Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование № 2а-7112/2017 ~ М-4778/2017

Смотреть все судебные практики о Судебная практика по взысканию страховых взносов

                                                                    Административное дело №2а-7112/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2017 года                                                                     г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Поляковой ТП

при секретаре                                Политико ЛЕ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к Филатову ИА о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, просит взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в размере 100 984,45 руб.

Требования иска мотивированы тем, что с января 2017г. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское образование осуществляет налоговая служба в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016г. № 250-ФЗ. По сведениям переданным правопреемником налоговой службы, Органом контролирующим уплату страховых взносов до 01.01.2017г. Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда в Центральном районе г. Красноярска у ответчика по состоянию на 17.10.2016г. числиться задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. в сумме 81 877,07 руб. За нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 18.09.2014г. по 17.10.2016г. должнику начислена пеня на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР в сумме 19 107,38 руб., всего сумма задолженности составила 100 984,45 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Центральному району г. Красноярска Тимошенко ВВ (доверенность в деле) уточнила заявленные требования, а именно: просит взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. в сумме 57 077,86 руб., т.к. ответчик произвел оплату в марте 2017г. в размере 8529,09 руб. и 16 270,12 руб. За нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 18.09.2014г. по 17.10.2016г. должнику начислена пеня на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР в сумме 19 107,38 руб.

Присутствующий в судебном заседании административный ответчик Филатов ИА возражал против удовлетворения заявленных требований, в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Положениями ст. 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно п. 4.1 ст. 14 приведенного закона, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

В силу п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.

Как было сказано выше, на основании п. 1.1 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" если плательщик страховых взносов не представил налоговую отчетность в налоговую инспекцию в срок, предусмотренный законодательством и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период будут взыскиваться в фиксированном размере – исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа = 138 627,84 руб.

Смотреть все судебные практики о Судебная практика по взысканию страховых взносов

Ответчик не представил налоговую отчетность в налоговый орган в срок, предусмотренный законодательством, что подтверждается скриншотом из реестра доходов ИП предоставляющих отчетность в ИФНС.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014г. установлен в сумме 5554 руб. в месяц.

Следовательно, расчет размера страховых взносов при отсутствии отчетности за 2014г. определяется следующим образом: - в пенсионный фонд РФ – 8 МРОТ (5554х8=44432)х 26% х 12 = 138 627,84 руб.

Исходя из ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", если плательщик страховых взносов осуществляет предпринимательскую деятельность неполный расчетный период, размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству кулинарных месяцев, в которых осуществлялась деятельность. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

03.09.2014г. ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 12.09.2014г.

Поскольку ответчик прекратил деятельность 03.09.2014г. основания для расчета пени возникает с 18.09.2014г. (ч. 8 ст. 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Так, в судебном заседании установлено, что с января 2017г. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское образование осуществляет налоговая служба в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016г. № 250-ФЗ. По сведениям переданным правопреемником налоговой службы, Органом контролирующим уплату страховых взносов до 01.01.2017г. Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда в Центральном районе г. Красноярска у ответчика по состоянию на 17.10.2016г. числиться задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. в сумме 81 877,07 руб. (из расчета: 7х5554х26%х8(число полных месяцев) = 80 866,24; 7х5554х26%х3/30(число дней)=1010,82; 80866,24+1010,82 =81877,07).

В марте 2017г. ответчик оплатил задолженность в размере 8529,09 руб. и 16 270,12 руб., в связи, с чем на момент рассмотрения дела суда задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. составляет 57 077,86 руб.

Согласно ч. 1, 2, 3, 5, и 6 ст. 25 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки уплаты взносов начиная со дня, следующего за днем уплаты. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неуплата в установленный срок является основаниям для начисления пени, которая согласно ст. 75 НК РФ определяется в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего за установленным законодательством сроком уплаты.

За нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 18.09.2014г. по 17.10.2016г. должнику начислена пеня на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет ПФР в сумме 19 107,38 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" у ответчика выявлена недоимка и на основании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов срок для добровольного исполнения указан 01.11.2016г., что подтверждается требованием от 17.10.2017г. и реестром его отправки ответчику.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.

Предприниматели могут быть в силу закона освобождены в судебном порядке от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за периоды, когда они не осуществляли предпринимательскую деятельность по основаниям, указанным в статье 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, согласно данной норме, за период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных и период отбывания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Аналогичные нормы содержатся в статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Оснований для освобождения ответчика от уплаты недоимки по страховым взносам и пеням не имеется, поскольку доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили бы ему как индивидуальному предпринимателю обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, истцом не представлено.

На основании выше изложенного суд приходит к выводу о том, что установленная законом обязанность об оплате страховых взносов и пени ответчиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с него в судебном порядке задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. в сумме 57 077,86 руб., пеню в размере 19 107,38 руб.

Также, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2485,55 руб. (57 077,86 + 19 107,38 = 76 185,24. – 20 000 = 56 185,24 х 3 % + 800 руб. = 2485,55)

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Взыскать с Филатова ИА в пользу ИФНС России по Центральному району г. Красноярска задолженность по уплате недоимки по страховым взносам и пени за недоимку по страховым взносам в сумме 76 185,24 руб.

Взыскать с Филатова ИА в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 2485,55 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: /подпись/                                        Т.П. Полякова

Копия верна. Судья.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.