1705/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 марта 2017 года                         г. Владивосток

    Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

    председательствующего судьи С.В. Ящук,

    при секретаре Ю.Э. Кудряшовой,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФКУ «<данные изъяты>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2016 год, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2017 год и процентной надбавки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    истица обратилась в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что она работает в должности ведущего инженера организационно-планового отделения (подготовки и применения инженерных подразделений) в штабе материально-технического обеспечения флота (орган военного управления флота), которое находится на финансовом обеспечении ФКУ «<данные изъяты>», относится к категории «гражданский персонал» на основании штата № – управление флота (Тихоокеанского). Считает, что ей полагается выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (ЕДВ), установленная Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №. Выплата ЕДВ за 2016 год ей не произведена. В 2017 году ей была выплачена материальная помощь, без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.

    Просит взыскать с ФКУ «<данные изъяты>» в её пользу единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2016 год в сумме 9 134,12 руб., выплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2017 год исходя из размера фактического оклада, согласно расчету в сумме 3 425,30 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.

     В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Суд, исследовав представленные материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с положениями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

    В соответствии с организационной структурой Министерства обороны РФ гражданский персонал Вооруженных Сил РФ может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.

    Частью 5 ст. 11 ТК РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

    В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

    В ходе судебного заседания установлено, что истец работает в штабе материально-технического обеспечения флота, которое находится на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по ПК», должность истца относится к категории «гражданский персонал», единовременное денежное вознаграждение за 2016 г. ФИО2 не выплачено, доказательств обратного суду не предоставлено.

    Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджета соответствующими законами и иными нормативными актами, в связи с чем, оплата труда таких работников осуществляется на основе единой тарифной сетки или специальных законодательных актов.

    Частью 2 статьи 144 ТК РФ предусмотрено, что порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих (к которым относится единовременное денежное вознаграждение) выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ.

     В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба», введены новые системы оплаты труда, в т.ч. для гражданского персонала воинских частей на основе Единой тарифной сетки.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

    Во исполнение указанного постановления приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых производится на основе Единой тарифной сетки, утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ, которым предусмотрено право на получение гражданским персоналом воинских частей и организаций единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года и его размер.

    Указанный приказ, согласно которому определены категории гражданского персонала, имеющие право на ЕДВ, принят в пределах полномочий Министра обороны РФ, в связи с чем, его положения не могут толковаться расширительно в отношении той категории гражданского персонала, оплата труда которых производится в другом порядке, т.к. социальные гарантии и порядок оплаты труда таких работников урегулирован иными специальными законами, в т.ч. в виде иных компенсаций и стимулирующих выплат (ежемесячные надбавки за сложность, напряженность, специальный режим работы, за выслугу лет, премии, материальная помощь и пр.).

    Так, во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Министром обороны РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому введены размеры должностных окладов, их повышение, предусмотрены выплаты компенсаций, премий, в т.ч. утверждено Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов МО РФ, в которых не предусмотрена обязанность работодателя по выплате ЕДВ.

    Одновременно, в связи с наличием разных систем оплаты, данным приказом (пп. ж п. 55 в редакции приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) установлен запрет на применение указанной оплаты труда в отношении гражданского персонала Министерства обороны РФ, должностные оклады которых определены приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).

    Таким образом, оснований для выплаты ФИО2 единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2016 г. у ответчика не имелось.

    В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    В силу пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    При этом, исходя из положений п. 4 настоящего Постановления, при утверждении фондов оплаты труда, сверх средств направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства на выплату, в том числе и материальной помощи в размере 2 должностных окладов, из чего следует, что материальная помощь не является составной частью фонда оплаты труда.

    Аналогичные положения содержаться и в пп. «в» п. 2 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении условий труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ», из которого следует, что при утверждении ежегодно фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, предусматриваются сверх суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, средства на выплату материальной помощи.

    Помимо этого, п. 1 Разъяснений Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и районные коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, в который включается вознаграждение за выслугу лет. При этом указанными разъяснениями не установлено, что в фактический заработок включается материальная помощь.

    В соответствии с пунктом 19 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной приказом Минтруда РСФСР ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции приказа Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ №) в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

    Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития России в фактический месячный заработок, на который начисляется районный коэффициент, включаются, в частности: оплата по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (например, за сверхурочную работу, работу в выходной, нерабочий праздничный день), премии, предусмотренные системами оплаты труда (абз. 5 письма Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 169-13).

    При этом из абз. 4 письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 517-РБ, и абз. 2 письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 716-7 следует, что районный коэффициент и надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока не начисляются на материальную помощь, а также на различного рода компенсации, которые установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, и не относятся к заработной плате.

    Таким образом, материальная помощь не относится к заработной плате и начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на нее не производится

    Поскольку в действиях ФКУ "<данные изъяты>" по невыплате истцу единовременного денежного вознаграждения за 2016 г., районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2017 год, нарушений трудовых прав истца не установлено, с учетом положений ст. 237 ТК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда также не имеется.

    В связи с чем, исковые требования ФИО2 к ФКУ «<данные изъяты>» удовлетворению не подлежат.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

    в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФКУ «<данные изъяты>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2016 год, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в <адрес>х Дальнего Востока к материальной помощи за 2017 год и процентной надбавки, компенсации морального вреда – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца.

        Судья                                                                                         С.В. Ящук