8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе , взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда № 2-3298/2017 ~ М-3261/2017

Смотреть все судебные практики о Судебная практика по восстановлению на работе

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием прокурора Кирчановой Е.А.,

истца Сидоровой М. В.,

представителя ответчика Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> – Мушниковой О. М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3298/2017 по иску Сидоровой М. В. к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе <адрес>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сидорова М.В. обратилась в суд с иском к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, требуя восстановить ее на государственной гражданской службе <адрес> в агентстве в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., средний заработок за все время вынужденного прогула в размере 45320 руб. В обоснование исковых требований указала, что в <данные изъяты> назначена на должность <данные изъяты> юридического отдела в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>, должностные обязанности ею всегда исполнялись надлежащим образом. В <данные изъяты> она назначена на должность <данные изъяты> юридического отдела в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>. В <данные изъяты> ей объявлена благодарность министерства юстиции <адрес> за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> и о внесении изменений в отдельные постановления <адрес>» министерство юстиции <адрес> переименовано в агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она ознакомлена с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №/агр-л «Об увольнении Сидоровой М.В.», в соответствии с которым она уволена с государственной гражданской службы <адрес> в связи с сокращением должности <данные изъяты> юридического отдела в агентстве ДД.ММ.ГГГГ. Считает увольнение незаконным. ДД.ММ.ГГГГ ей вручено предупреждение о сокращении замещаемой ею должности <данные изъяты> юридического отдела в агентстве в связи с принятием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О внесении изменения в структуру агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ вручено уведомление, в котором ей предлагались должности государственной гражданской службы <адрес> в других органах государственной власти <адрес> в нарушение части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой представитель нанимателя может предложить вакантные должности государственной гражданской службы Российской Федерации в иных государственных органах только в случае отсутствия таких должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. 27 июня 2017 года ей вручено уведомление с предложением должности государственной гражданской службы Иркутской области в агентстве - консультанта отдела обеспечения деятельности мировых судей. Иные должности государственной гражданской службы Иркутской области в агентстве в течение срока, установленного частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, предложены не были. ДД.ММ.ГГГГ года ею подано заявление о назначении на вакантную должность советника вновь образованного организационно-правового отдела в агентстве, которому были переданы функции юридического отдела в агентстве, в котором она замещала должность государственной гражданской службы Иркутской области, в порядке перевода в связи с сокращением замещаемой ею должности советника юридического отдела в агентстве с ДД.ММ.ГГГГ. Указанная должность    вводилась в штатное расписание агентства с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по выходу с больничного руководителем агентства ФИО6 ей было сообщено, что вакантная должность советника организационно-правового отдела в штатном расписании агентства отсутствует. После того, как она попросила ознакомить ее с распоряжением агентства, содержащим информацию о сокращаемых и вводимых с ДД.ММ.ГГГГ должностях государственной гражданской службы <адрес> в агентстве, руководством агентства ей было сообщено, что на должность советника организационно-правового отдела в агентстве будет назначена с ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 В ознакомлении с указанным распоряжением ей отказано. В этот же день ей предложена должность консультанта организационно правового отдела в агентстве, переименованная из должности консультанта отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения в агентстве, которую занимала ФИО7 Поскольку руководителем агентства ФИО6 ей было отказано в назначении на должность советника организационно-правового отдела в агентстве, ей пришлось дать согласие на замещение должности консультанта организационно правового отдела в агентстве во избежание увольнения. Должность консультанта организационно-правового отдела в агентстве ей предложена только ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, которая устанавливает, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Утром ДД.ММ.ГГГГ она была приглашена в отдел государственной гражданской службы и кадров в агентстве и ознакомлена с распоряжением об увольнении, ей выдана трудовая книжка. При этом распоряжение об увольнении было датировано ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, были нарушены установленные сроки выдачи трудовой книжки. Кроме того, согласно записи в трудовой книжке увольнение произведено в связи с сокращением должности в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ, в то время как указанная статья не содержит оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Следовательно, в трудовую книжку внесена не соответствующая законодательству формулировка причины увольнения. Окончательный расчет с ней в установленные законом сроки не произведен. В нарушение требований части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ она уволена ответчиком с государственной гражданской службы <адрес>, несмотря на ее согласие на замещение предложенной должности консультанта организационно-правового отдела в агентстве. ДД.ММ.ГГГГ по почте ею получено письмо о рассмотрении заявления о назначении на вакантную должность советника организационно-правового отдела в агентстве, датированное ДД.ММ.ГГГГ. В указанном письме сообщалось, что вакантная должность советника организационно-правового отдела в агентстве отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ ею по почте получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о предложении вакантной должности консультанта организационно-правового отдела в агентстве с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ей необходимо было дать согласие на замещение предложенной должности до ДД.ММ.ГГГГ, что не представлялось возможным в связи с тем, что оно было направлено только ДД.ММ.ГГГГ. Следует отметить, что ДД.ММ.ГГГГ она находилась на рабочем месте, но уведомление ей вручено не было. Согласно части 16 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ в случае освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом. На ее иждивении находится несовершеннолетний ребенок, которого она воспитывает одна. Кроме того, она являлась единственным работающим членом семьи. С ней проживает мать-пенсионерка и бабушка, являющаяся инвалидом I группы. Незаконно оставив ее без работы, ответчик поставил под угрозу благополучие членов ее семьи, поскольку иных источников дохода, кроме работы, она не имеет. Своими действиями ответчик унизил ее профессиональную честь и достоинство в глазах сотрудников агентства, чем причинил существенные нравственные страдания. Помимо этого, в результате неправомерных действий ответчика резко ухудшилось состояние здоровья, что привело к временной нетрудоспособности. Вследствие ухудшения состояния здоровья ей пришлось отложить оперативное вмешательство, которое необходимо в связи с имеющимся у нее заболеванием, что создало угрозу жизни и здоровью. Учитывая эти обстоятельства, полагает, что ответчик своими незаконными действиями причинил моральный вред, возмещение которого оценивает в размере 70 000 руб. В соответствии со статьей 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу. Частью второй статьи 394 Трудового кодекса РФ установлено, что орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Согласно справкам, предоставленным ей агентством при увольнении, ее средний заработок за последние 12 месяцев составил 539079-34 руб. Таким образом, в случае признания ее увольнения незаконным, ответчик обязан выплатить ей за все время вынужденного прогула на день подписания искового заявления 45320 руб.

В ходе судебного разбирательства истец Сидорова М.В. исковые требования уточнила, просила признать распоряжение агентства от ДД.ММ.ГГГГ №/агр-л «Об увольнении Сидоровой М.В.» незаконным; восстановить ее на государственной гражданской службе <адрес> в агентстве в должности советника с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., средний заработок за все время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец Сидорова М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в основном исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> Мушникова О.М. требования Сидоровой М.В. не признала, в удовлетворении иска просил отказать по доводам, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО5, полагавшей требования Сидоровой М.В. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Как разъяснено в п. 30 Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

В силу ч. 2 названной статьи о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 31 Закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Так, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19.06.2012 № 1130-О, специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года №14-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 472-О-О и от 19 января 2011 года № 48-О-О).

Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 472-О-О и от 13 мая 2010 года № 655-О-О).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Сидорова М.В. проходила государственную гражданскую службу <адрес> в должности <данные изъяты> юридического отдела в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>, о чем в материалах дела имеется служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение Министерства юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/мрл.

С ДД.ММ.ГГГГ Сидорова М.В. замещала должность <данные изъяты> в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>, о что подтверждается распоряжением Министерства юстиции <адрес> №/мр от ДД.ММ.ГГГГ, служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп Министерство юстиции <адрес> переименовано в Агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением № в служебный контракт №, заключенный между Сидоровой М.В. и Министерством юстиции <адрес>, внесены изменения, по тексту служебного контракта слова «министерство юстиции <адрес>» заменены словами «агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>»; в пункте 2 контракта слова «<данные изъяты> в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>» заменены словами «<данные изъяты> в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>».

Распоряжением Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/апр-л в соответствии со статьей 31, пунктом 4 части 1 статьи 33, пунктом 8.2 части 1, частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с Сидоровой М.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности областной гражданской службы и уволена с областной гражданской службы в связи с сокращением должности советника юридического отдела в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Проверяя порядок произведенного увольнения, каких-либо нарушений Агентством по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> норм действующего законодательства при издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №/апр-л судом не установлено.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждена структура Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, в состав которой входили, в том числе юридический отдел и отдел обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Распоряжением Министерства юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-мр с ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень должностей в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>.

Согласно перечню должностей в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в юридическом отделе имелись должности: начальник отдела агентства, заместитель начальника отдела агентство, советник, консультант.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп внесены изменения в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.

Распоряжением Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> №-агр от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением об агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О внесении изменения в структуру агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>» сокращены с ДД.ММ.ГГГГ отдельные должности в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> согласно приложению 1 к настоящему распоряжению; утвержден с ДД.ММ.ГГГГ перечень должностей в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

Согласно перечню сокращаемых с ДД.ММ.ГГГГ в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> отдельных должностей, являющемуся приложением 1 к распоряжению агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-агр, в юридическом отделе сокращены должности государственной гражданской службы <адрес>: заместителя начальника отдела агентства, советника, консультанта юридического отдела; в отделе обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения сокращена должность консультанта.

С ДД.ММ.ГГГГ наименование должностей государственной гражданской службы <адрес>, оставшихся в юридическом отделе, в отделе обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, изменены следующим образом:

начальник отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения – начальник организационно-правового отдела,

советник отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения – советник организационно-правового отдела,

начальник юридического отдела – заместитель начальника организационно-правового отдела.

Как следует из перечня должностей государственной гражданской службы <адрес> в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением 2 к распоряжению агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-агр, в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ входят:

- отдел государственной гражданской службы кадров;

- отдел финансово-экономического обеспечения;

- отдел закупок и контроля за подведомственными учреждениями;

- организационно-правовой отдел;

- отдел обеспечения деятельности мировых судей;

- аппараты мировых судей <адрес>.

Из анализа вышеприведенных распорядительных документов Агентства следует, что с ДД.ММ.ГГГГ в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> произведены организационно-штатные изменения, из структуры Агентства исключены как самостоятельные отделы юридический отдел и отдел обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, образован новый отдел – организационно-правовой.

В свою очередь, в организационно-правовом отделе с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены должности государственной гражданской службы <адрес>: начальник отдела агентства – 1 единица, заместитель начальника отдела агентства – 1 единица, советник – 1 единица, консультант – 1 единица.

Соответствующее штатное расписание утверждено и введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> №-агр от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что имело место действительное сокращение штата Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, должность <данные изъяты>, которую занимала истец Сидорова М.В., сокращена, согласно перечню должностей и новому штатному расписанию в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> должность советника юридического отдела с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

Смотреть все судебные практики о Судебная практика по восстановлению на работе

В связи с чем, суд полагает, что у ответчика имелись основания для увольнения Сидоровой М.В. с государственной гражданской службы <адрес> в связи с сокращением должности советника юридического отдела в соответствии со статьей 31, пунктом 4 части 1 статьи 33, пунктом 8.2 части 1, частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при этом нарушения порядка и процедуры увольнения Агентством не допущено.

ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы <адрес> советника юридического отдела в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. в соответствии с уведомлением № предложены вакантные должности:

главный специалист-эксперт отдела правовой работы и кадрового обеспечения службы архитектуры <адрес> (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ № №);

консультант отдела правовой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объектов культурного наследия <адрес>, вакансия с ДД.ММ.ГГГГ (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ № №

советник отдела развития потребительского рынка, советник отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции службы потребительского рынка и лицензирования <адрес> (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ № №).

Названным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Сидорова М.В. поставлена в известность, что в случае отказа от предложенных должностей ей дополнительно в течение двухмесячного срока с момента предупреждения о сокращении будут предложены все имеющиеся в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> и иных исполнительных органах государственной власти <адрес> должности.

Уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. передоложены должности государственной гражданской службы <адрес> в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>: консультант отдела обеспечения деятельности мировых судей, консультант организационно-правового отдела (ведущая группа должностей категории «специалисты»). Сидорова М.В. уведомлена, что свое согласие на работу в указанных условиях либо отказ от дальнейшей работы она должна выразить в форме письменного заявления и представить его в отдел государственной гражданской службы и кадров агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Сидорова М.В. также уведомлена, что в случае отказа от предложенных для замещения вакантных должностей, по истечении указанного срока, она будет освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес> в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. получены лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует ее подпись в тексте уведомлений.

Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением вакантной должности консультанта организационно-правового отдела направлено в адрес Сидоровой М.В. ДД.ММ.ГГГГ заказной корреспонденцией, в связи с отсутствием истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности.

Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. предложены следующие вакантные должности государственной гражданской службы <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:

консультант организационно-правового отдела (ведущая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного заседания судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного участка № <адрес> и <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного заседания судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»).

Названным уведомлением Сидорова М.В. извещена о том, что свое согласие на работу в указанных условиях либо отказ от дальнейшей работы она должна выразить в форме письменного заявления и представить его в отдел государственной гражданской службы и кадров в агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> до 17 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ. В случае отказа от предложенных для замещения вакантных должностей, по истечении указанного срока, она будет освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес> в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Как следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в 15.00 час. комиссией в составе ФИО9 - начальника отдела государственной гражданской службы и кадров, ФИО10 - заместителя начальника организационно правового отдела, ФИО8 - ведущего аналитика организационно-правового отдела, Сидорова М.В. ознакомлена с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № о вакантных должностях государственной гражданской службы <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, от росписи в уведомлении отказалась.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 факт составления и подписания акта № от ДД.ММ.ГГГГ подтвердили. Суду объяснили, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Агентства в их присутствии Сидоровой М.В. были предложены для замещения вакантные должности согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе должность консультанта организационно-правового отдела. Сидорова М.В. от подписания документов, от замещения должности консультанта организационно-правового отдела отказалась, желала быть назначенной на должность советника организационно-правового отдела.

Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в 12.45 час. комиссией в составе ФИО9 - начальника отдела государственной гражданской службы и кадров, ФИО12 - начальника отдела обеспечения деятельности мировых судей, Жук С.А. - ведущего аналитика организационно-правового отдела, Сидорова М.В. отказалась дать письменное согласие или отказ от предложенной уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ вакантной должности консультанта отдела обеспечения деятельности мировых судей в агентстве.

Таким образом, судом установлено, что истец Сидорова М.В. надлежащим образом, с соблюдением установленного двухмесячного срока, предупреждена о сокращении занимаемой ею должности и предстоящем увольнении, Агентством по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> предпринимались меры к дальнейшему трудоустройству Сидоровой М.В.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно перечню вакантных должностей государственной гражданской службы <адрес> в период действия предупреждения Сидоровой М.В. о предстоящем увольнении в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> имелись вакантные должности:

- в отделе государственной гражданской службы и кадров - советник,

- в отделе закупок и контроля за подведомственными учреждениями - советник,

- в организационно-правовом отделе - консультант,

- в отделе обеспечения деятельности мировых судей - консультант.

Вакантные должности консультанта организационно-правового отдела, консультанта отдела обеспечения деятельности мировых судей предлагались Сидоровой М.В., что объективно подтверждается уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, однако своего согласия на замещение предложенных должностей Сидорова М.В. не выразила, о чем ответчиком ДД.ММ.ГГГГ составлены акты №№, 2.

Вакантные должности советника отдела государственной гражданской службы и кадров, советника отдела закупок и контроля за подведомственными учреждениями Агентством Сидоровой М.В. не предлагались, поскольку, как установлено судом, замещены ФИО13 и ФИО7 в ходе процедуры увольнения, в связи с предстоящим сокращением занимаемых ими должностей консультанта юридического отдела и консультанта отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Кроме того, должность советника отдела закупок и контроля за подведомственными учреждениями не могла быть предложена Сидоровой М.А., так как согласно должностному регламенту советника отдела закупок и контроля за подведомственными учреждениями в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, квалификационным требованиям для замещения данной должности в части наличия образования в сфере закупок истец не отвечает.

Поскольку Сидорова М.В. не выразила своего согласия на замещение вакантных государственных гражданских должностей <адрес>, предложенных ей согласно уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Агентством по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> правомерно издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №/арл о расторжении служебного контракта, увольнении Сидоровой М.В. с областной гражданской службы в связи с сокращением должности в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Утверждения истца о незаконности произведенного увольнения в связи с тем, что ей не была предложена должность советника организационно-правового отдела, суд находит несостоятельными.

Как установлено судом, организационно-правовой отдел введен в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в результате организационно-штатных мероприятий, в том числе по изменению наименования должностей.

С ДД.ММ.ГГГГ в организационно-правовом отделе предусмотрены должности государственной гражданской службы <адрес>: начальник отдела агентства – 1 единица, заместитель начальника отдела агентства – 1 единица, советник – 1 единица, консультант – 1 единица.

Должность советника организационно-правового отдела до ДД.ММ.ГГГГ в штатном расписании Агентства значилась как должность советника отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, что подтверждается Перечнем изменений наименований должностей с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным руководителем Агентства ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь, должность советника отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения занимала ФИО15

ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении с ДД.ММ.ГГГГ существенных условий служебного контракта в части изменения наименования замещаемой ею должности без изменения условий оплаты труда, наименование должности государственной гражданской службы <адрес> излагается в следующей редакции: «советник организационно-правового отдела в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 выразила согласие с изменением существенных условий служебного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя и ФИО15 заключено соответствующее дополнительное соглашение № к служебному контракту.

Таким образом, должность советника организационно-правового отдела в количестве 1 единицы не являлась вакантной и не могла быть предложена Сидоровой М.В. для замещения.

Доводы истца о том, что она одна воспитывает несовершеннолетнего ребенка, на содержание решения также не влияют.

В соответствии со ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», при разрешении споров о незаконности увольнения без учета гарантии, предусмотренной частью четвертой статьи 261 ТК РФ, судам следует исходить из того, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.

Указанная гарантия распространяется, в том числе и на лиц, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.

Однако, как следует из объяснений Сидоровой М.В., одинокой матерью она не является, отец ее ребенка не лишен родительских прав, не ограничен в родительских правах, от воспитания и содержания ребенка не уклоняется, с ребенком общается, материальную помощь оказывает, к категории злостных неплательщиков алиментов не относится.

Поскольку оснований для признания увольнения Сидоровой М.В. незаконным суд не усматривает, требования истца о восстановлении на государственной гражданской службе <адрес>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Сидоровой М. В. к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе <адрес>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 10 по 21 января 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.