Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №
Строка №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Колесниковой Я.С.,
с участием прокурора Семенова А.А.,
представителя истца Рыжкова И.Н. по ордеру – адвоката Данилова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Рыжкова ФИО8 к ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>», ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконными и отмене приказов Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении, восстановлении на службе,
УСТАНОВИЛ:
Рыжков И.Н. первоначально обратился в суд с иском к ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>», ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным и отмене приказа Главного Управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении, восстановлении на службе.
В обоснование заявленных требований, указав на то, что он работал в ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» в должности старшего пожарного пожарно-спасательной части № по охране <адрес> (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы). Приказом и.о. начальника Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. № он был уволен из государственной противопожарной службы МСЧ России по п. 7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения). Полагает, что его увольнение является незаконным; так ответчик при его увольнении применил закон, не подлежащий применению. Кроме того, работодателем не было учтено, что он исключительно положительно характеризуется за время службы, преступление, в котором он обвинялся, являлось не умышленным, совершено по неосторожности, правовые последствия в виде судимости не наступили.
Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные исковые требования, поскольку в вышеуказанном приказе об увольнении допущена техническая ошибка, приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 22.05.2017г. №-НС внесены изменения в приказ от 02.03.2017г. №-НС в части увольнения, согласно которому с Рыжковым И.Н. расторгнут контракт ДД.ММ.ГГГГ и он уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пункту 7 части 3 статьи 83 (в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования вследствие акта об амнистии). В окончательном варианте просил признать незаконными и отменить приказы Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. №-НС, от 22.05.2017г. №-НС об увольнении, восстановить его на службе в должности старшего пожарного пожарно-спасательной части № по охране <адрес> ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>».
Истец Рыжков И.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Рыжкова И.Н. по ордеру – адвокат Данилов С.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности Павлова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» по доверенности Павлова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения исковых требований с учетом уточнений не имеется, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Рыжков И.Н. проходил службу в ГУ «3 отряд ФПС по <адрес>».
На основании приказа начальника ФКУ «3 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» от 10.12.2012г. №-НС сержант внутренней службы Рыжков И.Н. откомандирован в распоряжение начальника Главного управления МЧС России по <адрес> для дальнейшего прохождения службы (л.д. ).
Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 21.12.2012г. №-НС Рыжков И.Н. назначен на должность пожарного ПЧ-4 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» (л.д.), 21.12.2012г. с ним заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России (л.д. ).
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 01.04.2016г. №-НС Рыжков И.Н. назначен на должность старшего пожарного ПЧ-4 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) (л.д. ).
Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от 29.04.2016г. №-НС Рыжкову И.Н. с 01.04.2016г. присвоено очередное специальное звание «старший сержант внутренней службы» (л.д. ).
Согласно приказу МЧС России от 05.12.2015г. № «О внесении изменений в приложения к приказу МЧС России от 30.12.2015г. №» с 01.04.2016г. пожарные части переименованы в пожарно-спасательные части.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Приказом врио начальника Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. №-НС старший сержант внутренней службы Рыжков И.Н., старший пожарный пожарно-спасательной части № по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. 7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), контракт расторгнут (л.д. )). Основанием увольнения явились: заключение о результатах служебной проверки по информации УФСБ России по <адрес> от 14.12.2016г. №с (л.д. ), представление к увольнению Рыжкова И.Н. (л.д. ). Поводом к увольнению заявителя послужило прекращение в отношении него уголовного преследования вследствие акта об амнистии.
В рамках статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и приказа МЧС России от 17.10.2016г. № «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» была назначена и проведена служебная проверка, в ходе которой были направлены запросы на проверку по информационным базам централизованного учета Главного управления МВД России по <адрес> (л.д. ) и взяты объяснения с сотрудников, в том числе и у Рыжкова И.Н. (л.д. ), который подтвердил, что являлся подозреваемым в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Постановлением следователя СО по РДТП ГСУ ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Рыжкова И.Н. прекращено по основанию, предусмотренному ч. 4 чт.24 УПК РФ, вследствие акта об амнистии (л.д. ).
В связи с допущенной технической ошибкой приказом Главного управления МЧС России от 22.05.2017г. №-НС внесены изменения в приказ Главного управления МЧС России по <адрес> от 02.03.2017г. №-НС, в части касающейся увольнения, согласно которому с Рыжковым И.Н. расторгнут контракт ДД.ММ.ГГГГ и он уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по п.7 ч. 3 ст. 83 (в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования вследствие акта об амнистии) (л.д. )).
Принятый Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы. Правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в федеральной противопожарной службе.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник ФПС обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, обеспечивать их исполнение.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены ограничения, запреты и обязанности, связанные со службой в ФПС. Данный пункт статьи дает прямое указание на то, что сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе (быть принят на службу в федеральную противопожарную службу), если в отношении сотрудника прекращено уголовное преследование вследствие акта об амнистии.
В соответствии с п.7 ч. 3 ст. 83 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основанием прекращения или расторжения контракта является прекращение в отношении сотрудника ФПС уголовного преследования вследствие акта об амнистии. То есть, работодатель не вправе и не обязан давать оценку данному постановлению на предмет законности. Основание увольнения по указанным нормам не признается дисциплинарным проступком.
Увольнение по данному основанию основано на обстоятельствах, не зависящих от воли сторон, и дает прямое указание закона в виде ограничения по прохождению службы в ФПС, то есть сотрудник подлежит увольнению, при этом увольнение по данному основанию не ограничено каким-либо сроком, а связано исключительно с получением работодателем сведений о наличии обстоятельств, являющихся основанием к увольнению.
Такое правовое регулирование обусловлено спецификой данного вида государственной службы, направлено на формирование подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы лицами, обладающими не только надлежащим уровнем профессиональной подготовки, но и морально-нравственными качествами, позволяющими им в полной мере реализовывать возложенные на федеральную противопожарную службу государственной противопожарной службы публичные задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что наличие вступившего в законную силу постановления компетентного органа о прекращении в отношении Рыжкова И.Н. уголовного преследования вследствие акта об амнистии является достаточным основанием для его увольнения по п. 7 ч. 3 ст. 83 ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с чем приказ об увольнении истца является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Ссылки истца о том, что он добросовестно выполнял свою работу, не судим, вменяемое ему преступление относится к неумышленным, в данном случае не будут являться юридически значимыми обстоятельствами.
Доводы истца о том, что положения п.7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не могли быть применены ответчиком, поскольку принятым законом не предусмотрено обратной силы его действия, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят, как следует из его статьи 1, с целью регулирования правоотношений, связанных с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.
Тем самым осуществлено специальное правовое регулирование порядка прохождения данного вида службы, в связи с чем признана утратившей силу часть первая статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», согласно которой на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, распространялось действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (статья 98 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Соответственно, с момента вступления в силу Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебные отношения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы регулируются указанным Федеральным законом, который с учетом принципов и специфики службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы предусмотрел правила ее прохождения, в частности установил ограничения и запреты, связанные с данной службой (статья 14), и корреспондирующие им основания увольнения со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (часть 3 статьи 83).
Таким образом, императивными требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлен запрет на прохождение службы не только для лиц, вновь поступающих на нее, но и для сотрудников, проходящих данную службу. Закон не связывает время привлечения к уголовной ответственности или освобождение от нее по не реабилитирующим основаниям со временем наступления правовых последствий при разрешении вопроса увольнения со службы.
На основании абзц.1 ст. 394 ТК РФ установлено, что в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Поскольку увольнение истца судом признано законным, то суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований о восстановлении на службе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Рыжкова ФИО8 к ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>», ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконными и отмене приказов Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-НС, от ДД.ММ.ГГГГ №-НС об увольнении, восстановлении на службе, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ