Решение суда о взыскании недоимки по страховым взносам и пени № 2а-3329/2017 ~ М-3207/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2а-3329/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Верещака М.Ю.,

при секретаре Зеленковас Н.В.,

рассмотрев 31.08.2017 административное исковое заявление Инспекции федеральной налоговой службы России № 2 по ЦАО г. Омска к Алексеенко Н.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеназванными требованиями, указав, что на налоговом учёте в ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска, состоит в качестве налогоплательщика Алексеенко Н.И., ИНН 5504701857335, дата рожд. ДД.ММ.ГГГГ, место рожд. Россия <адрес>, адрес 644010, <адрес>.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В 2016 году уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования регулировалась Федеральным законом от 24.07.2009. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 212-ФЗ, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В соответствии с п. 2 статьи 16 ФЗ № 212-ФЗ, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ч. 8 данной статьи.

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска должнику было предложено добровольно уплатить суммы задолженности по пени на страховые взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в обшей сумме 24 690,47 руб.

В том числе по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии: недоимка 18 610,80 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование: недоимка 3650,58 руб.

Названные требования были направлены в адрес должника, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений. Однако до настоящего времени денежные средства в бюджет не поступили.

Согласно ст. 25 ФЗ № 212-ФЗ, пенями признавалась установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств по уплате страховых взносов в обязательное пенсионное страхование своевременно и в полном объеме за первый кварта 2015 год произведено начисление пеней: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии: пени 2030,75 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование: пени 398,34 руб.

Согласно справке расчета с бюджетом по выставленному требованию за Алексеенко Н.И., числится задолженность в размере 24 690,47 рублей.

Оплата по Требованию № от ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год установлена в срок до 21.11.2016г., предельный срок отправки заявления о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование приходился на ДД.ММ.ГГГГ.

На момент подачи административного искового заявления срок для обращения с заявлением о взыскании задолженности пропущен. На основании изложенного, Инспекция ходатайствует о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с Алексеенко Н.И. задолженности по страховым взносам в размере 137 258, 08 рублей, ввиду того, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ « внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в соответствии с которым администрирование страховых взносов на обязательна пенсионное, социальное и медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют налоговые органы.

В соответствии с п. 3.4 Дорожной карты передача территориальным органам ФНС России первичных документов, подтверждающих обоснованность сумм задолженности/переплаты, а также своевременность и полноту принятия мер по урегулированию и взысканию должна быть осуществлена до ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеперечисленные документы представляются Пенсионным фондом РФ, Фонд социального страхования РФ на бумажном носителе, что само по себе представляет большой объем документов и затрудняет его оперативную обработку. Учитывая вышеизложенное, в связи с поздней передачей документов Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления о взыскании с Алексеенко Н.И. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере 24 690,47 руб. Взыскать с Алексеенко Н.И. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год на сумму в размере 24690,47 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 18 610,80 руб. - на финансирование страховой части трудовой пенсии, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2030,75 руб. - на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование 3650,58 руб. – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование 398,34 руб. – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Административный истец ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Административный ответчик Алексеенко Н.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки в судебное заседание не известны.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243- ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» начиная с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01.01.2017 года утратил силу.

Таким образом, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов    на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01 января 2017 года правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются    законодательством    Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ч. 2 ст. 21 вышеназванного Федерального закона, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно ч. 1 ст. 3 вышеназванного Федерального закона, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе, адвокаты.

В судебном заседании установлено, что Алексеенко Н.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ утратил данный статус, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов.

Согласно п.п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года календарного года, если иное не предусмотрено ч. 8 данной статьи.

Согласно ч. 8 ст. 16 данного Федерального закона уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 данной статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. В случае непредставления плательщиком страховых взносов в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам срок уплаты страховых взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Согласно п.п.1 п.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса на 2015 год составляет 22 261,38 рублей, исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ на 2015 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" на 1 января 2014 года.

С 1 января 2015 года сумма МРОТ составляет 5965 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ).

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Алексеенко Н.И., утративший статус индивидуального предпринимателя, имеет задолженность за 2015 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 18 610,80 рублей, по пеням за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на часть трудовой пенсии в размере 2030,75 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 3650,58 руб. – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по пеням за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование 398,34 руб. – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требованием ГУ - УПФ РФ в ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №S01160110819 Алексеенко Н.И. предложено уплатить недоимку по страховым взносам и пеням в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Согласно административному исковому заявлению указанное требование до настоящего времени оставлено административным ответчиком без исполнения.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Из материалов дела усматривается, что срок исполнения Алексеенко Н.И. требования №S01160110819 истек ДД.ММ.ГГГГ. При этом, с настоящими требованиями в суд административный истец был вправе обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, согласно штампу входящей корреспонденции настоящее административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2).

Административный истец просил о восстановлении срока для подачи настоящего административного искового заявления в суд, ссылаясь в своих доводах на тот факт, что со вступлением ДД.ММ.ГГГГ в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ происходил длительный процесс по передаче первичных документов пенсионным фондом налоговым органам.

Суд полагает, что указанные административным истцом причины пропуска данного срока уважительными не являются.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175 -177, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска к Алексеенко Н.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с даты изготовления судом решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья