Решение суда об увольнении, восстановлении на службе № 2-3266/2017 ~ М-2193/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №

Строка №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года                                                              <адрес>

    Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.,

    при секретаре Колесниковой Я.С.,

    с участием прокурора Семенова А.А.,

    представителя истца Рыжкова И.Н. по ордеру – адвоката Данилова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Рыжкова ФИО8 к ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>», ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконными и отмене приказов Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении, восстановлении на службе,

УСТАНОВИЛ:

     Рыжков И.Н. первоначально обратился в суд с иском к ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>», ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным и отмене приказа Главного Управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении, восстановлении на службе.

          В обоснование заявленных требований, указав на то, что он работал в ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» в должности старшего пожарного пожарно-спасательной части № по охране <адрес> (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы). Приказом и.о. начальника Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. № он был уволен из государственной противопожарной службы МСЧ России по п. 7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения). Полагает, что его увольнение является незаконным; так ответчик при его увольнении применил закон, не подлежащий применению. Кроме того, работодателем не было учтено, что он исключительно положительно характеризуется за время службы, преступление, в котором он обвинялся, являлось не умышленным, совершено по неосторожности, правовые последствия в виде судимости не наступили.

Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные исковые требования, поскольку в вышеуказанном приказе об увольнении допущена техническая ошибка, приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 22.05.2017г. №-НС внесены изменения в приказ от 02.03.2017г. №-НС в части увольнения, согласно которому с Рыжковым И.Н. расторгнут контракт ДД.ММ.ГГГГ и он уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пункту 7 части 3 статьи 83 (в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования вследствие акта об амнистии). В окончательном варианте просил признать незаконными и отменить приказы Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. №-НС, от 22.05.2017г. №-НС об увольнении, восстановить его на службе в должности старшего пожарного пожарно-спасательной части № по охране <адрес> ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>».

Истец Рыжков И.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Рыжкова И.Н. по ордеру – адвокат Данилов С.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности Павлова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» по доверенности Павлова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения исковых требований с учетом уточнений не имеется, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Рыжков И.Н. проходил службу в ГУ «3 отряд ФПС по <адрес>».

На основании приказа начальника ФКУ «3 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» от 10.12.2012г. №-НС сержант внутренней службы Рыжков И.Н. откомандирован в распоряжение начальника Главного управления МЧС России по <адрес> для дальнейшего прохождения службы (л.д. ).

Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 21.12.2012г. №-НС Рыжков И.Н. назначен на должность пожарного ПЧ-4 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» (л.д.), 21.12.2012г. с ним заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России (л.д. ).

В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 01.04.2016г. №-НС Рыжков И.Н. назначен на должность старшего пожарного ПЧ-4 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) (л.д. ).

Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 29.04.2016г. №-НС Рыжкову И.Н. с 01.04.2016г. присвоено очередное специальное звание «старший сержант внутренней службы» (л.д. ).

Согласно приказу МЧС России от 05.12.2015г. № «О внесении изменений в приложения к приказу МЧС России от 30.12.2015г. №» с 01.04.2016г. пожарные части переименованы в пожарно-спасательные части.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Приказом врио начальника Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. №-НС старший сержант внутренней службы Рыжков И.Н., старший пожарный пожарно-спасательной части № по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. 7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), контракт расторгнут (л.д. )). Основанием увольнения явились: заключение о результатах служебной проверки по информации УФСБ России по <адрес> от 14.12.2016г. №с (л.д. ), представление к увольнению Рыжкова И.Н. (л.д. ). Поводом к увольнению заявителя послужило прекращение в отношении него уголовного преследования вследствие акта об амнистии.

В рамках статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и приказа МЧС России от 17.10.2016г. № «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» была назначена и проведена служебная проверка, в ходе которой были направлены запросы на проверку по информационным базам централизованного учета Главного управления МВД России по <адрес> (л.д. ) и взяты объяснения с сотрудников, в том числе и у Рыжкова И.Н. (л.д. ), который подтвердил, что являлся подозреваемым в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Постановлением следователя СО по РДТП ГСУ ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Рыжкова И.Н. прекращено по основанию, предусмотренному ч. 4 чт.24 УПК РФ, вследствие акта об амнистии (л.д. ).

В связи с допущенной технической ошибкой приказом Главного управления МЧС России от 22.05.2017г. №-НС внесены изменения в приказ Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. №-НС, в части касающейся увольнения, согласно которому с Рыжковым И.Н. расторгнут контракт ДД.ММ.ГГГГ и он уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по п.7 ч. 3 ст. 83 (в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования вследствие акта об амнистии) (л.д. )).

Принятый Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы. Правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в федеральной противопожарной службе.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник ФПС обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, обеспечивать их исполнение.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены ограничения, запреты и обязанности, связанные со службой в ФПС. Данный пункт статьи дает прямое указание на то, что сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе (быть принят на службу в федеральную противопожарную службу), если в отношении сотрудника прекращено уголовное преследование вследствие акта об амнистии.

В соответствии с п.7 ч. 3 ст. 83 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основанием прекращения или расторжения контракта является прекращение в отношении сотрудника ФПС уголовного преследования вследствие акта об амнистии. То есть, работодатель не вправе и не обязан давать оценку данному постановлению на предмет законности. Основание увольнения по указанным нормам не признается дисциплинарным проступком.

Увольнение по данному основанию основано на обстоятельствах, не зависящих от воли сторон, и дает прямое указание закона в виде ограничения по прохождению службы в ФПС, то есть сотрудник подлежит увольнению, при этом увольнение по данному основанию не ограничено каким-либо сроком, а связано исключительно с получением работодателем сведений о наличии обстоятельств, являющихся основанием к увольнению.

Такое правовое регулирование обусловлено спецификой данного вида государственной службы, направлено на формирование подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы лицами, обладающими не только надлежащим уровнем профессиональной подготовки, но и морально-нравственными качествами, позволяющими им в полной мере реализовывать возложенные на федеральную противопожарную службу государственной противопожарной службы публичные задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что наличие вступившего в законную силу постановления компетентного органа о прекращении в отношении Рыжкова И.Н. уголовного преследования вследствие акта об амнистии является достаточным основанием для его увольнения по п. 7 ч. 3 ст. 83 ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с чем приказ об увольнении истца является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Ссылки истца о том, что он добросовестно выполнял свою работу, не судим, вменяемое ему преступление относится к неумышленным, в данном случае не будут являться юридически значимыми обстоятельствами.

Доводы истца о том, что положения п.7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не могли быть применены ответчиком, поскольку принятым законом не предусмотрено обратной силы его действия, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят, как следует из его статьи 1, с целью регулирования правоотношений, связанных с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.

Тем самым осуществлено специальное правовое регулирование порядка прохождения данного вида службы, в связи с чем признана утратившей силу часть первая статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», согласно которой на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, распространялось действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (статья 98 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Соответственно, с момента вступления в силу Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебные отношения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы регулируются указанным Федеральным законом, который с учетом принципов и специфики службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы предусмотрел правила ее прохождения, в частности установил ограничения и запреты, связанные с данной службой (статья 14), и корреспондирующие им основания увольнения со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (часть 3 статьи 83).

Таким образом, императивными требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлен запрет на прохождение службы не только для лиц, вновь поступающих на нее, но и для сотрудников, проходящих данную службу. Закон не связывает время привлечения к уголовной ответственности или освобождение от нее по не реабилитирующим основаниям со временем наступления правовых последствий при разрешении вопроса увольнения со службы.

На основании абзц.1 ст. 394 ТК РФ установлено, что в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Поскольку увольнение истца судом признано законным, то суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований о восстановлении на службе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

       В удовлетворении исковых требований Рыжкова ФИО8 к ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>», ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконными и отмене приказов Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-НС, от ДД.ММ.ГГГГ №-НС об увольнении, восстановлении на службе, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья                                                   Е.В. Гусева

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ