Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-916/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кемерово 01 июня 2017 года
Ленинский районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Большаковой Т.В.,
с участием помощника прокурора Гейэр Е.И.,
при секретаре Токаревой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литовкина Ю.С. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, суд
УСТАНОВИЛ:
Литовкина Ю.С. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что с **.**,** она работала в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области в должности .... С **.**,** по **.**,** она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста ... лет. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области реорганизовано **.**,** путем присоединения к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и переименовано в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области. **.**,** ее уведомили об увольнении по сокращению штата, в этот же день из-за сильного стресса, с ранним сроком беременности, она была госпитализирована. С **.**,** по **.**,** истец находилась на больничном. На основании приказа от **.**,** № **-К она была уволена в связи с сокращением должностей. Полагает, что ее увольнение незаконно, так как работодатель был уведомлен о том, что она находится на ранних сроках беременности до вручения ей уведомления о имеющихся вакансиях. Должности на территории Кемеровской области ей предложены не были. Действиями ответчика истцу были причинены моральные и нравственные страдания, умаление ее трудовой и деловой репутации. Просит (с учетом уточнения требований) признать увольнение по приказу от **.**,** № **-К незаконным, восстановить ее на работе в должности ..., взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула за период с **.**,** по день вынесения судом решения, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, суду пояснила, что ...
Представители истца в судебном заседании иск поддержали.
Представители ответчика иск не признали, суду пояснили, ....
Выслушав стороны, свидетеля, прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению в части, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично.
Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в статье 4 названного Федерального закона принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы, который предполагает сохранение статуса государственного гражданского служащего путем перераспределения кадров государственной гражданской службы внутри единой системы государственных органов. В соответствии с указанным принципом положения частей 1 - 3 статьи 31 предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в том же или другом государственном органе, а также направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию кадровой политики, имеющей целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, и в конечном счете направлено на создание эффективно действующего государственного аппарата.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу ст. 31 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (ч. 5 ст. 31 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822.
Согласно названным Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал управленческих кадров". При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах Российской Федерации.
Не позднее, чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.
Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока.
В ч. 6 ст. 31 Федерального закона РФ N 79-ФЗ указано, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В Трудовом кодексе Российской Федерации содержатся нормы, закрепляющие для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими нормами ТК РФ регламентирующими расторжение трудового договора. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Эта норма, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 декабря 2012 г. N 31-П, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляющая женщинам, которые стремятся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда, направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со статьями 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, из буквального толкования ч. 1 ст. 261 ТК РФ следует, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, кроме единственного исключения - ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. При этом названная норма не ставит возможность увольнения беременной женщины в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о ее беременности и сообщила ли она ему об этом, поскольку это обстоятельство не должно влиять на соблюдение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для беременных женщин при увольнении по инициативе работодателя. В таком случае правовое значение имеет лишь сам факт беременности на день увольнения женщины по инициативе работодателя.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних", согласно которому увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, и отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Литовкина Ю.С. с **.**,** состояла в трудовых отношениях с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ... в должности ..., а с **.**,** в должности ..., что подтверждается служебным контрактом № ** от **.**,**, копией трудовой книжки Литовкина Ю.С., приказом о приеме на работу от **.**,**, дополнительными соглашениями № ** от **.**,**, № ** от **.**,**, № ** от **.**,**, № ** от **.**,**, № ** от **.**,**, № ** от **.**,**, приказом Управления от **.**,** (л.д.6-9, 40, 41 оборот, 42-44 оборот,45-45 оборот,46-47 оборот,48).
Согласно приказу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области от **.**,**, Литовкина Ю.С. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с **.**,** по **.**,** (л.д.39 оборот).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Приказом Министерства Сельского хозяйства РФ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от **.**,** № ** приказано реорганизовать Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и по Кемеровской области, реорганизацию осуществить путем присоединения Управления Россельхознадзора по Кемеровской области к Управлению Россельхознадзора по республикам Хакасия и Тыва, которое впредь наименовать Управление Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области. Установлено, что Управление Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области является правопреемником Управления Россельхознадзора по Кемеровской области. Определено местонахождение Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области - г. Абакан. Установлена штатная численность федеральных государственных гражданских, служащих Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области ... единиц. Руководителю Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва обеспечить письменное уведомление работников о реорганизации управлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.36-37).
Согласно журнала регистрации уведомлений **.**,** истец получила уведомление о реорганизации Управления (л.д.24).
**.**,** Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области направило Литовкина Ю.С. предложение должности федеральной государственной службы ...) и предупреждение, что в случае ее отказа, она будет освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволены по п.8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от **.**,** №79-ФЗ «О государственной гражданской службы РФ». Письмо получено Литовкина Ю.С. **.**,** (л.д.37,38)
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области от **.**,**, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области (далее - Управление) в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 31 Федерального закона от **.**,** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» информирует Литовкина Ю.С. о вакантных должностях по состоянию на **.**,**, соответствующих квалификации Литовкина Ю.С., на которые она может быть переведена с письменного согласия: .... В случае отказа от предложенных для замещения должностей гражданской службы Литовкина Ю.С. будет освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена **.**,** по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с предоставлением гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством. На уведомлении имеется пометка от **.**,** Литовкина Ю.С. о том, что с предложением о замещении вакантной должности она не согласна, просит предложить ей все имеющиеся вакансии в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области в ... в соответствии со ст. 261 ТК РФ(л.д.11).
Согласно справке ВК № ** от **.**,**, Литовкина Ю.С. беременна ... недель (л.д.10).
Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области № **-к от **.**,**, с Литовкина Ю.С. был прекращен служебный контракт от **.**,** № ** по п.8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (расторжение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) с выплатой компенсации неиспользованного отпуска за ... календарных дней, с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ, основание – уведомление от **.**,** № **, от **.**,** № **. С приказом Литовкина Ю.С. ознакомлена **.**,**, с пометкой: «с приказом об увольнении от **.**,** № **К не согласна (основание ст. 261ТК РФ), справка ВК № ** от **.**,** с диагнозом беременность ... недель направлена на электронную почту в Управление Республикам Хакасия и Тыва до вручения мне уведомления от **.**,** № **. Оригинал прилагается». (л.д.75)
Установлено, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области **.**,** направило письмо № ** Литовкина Ю.С. с просьбой явиться для получения ее трудовой книжки в Управление (л.д.55 оборот). Оригинал трудовой книжки был получен на руки Литовкина Ю.С. **.**,** (л.д.52).
Согласно штатному расписанию Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области от **.**,** должности ... не имеется (л.д.53-54, 54 оборот-55,67-68).
Согласно информации Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области от **.**,** № **, в Управлении на **.**,** и **.**,** имелись следующие вакансии: ... (л.д.66)
Установлено, что Литовкина Ю.С. находилась на больничном с **.**,** по **.**,** (л.д.40 оборот).
Свидетель М. суду показала, ...
Согласно журнала входящей корреспонденции имеется запись № **, в графе дата указано время «...», в графе дата отправления указано « **.**,** года», в графе отправитель «ГБУЗ ГКБ № **», в кратком содержании «справка о беременности», получатель- «отдел кадров ...»
Иных доказательств суду не представлено.
Таким образом, на основании изложенного выше и с учетом, что судом установлено и стороной ответчика не оспаривается, что истец, не менее чем за ... месяца до увольнения, не был предупрежден персонально и под роспись о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности главного ..., что на момент увольнения истец была беременна, с учетом положений ст. 261 ТК РФ, разъяснений, данных Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" и от 28.01.2014 года «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» согласно которым увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, суд приходит к выводу о том, что Литовкина Ю.С. была уволена по приказу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и ... от **.**,** года№ **-к незаконно и подлежит восстановлению на работе в должности ... Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области с **.**,**.
Требования истца в части восстановления на работе в должности ... не подлежат удовлетворению, а доводы ответчика, что требования не подлежат удовлетворению несостоятельны, поскольку восстановленным правом работника на труд может быть признано лишь фактическое восстановление работника на прежнюю должность, на прежних условиях, определенных трудовым договором.
Обстоятельство, что **.**,** истец была уведомлена о реорганизации Управления не может быть расценено судом как соблюдение ответчиком процедуры увольнения, а именно предупреждение истца персонально и под роспись о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности.
В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, и орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула (статья 394 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку, требования истца о восстановлении на работе судом удовлетворены, то и требования о взыскании с ответчика заработка за время вынужденного прогула также подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу Литовкина Ю.С. подлежит взысканию заработная плата за период вынужденного прогула с **.**,** по **.**,** в размере ... рублей (...).
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, принимая во внимание, что в судебном заседании нашло свое подтверждение нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя, учитывая степень и характер данных нарушений, конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, полагая заявленную истцом ко взысканию сумму компенсации явно завышенной.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей (...) в доход государства учитывая, что судом удовлетворены исковые требования Литовкина Ю.С., что Литовкина Ю.С. освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Литовкина Ю.С. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать увольнение Литовкина Ю.С. по приказу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области от **.**,** года№ **-к незаконным.
Восстановить Литовкина Ю.С. в должности ... Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области с **.**,**.
Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области в пользу Литовкина Ю.С. ... рублей, а также госпошлину в доход государства в размере ... рублей.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
В остальной части Литовкина Ю.С. в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Большакова Т.В.
Решение изготовлено **.**,**.