Решение суда об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе , взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда № 2-3298/2017 ~ М-3261/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием прокурора Кирчановой Е.А.,

истца Сидоровой М. В.,

представителя ответчика Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> – Мушниковой О. М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3298/2017 по иску Сидоровой М. В. к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе <адрес>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сидорова М.В. обратилась в суд с иском к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, требуя восстановить ее на государственной гражданской службе <адрес> в агентстве в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., средний заработок за все время вынужденного прогула в размере 45320 руб. В обоснование исковых требований указала, что в <данные изъяты> назначена на должность <данные изъяты> юридического отдела в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>, должностные обязанности ею всегда исполнялись надлежащим образом. В <данные изъяты> она назначена на должность <данные изъяты> юридического отдела в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>. В <данные изъяты> ей объявлена благодарность министерства юстиции <адрес> за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> и о внесении изменений в отдельные постановления <адрес>» министерство юстиции <адрес> переименовано в агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она ознакомлена с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №/агр-л «Об увольнении Сидоровой М.В.», в соответствии с которым она уволена с государственной гражданской службы <адрес> в связи с сокращением должности <данные изъяты> юридического отдела в агентстве ДД.ММ.ГГГГ. Считает увольнение незаконным. ДД.ММ.ГГГГ ей вручено предупреждение о сокращении замещаемой ею должности <данные изъяты> юридического отдела в агентстве в связи с принятием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О внесении изменения в структуру агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ вручено уведомление, в котором ей предлагались должности государственной гражданской службы <адрес> в других органах государственной власти <адрес> в нарушение части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой представитель нанимателя может предложить вакантные должности государственной гражданской службы Российской Федерации в иных государственных органах только в случае отсутствия таких должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. 27 июня 2017 года ей вручено уведомление с предложением должности государственной гражданской службы Иркутской области в агентстве - консультанта отдела обеспечения деятельности мировых судей. Иные должности государственной гражданской службы Иркутской области в агентстве в течение срока, установленного частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, предложены не были. ДД.ММ.ГГГГ года ею подано заявление о назначении на вакантную должность советника вновь образованного организационно-правового отдела в агентстве, которому были переданы функции юридического отдела в агентстве, в котором она замещала должность государственной гражданской службы Иркутской области, в порядке перевода в связи с сокращением замещаемой ею должности советника юридического отдела в агентстве с ДД.ММ.ГГГГ. Указанная должность    вводилась в штатное расписание агентства с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по выходу с больничного руководителем агентства ФИО6 ей было сообщено, что вакантная должность советника организационно-правового отдела в штатном расписании агентства отсутствует. После того, как она попросила ознакомить ее с распоряжением агентства, содержащим информацию о сокращаемых и вводимых с ДД.ММ.ГГГГ должностях государственной гражданской службы <адрес> в агентстве, руководством агентства ей было сообщено, что на должность советника организационно-правового отдела в агентстве будет назначена с ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 В ознакомлении с указанным распоряжением ей отказано. В этот же день ей предложена должность консультанта организационно правового отдела в агентстве, переименованная из должности консультанта отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения в агентстве, которую занимала ФИО7 Поскольку руководителем агентства ФИО6 ей было отказано в назначении на должность советника организационно-правового отдела в агентстве, ей пришлось дать согласие на замещение должности консультанта организационно правового отдела в агентстве во избежание увольнения. Должность консультанта организационно-правового отдела в агентстве ей предложена только ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, которая устанавливает, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Утром ДД.ММ.ГГГГ она была приглашена в отдел государственной гражданской службы и кадров в агентстве и ознакомлена с распоряжением об увольнении, ей выдана трудовая книжка. При этом распоряжение об увольнении было датировано ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, были нарушены установленные сроки выдачи трудовой книжки. Кроме того, согласно записи в трудовой книжке увольнение произведено в связи с сокращением должности в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ, в то время как указанная статья не содержит оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Следовательно, в трудовую книжку внесена не соответствующая законодательству формулировка причины увольнения. Окончательный расчет с ней в установленные законом сроки не произведен. В нарушение требований части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ она уволена ответчиком с государственной гражданской службы <адрес>, несмотря на ее согласие на замещение предложенной должности консультанта организационно-правового отдела в агентстве. ДД.ММ.ГГГГ по почте ею получено письмо о рассмотрении заявления о назначении на вакантную должность советника организационно-правового отдела в агентстве, датированное ДД.ММ.ГГГГ. В указанном письме сообщалось, что вакантная должность советника организационно-правового отдела в агентстве отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ ею по почте получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о предложении вакантной должности консультанта организационно-правового отдела в агентстве с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ей необходимо было дать согласие на замещение предложенной должности до ДД.ММ.ГГГГ, что не представлялось возможным в связи с тем, что оно было направлено только ДД.ММ.ГГГГ. Следует отметить, что ДД.ММ.ГГГГ она находилась на рабочем месте, но уведомление ей вручено не было. Согласно части 16 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ в случае освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом. На ее иждивении находится несовершеннолетний ребенок, которого она воспитывает одна. Кроме того, она являлась единственным работающим членом семьи. С ней проживает мать-пенсионерка и бабушка, являющаяся инвалидом I группы. Незаконно оставив ее без работы, ответчик поставил под угрозу благополучие членов ее семьи, поскольку иных источников дохода, кроме работы, она не имеет. Своими действиями ответчик унизил ее профессиональную честь и достоинство в глазах сотрудников агентства, чем причинил существенные нравственные страдания. Помимо этого, в результате неправомерных действий ответчика резко ухудшилось состояние здоровья, что привело к временной нетрудоспособности. Вследствие ухудшения состояния здоровья ей пришлось отложить оперативное вмешательство, которое необходимо в связи с имеющимся у нее заболеванием, что создало угрозу жизни и здоровью. Учитывая эти обстоятельства, полагает, что ответчик своими незаконными действиями причинил моральный вред, возмещение которого оценивает в размере 70 000 руб. В соответствии со статьей 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу. Частью второй статьи 394 Трудового кодекса РФ установлено, что орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Согласно справкам, предоставленным ей агентством при увольнении, ее средний заработок за последние 12 месяцев составил 539079-34 руб. Таким образом, в случае признания ее увольнения незаконным, ответчик обязан выплатить ей за все время вынужденного прогула на день подписания искового заявления 45320 руб.

В ходе судебного разбирательства истец Сидорова М.В. исковые требования уточнила, просила признать распоряжение агентства от ДД.ММ.ГГГГ №/агр-л «Об увольнении Сидоровой М.В.» незаконным; восстановить ее на государственной гражданской службе <адрес> в агентстве в должности советника с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., средний заработок за все время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец Сидорова М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в основном исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> Мушникова О.М. требования Сидоровой М.В. не признала, в удовлетворении иска просил отказать по доводам, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО5, полагавшей требования Сидоровой М.В. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Как разъяснено в п. 30 Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

В силу ч. 2 названной статьи о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 31 Закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Так, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19.06.2012 № 1130-О, специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года №14-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 472-О-О и от 19 января 2011 года № 48-О-О).

Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 472-О-О и от 13 мая 2010 года № 655-О-О).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Сидорова М.В. проходила государственную гражданскую службу <адрес> в должности <данные изъяты> юридического отдела в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>, о чем в материалах дела имеется служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение Министерства юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/мрл.

С ДД.ММ.ГГГГ Сидорова М.В. замещала должность <данные изъяты> в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>, о что подтверждается распоряжением Министерства юстиции <адрес> №/мр от ДД.ММ.ГГГГ, служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп Министерство юстиции <адрес> переименовано в Агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением № в служебный контракт №, заключенный между Сидоровой М.В. и Министерством юстиции <адрес>, внесены изменения, по тексту служебного контракта слова «министерство юстиции <адрес>» заменены словами «агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>»; в пункте 2 контракта слова «<данные изъяты> в управлении внутреннего обеспечения в министерстве юстиции <адрес>» заменены словами «<данные изъяты> в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>».

Распоряжением Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/апр-л в соответствии со статьей 31, пунктом 4 части 1 статьи 33, пунктом 8.2 части 1, частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с Сидоровой М.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности областной гражданской службы и уволена с областной гражданской службы в связи с сокращением должности советника юридического отдела в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Проверяя порядок произведенного увольнения, каких-либо нарушений Агентством по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> норм действующего законодательства при издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №/апр-л судом не установлено.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждена структура Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, в состав которой входили, в том числе юридический отдел и отдел обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Распоряжением Министерства юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-мр с ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень должностей в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>.

Согласно перечню должностей в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в юридическом отделе имелись должности: начальник отдела агентства, заместитель начальника отдела агентство, советник, консультант.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп внесены изменения в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.

Распоряжением Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> №-агр от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением об агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О внесении изменения в структуру агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>» сокращены с ДД.ММ.ГГГГ отдельные должности в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> согласно приложению 1 к настоящему распоряжению; утвержден с ДД.ММ.ГГГГ перечень должностей в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

Согласно перечню сокращаемых с ДД.ММ.ГГГГ в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> отдельных должностей, являющемуся приложением 1 к распоряжению агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-агр, в юридическом отделе сокращены должности государственной гражданской службы <адрес>: заместителя начальника отдела агентства, советника, консультанта юридического отдела; в отделе обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения сокращена должность консультанта.

С ДД.ММ.ГГГГ наименование должностей государственной гражданской службы <адрес>, оставшихся в юридическом отделе, в отделе обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, изменены следующим образом:

начальник отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения – начальник организационно-правового отдела,

советник отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения – советник организационно-правового отдела,

начальник юридического отдела – заместитель начальника организационно-правового отдела.

Как следует из перечня должностей государственной гражданской службы <адрес> в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением 2 к распоряжению агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-агр, в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ входят:

- отдел государственной гражданской службы кадров;

- отдел финансово-экономического обеспечения;

- отдел закупок и контроля за подведомственными учреждениями;

- организационно-правовой отдел;

- отдел обеспечения деятельности мировых судей;

- аппараты мировых судей <адрес>.

Из анализа вышеприведенных распорядительных документов Агентства следует, что с ДД.ММ.ГГГГ в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> произведены организационно-штатные изменения, из структуры Агентства исключены как самостоятельные отделы юридический отдел и отдел обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, образован новый отдел – организационно-правовой.

В свою очередь, в организационно-правовом отделе с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены должности государственной гражданской службы <адрес>: начальник отдела агентства – 1 единица, заместитель начальника отдела агентства – 1 единица, советник – 1 единица, консультант – 1 единица.

Соответствующее штатное расписание утверждено и введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> №-агр от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что имело место действительное сокращение штата Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, должность <данные изъяты>, которую занимала истец Сидорова М.В., сокращена, согласно перечню должностей и новому штатному расписанию в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> должность советника юридического отдела с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В связи с чем, суд полагает, что у ответчика имелись основания для увольнения Сидоровой М.В. с государственной гражданской службы <адрес> в связи с сокращением должности советника юридического отдела в соответствии со статьей 31, пунктом 4 части 1 статьи 33, пунктом 8.2 части 1, частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при этом нарушения порядка и процедуры увольнения Агентством не допущено.

ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы <адрес> советника юридического отдела в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. в соответствии с уведомлением № предложены вакантные должности:

главный специалист-эксперт отдела правовой работы и кадрового обеспечения службы архитектуры <адрес> (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ № №);

консультант отдела правовой работы и осуществления государственного надзора службы по охране объектов культурного наследия <адрес>, вакансия с ДД.ММ.ГГГГ (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ № №

советник отдела развития потребительского рынка, советник отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции службы потребительского рынка и лицензирования <адрес> (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ № №).

Названным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Сидорова М.В. поставлена в известность, что в случае отказа от предложенных должностей ей дополнительно в течение двухмесячного срока с момента предупреждения о сокращении будут предложены все имеющиеся в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> и иных исполнительных органах государственной власти <адрес> должности.

Уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. передоложены должности государственной гражданской службы <адрес> в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>: консультант отдела обеспечения деятельности мировых судей, консультант организационно-правового отдела (ведущая группа должностей категории «специалисты»). Сидорова М.В. уведомлена, что свое согласие на работу в указанных условиях либо отказ от дальнейшей работы она должна выразить в форме письменного заявления и представить его в отдел государственной гражданской службы и кадров агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Сидорова М.В. также уведомлена, что в случае отказа от предложенных для замещения вакантных должностей, по истечении указанного срока, она будет освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес> в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. получены лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует ее подпись в тексте уведомлений.

Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением вакантной должности консультанта организационно-правового отдела направлено в адрес Сидоровой М.В. ДД.ММ.ГГГГ заказной корреспонденцией, в связи с отсутствием истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности.

Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой М.В. предложены следующие вакантные должности государственной гражданской службы <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:

консультант организационно-правового отдела (ведущая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного заседания судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного участка № <адрес> и <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»);

секретарь судебного заседания судебного участка № <адрес> (старшая группа должностей категории «специалисты»).

Названным уведомлением Сидорова М.В. извещена о том, что свое согласие на работу в указанных условиях либо отказ от дальнейшей работы она должна выразить в форме письменного заявления и представить его в отдел государственной гражданской службы и кадров в агентство по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> до 17 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ. В случае отказа от предложенных для замещения вакантных должностей, по истечении указанного срока, она будет освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес> в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Как следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в 15.00 час. комиссией в составе ФИО9 - начальника отдела государственной гражданской службы и кадров, ФИО10 - заместителя начальника организационно правового отдела, ФИО8 - ведущего аналитика организационно-правового отдела, Сидорова М.В. ознакомлена с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № о вакантных должностях государственной гражданской службы <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, от росписи в уведомлении отказалась.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 факт составления и подписания акта № от ДД.ММ.ГГГГ подтвердили. Суду объяснили, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Агентства в их присутствии Сидоровой М.В. были предложены для замещения вакантные должности согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе должность консультанта организационно-правового отдела. Сидорова М.В. от подписания документов, от замещения должности консультанта организационно-правового отдела отказалась, желала быть назначенной на должность советника организационно-правового отдела.

Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в 12.45 час. комиссией в составе ФИО9 - начальника отдела государственной гражданской службы и кадров, ФИО12 - начальника отдела обеспечения деятельности мировых судей, Жук С.А. - ведущего аналитика организационно-правового отдела, Сидорова М.В. отказалась дать письменное согласие или отказ от предложенной уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ вакантной должности консультанта отдела обеспечения деятельности мировых судей в агентстве.

Таким образом, судом установлено, что истец Сидорова М.В. надлежащим образом, с соблюдением установленного двухмесячного срока, предупреждена о сокращении занимаемой ею должности и предстоящем увольнении, Агентством по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> предпринимались меры к дальнейшему трудоустройству Сидоровой М.В.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно перечню вакантных должностей государственной гражданской службы <адрес> в период действия предупреждения Сидоровой М.В. о предстоящем увольнении в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> имелись вакантные должности:

- в отделе государственной гражданской службы и кадров - советник,

- в отделе закупок и контроля за подведомственными учреждениями - советник,

- в организационно-правовом отделе - консультант,

- в отделе обеспечения деятельности мировых судей - консультант.

Вакантные должности консультанта организационно-правового отдела, консультанта отдела обеспечения деятельности мировых судей предлагались Сидоровой М.В., что объективно подтверждается уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, однако своего согласия на замещение предложенных должностей Сидорова М.В. не выразила, о чем ответчиком ДД.ММ.ГГГГ составлены акты №№, 2.

Вакантные должности советника отдела государственной гражданской службы и кадров, советника отдела закупок и контроля за подведомственными учреждениями Агентством Сидоровой М.В. не предлагались, поскольку, как установлено судом, замещены ФИО13 и ФИО7 в ходе процедуры увольнения, в связи с предстоящим сокращением занимаемых ими должностей консультанта юридического отдела и консультанта отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Кроме того, должность советника отдела закупок и контроля за подведомственными учреждениями не могла быть предложена Сидоровой М.А., так как согласно должностному регламенту советника отдела закупок и контроля за подведомственными учреждениями в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, квалификационным требованиям для замещения данной должности в части наличия образования в сфере закупок истец не отвечает.

Поскольку Сидорова М.В. не выразила своего согласия на замещение вакантных государственных гражданских должностей <адрес>, предложенных ей согласно уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Агентством по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> правомерно издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №/арл о расторжении служебного контракта, увольнении Сидоровой М.В. с областной гражданской службы в связи с сокращением должности в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Утверждения истца о незаконности произведенного увольнения в связи с тем, что ей не была предложена должность советника организационно-правового отдела, суд находит несостоятельными.

Как установлено судом, организационно-правовой отдел введен в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в результате организационно-штатных мероприятий, в том числе по изменению наименования должностей.

С ДД.ММ.ГГГГ в организационно-правовом отделе предусмотрены должности государственной гражданской службы <адрес>: начальник отдела агентства – 1 единица, заместитель начальника отдела агентства – 1 единица, советник – 1 единица, консультант – 1 единица.

Должность советника организационно-правового отдела до ДД.ММ.ГГГГ в штатном расписании Агентства значилась как должность советника отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, что подтверждается Перечнем изменений наименований должностей с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным руководителем Агентства ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь, должность советника отдела обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения занимала ФИО15

ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении с ДД.ММ.ГГГГ существенных условий служебного контракта в части изменения наименования замещаемой ею должности без изменения условий оплаты труда, наименование должности государственной гражданской службы <адрес> излагается в следующей редакции: «советник организационно-правового отдела в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 выразила согласие с изменением существенных условий служебного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя и ФИО15 заключено соответствующее дополнительное соглашение № к служебному контракту.

Таким образом, должность советника организационно-правового отдела в количестве 1 единицы не являлась вакантной и не могла быть предложена Сидоровой М.В. для замещения.

Доводы истца о том, что она одна воспитывает несовершеннолетнего ребенка, на содержание решения также не влияют.

В соответствии со ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», при разрешении споров о незаконности увольнения без учета гарантии, предусмотренной частью четвертой статьи 261 ТК РФ, судам следует исходить из того, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.

Указанная гарантия распространяется, в том числе и на лиц, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.

Однако, как следует из объяснений Сидоровой М.В., одинокой матерью она не является, отец ее ребенка не лишен родительских прав, не ограничен в родительских правах, от воспитания и содержания ребенка не уклоняется, с ребенком общается, материальную помощь оказывает, к категории злостных неплательщиков алиментов не относится.

Поскольку оснований для признания увольнения Сидоровой М.В. незаконным суд не усматривает, требования истца о восстановлении на государственной гражданской службе <адрес>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Сидоровой М. В. к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе <адрес>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.