Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о признании незаконным увольнение, восстановлении на работе, возложении обязанности внести изменение записи в трудовой книжке в связи с незаконным увольнением, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального в

Смотреть все судебные практики о Судебная практика по восстановлению на работе

Дело № 2-1517/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2017 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего – судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Ковляшенко Е.А.,

с участием: помощника прокурора Кировского района г.Хабаровска Лозовицкой А.А.,

истца: Пшеничниковой Н.Ю., ее представителя Балуевой А.В., действующей на основании доверенности от ДАТА.,

представителя ответчика Мирошниковой С.Б., действующей по доверенности № от 28.06.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пшеничниковой Наталии Юрьевны к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о признании незаконным увольнение, восстановлении на работе, возложении обязанности внести изменение записи в трудовой книжке в связи с незаконным увольнением, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Пшеничникова Н.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным увольнение, записи об увольнении, восстановлении в занимаемой должности, в котором указала, что с 20.04.2014 г. осуществляла трудовую деятельность в должности <данные изъяты>, дополнительным соглашением к трудовому договору от 16.11.2015г. была переведена на должность <данные изъяты> Приказом № от 14.07.2017г. она была уволена по инициативе работодателя в соответствии с п.7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ за совершение виновных действий работником, приведшим к утрате доверия вследствие непредставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательстве имущественного характера своих, супруга и несовершеннолетнего сына. Основанием к увольнению послужило заключение по результатам проверки по факту не предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, что явилось нарушением приказа Министра обороны РФ от 04.04.2016г. № «О перечне воинских должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ….», который предусматривает обязательность предоставления указанных сведений.

Считает увольнение незаконным, поскольку указанные сведения были предоставлены неоднократно, нарочно путем передачи сведений непосредственно в отдел их запрашивающий, а также путем направления сведений почтовым отправлением, о чем свидетельствует опись почтового отправления от 28.04.2017г. с присвоением почтового идентификатора. Кроме того, при трудоустройстве ей не было сообщено об обязательствах данного рода, указанные обстоятельства не содержатся в ее должностных обязанностях, считает, что занимаемая ею должность не входит в перечень, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 04.04.2016г. №, а отдел, в котором осуществлялась ею трудовая деятельность, не является структурным подразделением, соответственно указанной обязанности в предоставлении данных сведений у занимаемой ею должности не имелось, данная информация не была доведена до нее работодателем. Просит признать увольнение незаконным, восстановить на работе в занимаемой должности, обязать работодателя внести изменение записи в трудовой книжке в связи с незаконным увольнением.

В ходе подготовки по делу истец заявленные требования уточнила, наряду с указанными просит взыскать с ответчика компенсацию за время вынужденного прогула, в связи с незаконным увольнением в сумме 57672 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Ответчик представил письменный отзыв, в котором указал, что должность <данные изъяты> входит в Перечень должностей, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №175. Истец состоит в должности <данные изъяты>, соответственно на нее возложена обязанность ежегодно, в рамках декларационной компании представлять сведения о доходах на себя, супруга и несовершеннолетних детей, начиная с декларационной кампании 2015 года. Данные обстоятельства были доведены до Пшеничниковой Н.Ю. при назначении на должность, кроме того, на еженедельном совещании начальников управлений и командующих объединений под руководством командующего округом, истцу также было указано на необходимость предоставления указанных сведений. Однако истец постоянно уклонялась от выполнения указанных обязательств, при этом ни разу не сообщила об отправлении данных сведений посредством почтовой связи в адрес ФКУ «ОСК ВВО», кроме того, информация об отправлении сведений посредством почтовой связи не подтвердилась, при проверке было установлено, что почтового отправления с идентификационным номером, указанным истцом, не существует. В ходе проверки уважительных причин не представления Пшеничниковойц Н.Ю. сведений о доходах, расходах, об имуществе не установлено. От пояснений по существу проверки истец отказалась. Таким образом, исходя из того, что уважительных причин непредставления Пшеничниковой Н.Ю. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своего супруга и несовершеннолетнего сына за 2015-2016 гг. в ходе проверки не установлено, допущенный Пшеничниковой Н.Ю. дисциплинарный проступок коррупционной направленности, явился следствием ее личной не дисциплинированности, являющейся способом уклонения Пшеничниковой Н.Ю. от представления работодателю таких сведений, полагает, что у ФКУ «ОСК ВВО» имелись основания для наложения на ФИО1 дисциплинарноговзыскания за совершение проступка, дающего основания для утраты к нейдоверия со стороны работодателя, в виде увольнения по п.7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании истец Пшеничникова Н.Ю. и ее представитель Балуева А.В. исковые требования поддержали, просят удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнили, что истцом сведения о доходах и обязательствах имущественного характера за 2014 г. были поданы работодателю в 2015 г. с документами о назначении на должность <данные изъяты>. В 2016 г. за 2015 год истец таких сведений ответчику не предоставляла, поскольку полагала, что ее должность не входит в перечень должностей, по которым предоставление сведений является обязательным, их предоставление необходимо только при решении вопроса о назначении на вакантную должность. Соответствующие приказы МО РФ, его указания по данному поводу для ознакомления работодателем ей не передавались, чем были нарушены положения ст. 22 ТК РФ. В феврале 2016 г. по требованию начальника группы по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИО7, с которым у истца сложились конфликтные отношения, несмотря на сомнения в необходимости подачи данных сведений, они были последнему ею предоставлены, однако впоследствии ФИО7 это не подтвердил. Кроме того, справку о доходах на себя, расходах и об имуществе, обязательствах имущественного характера, в связи с конфликтом с ФИО7, она направила в адрес ответчика ценным почтовым отправлением 28.04.2017 г. через почтовое отделение № 18, о чем имеется чек, опись вложения и справка руководителя отделения связи о том, что данное почтовое отправление от нее было принято для отправки, поступили ли данные сведения к ответчику она не проверяла. Сведения были поданы на бланке, который у нее имелся с момента подачи документов на должность <данные изъяты>. Она не знала о том, что данная справка должна подаваться путем заполнения в специальной программе, поскольку об этом ей также работодатель не сообщил. О направлении данной справки почтовым отправлением в ходе служебной проверки, назначенной и проведенной в отношении нее ответчиком, она никому не сообщала, поскольку не посчитала нужным, полагала, что последнему об этом и так известно. Кроме того, по требованию ответчика 9.06.2017 г. представила сведения на себя в группу по профилактике коррупционных и иных правонарушений лично, что свидетельствует о том, что она предоставляла данные сведения неоднократно. На <данные изъяты> Ее ребенок никого дохода не имеет, ему 8 лет. С приказом об увольнении и с записью в трудовой книжке была ознакомлена 14.07.2017 г, однако расписаться отказалась, и получить трудовую книжку в день увольнения также отказалась, поскольку не была согласна с основанием увольнения, считая его незаконным. 20.07.2017 г. направила ответчику письмо с просьбой направить трудовую книжку, однако ответ на данное письмо не получила, трудовая книжка до настоящего времени находится у работодателя, она не трудоустроена. Полагает, что из-за сложившихся конфликтных отношений у ФИО13 была цель ее уволить, поскольку он ей неоднократно говорил о том, что на ее должность имеется кандидатура другого человека. Ранее к дисциплинарной ответственности не привлекалась, положительно характеризовалась, нареканий по работе не имела. Незаконными действиями ответчика в связи с увольнением, ей причинен моральный вред, вследствие страданий, переживаний по поводу потери работы и заработка. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Мирошникова С.Б. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнила, что до истца, также как и до других сотрудников доводилась информация о необходимости предоставления указанных сведений о доходах как путем направления соответствующих копий приказов МО РФ и принятых во исполнение данных приказов распоряжений, а также распоряжений иных уполномоченных должностных лиц, что подтверждается реестрами рассылки. Кроме того, на сайте учреждения имеется в свободном доступе вся информация по данному поводу. Истец не предоставила указанные сведения в порядке и сроки, предусмотренные Указом Президента РФ, Приказом МО РФ. О том, что ею были направлены сведения по почте, также ничего не сообщила, предоставила данные сведения только на себя 9.06.2017 г. по окончанию срока декларационной компании, установленного до 30.04.2017 г., поэтому данное обстоятельство не влияет на законность увольнения истца и соответственно, данное обстоятельство не было учтено ответчиком при увольнении истца. С заключением служебной проверки истец была ознакомлена, ей было предложено дать объяснения, однако от дачи объяснений она отказалась, отказалась и расписаться об ознакомлении с материалами проверки, также об ознакомлении с приказом об увольнении 14.07.2017 г. 19.07.2017 г. поставила свою подпись об ознакомлении с приказом об увольнении, однако от получения трудовой книжки отказалась. В ходе служебной проверки ФИО7, ответственный за контроль подачи сотрудниками ОСК ВВО сведений о доходах, сообщил об отсутствии таких сведений от Пшеничниковой Н.Ю. Ранее к дисциплинарной ответственности истец не привлекалась, ей выплачивались премии на основании приказа МО РФ № 1010, вместе с тем, в ходе служебной проверки была предоставлена непосредственным руководителем Пшеничниковой Н.Ю. отрицательная характеристика. Кроме того, при решении вопроса об увольнении была учтена тяжесть проступка истца. Порядок увольнения соблюден. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что является <данные изъяты> с 2014 г., с истцом деловые отношений, 19.07.2017 г. истец прибыла для получения трудовой книжки и ознакомления с приказом об увольнении, записью в трудовой книжке. 14.07.2017 г. приказ об увольнении был в устной форме доведен до сведения истца, от подписи об ознакомлении с приказом, от получения его копии истец отказалась. Трудовую книжку 19.07.2017 г. в последний день работы, истец получить отказалась, поэтому в ее адрес были направлены уведомления о необходимости получения трудовой книжки либо сообщить сведения о возможности ее направления по почте. Уведомление, направленное в адрес истца 17.07.2017 г. было возвращено по истечении срока его хранения вследствие неполучения его адресатом, информации о вручении второго уведомления от 20.07.2017 г. до настоящего времени не имеется. Заявлений от Пшеничниковой Н.Ю. о направлении трудовой книжки по месту ее жительства не поступало. В проведении служебной проверки она не участвовала.

Выслушав пояснения сторон, заслушав показания свидетеля ФИО9, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Кировского района г.Хабаровска Лозовицкой А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Судом установлено, что истец принята в <данные изъяты>» на <данные изъяты> с 20.04.2015г. на основании приказа начальника штаба ВВО № от 30.04.2015г. и трудового договора от 20.04.2015г., дополнительным соглашением к трудовому договору от 16.11.2015г. и на основании приказа начальника штаба ВВО № от 27.11.2015г. была переведена на должность <данные изъяты>.

Приказом командующего войсками Восточного военного округа № от 14.07.2017г. Пшеничиникова Н.Ю. уволена на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с совершением виновных действий работником, приведших к утрате доверия вследствие непредставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательстве имущественного характера своих, супруга и несовершеннолетнего сына.

Основанием к увольнению послужило заключение по результатам проверки по факту не предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Пшеничниковой Н.Ю., <данные изъяты> от 05.07.2017г. №, утвержденное Врио командующего войсками Восточного военного округа ФИО11

Материалами проверки было установлено, что в нарушение ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» об обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Пшеничникова Н.Ю., установленную законом обязанность не исполнила. За отчетные периоды с 1 января по 31 декабря 2015 и 2016 г.г., сведения о доходах, расходах, имуществе в кадровый орган не представила, также не представила данные сведения, как кандидат при назначении на должность <данные изъяты>), за период с 1 января по 31 декабря 2014 года по состоянию на 1 октября 2015 года на своего супруга ФИО12 и несовершеннолетнего сына ФИО14 ДАТА.р. От пояснений по существу проверки Пшеничникова Н.Ю. отказалась. Исходя из того, что уважительных причин непредставления Пшеничниковой Н.Ю. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своего супруга и несовершеннолетнего сына за 2015-2016 гг. в ходе проверки не установлено, допущенный Пшеничниковой Н.Ю. дисциплинарный проступок коррупционной направленности, явился следствием ее личной не дисциплинированности, являющейся способом уклонения Пшеничниковой Н.Ю. от представления работодателю таких сведений. В связи с совершением Пшеничниковой Н.Ю. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, выразившегося в непредставлении сведений о своих доходах, расходах, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетнего ребенка за 2015-2016г.г., возникновением оснований для утраты доверия к работнику со стороны работодателя, с учетом служебной характеристики было предложено расторгнуть трудовой договор с Пшеничниковой Н.Ю. по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с п.71. ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности. В целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, установлены определенные запреты и обязанности, в том числе обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и обязанность представлять сведения о своих расходах, а также установлено, что неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.

Положения статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ устанавливают, что непредставление лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Положения статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ одним из оснований для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия предусматривают непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, устанавливающей порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрено, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов, при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3).

Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации принято постановление от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими Федеральными законами в целях противодействия коррупции", которым предусмотрена, в частности, обязанность работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в том числе представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 28 февраля 2015 г. N 119 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей", согласно которому на работников, замещающих должности, указанные в разделе III Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865 (далее - Перечень должностей, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865), распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568.

Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2015 N 119 (ред. от 10.01.2017) "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36637)

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" был принят Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 января2016 г. №15 и утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемыхдля выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, федеральными государственными служащими и работниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которым на работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих отдельные должности, указанные в разделе III Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 апреля 2016 г., регистрационный N 41913) (далее - Перечень), были распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные указанным Постановлением.

Смотреть все судебные практики о Судебная практика по восстановлению на работе

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016года №175 утвержден «Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством Обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством Обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

В соответствии со ст. 8 федерального закона от 25 декабря 2008 годаN 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - 273-ФЗ) сведения освоих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, атакже о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характерасвоих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлятьпредставителю нанимателя (работодателю):

граждане, претендующие на замещение отдельных должностей,включенных в перечни, установленные федеральными государственнымиорганами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых длявыполнения задач, поставленных перед федеральными государственнымиорганами.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. №557 утвержден «Переченьдолжностей федеральной государственной службы, при замещении которыхфедеральные государственные служащие обязаны представлять сведения освоих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, атакже сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559утверждено Положение «О представлении гражданами, претендующими назамещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В соответствии с п.п.б п. 3 указанного Положения сведения о доходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются поутвержденной Президентом Российской Федерации форме справки:

государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30апреля года, следующего за отчетным.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. №1065 утверждено «Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее - Положение о проверке сведений).

В связи с вышеприведенными требованиями, предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанных сведений в отношении членов семьи лицом, замещающим должность, занимаемую истцом, является обязательным, поскольку данная должность входит в утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №175 п.9 раздела III Перечня.

<данные изъяты> оснований для предоставления указанных сведений Пшеничниковой Н.Ю. в отношении бывшего супруга ФИО12 в 2017 г. не имелось.

Вместе с тем, о данном обстоятельстве истец ответчику не сообщала, не имея на то объективных причин, ответчику о данном обстоятельстве стало известно только в ходе рассмотрения данного дела в суде, в связи с чем, действия ответчика об истребовании от истца указанных сведений на супруга, являлись законными.

В ходе рассмотрения дела истцом были даны вышеприведенные пояснения, согласно которым ею неоднократно были предоставлены ответчику сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе путем личной передачи в феврале 2017 г. <данные изъяты> ФИО7, что последним не было подтверждено в ходе служебной проверки; посредством направления почтовым отправлением с объявленной ценностью 28.04.2017 г., что подтверждается копией чека, справкой начальника отделения связи № 18, описью вложения, почтой указанные сведения были направлены по пояснениям истца вследствие сложившихся конфликтных отношений; а также 9.06.2017 г., по истечении срока декларирования, что подтверждено обеими сторонами в ходе рассмотрения дела, а также материалами служебной проверки.

Частью 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 этой же статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

Поскольку о направлении почтовым отправлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный срок (до 30.04.2017 г.), истец ответчику не сообщила, факт получения данного почтового отправления, равно как и получение в феврале 2017 г. данных сведений ответчиком отрицается и не доказан истцом, отсутствие у ответчика информации о подаче указанных сведений истцом в установленным срок, позволяют суду сделать вывод о том, что на момент издания оспариваемого истцом приказа у ответчика имелись законные основания для расторжения заключенного с Пшеничниковой Н.Ю. трудового договора, по п.7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, несмотря на наличие факта подачи 9.06.2017 г. Пшеничниковой Н.Ю. справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку данный факт имел место по истечении установленного законом срока.

Часть 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям относит увольнение работника, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 этого Кодекса, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Из содержания приведенных норм права следует, что в случае установления факта непредставления работником организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Возможность увольнения работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.

В ходе рассмотрения данного дела истцом не представлено и судом не установлено объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставления истцом указанных выше сведений непосредственно работодателю, равно как и о невозможности сообщения работодателю об их направлении почтовым отправлением последнему 28.04.2017 г.

Доказательств вручения почтовым органом ответчику и получения данных сведений ответчиком истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено, судом не установлено.

Предоставленная истцом копия справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера оформлена истцом по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460, содержит дату изготовления 10.04.2017 г., что также позволяет суду сделать вывод о том, что у Пшеничниковой Н.Ю. не имелось препятствий для передачи данной справки работодателю непосредственно после ее изготовления.

Факт воспрепятствования ответчиком истцу в предоставлении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный срок, на который истец ссылается, указывая на отказ в ее принятии <данные изъяты> ФИО7, а также о неосведомленности в необходимости подачи таких сведений истца работодателем, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергается материалами служебной проверки, в которых имеются объяснения и докладные рапорты сотрудников ОСК ВВО, полученные в ходе данной проверки, а также послужившие основанием для ее назначения.

Вышеприведенные законодательные акты, регламентирующие обязанность определенной категории гражданских служащих по предоставлению в установленные срок и порядке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находятся в свободном доступе, кроме того, направление изданных во исполнение данных законодательных актов соответствующих распоряжений уполномоченных должностных лиц МО РФ подтверждается реестрами рассылок по структурным подразделениям ОСК ВВО.

Кроме того, судом так же принимается во внимание тот факт, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не были представлены истцом ответчику на себя и супруга за 2015 г., что также нашло отражение в материалах служебной проверки.

Нежелание истца сообщить ответчику информацию <данные изъяты>, не может быть признано уважительной причиной и основанием, освобождающим от обязанности по предоставлению данной информации ответчику.

В ходе рассмотрения дела истцом были даны пояснения о том, что она сомневалась в необходимости и наличии обязанности предоставления указанных сведений работодателю, что позволяет суду сделать вывод о том, что именно это и явилось причиной, вследствие которой данная обязанность истцом не исполнялась в 2016 и 2017 годах в установленный срок.

При применении взысканий должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником своих должностных обязанностей.

Вместе с тем, не предоставление государственным служащим справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является самостоятельным основанием для увольнения. Кроме того, ответчиком в ходе служебной проверки была запрошена характеристика на Пшеничникову Н.Ю., подписанная ее непосредственным руководителем, согласно которой истец по должности <данные изъяты> была охарактеризована отрицательно. Согласно предоставленной истцом служебной характеристике положительно характеризовалась по предыдущей должности <данные изъяты>. В связи с чем, отсутствие у истца действующих дисциплинарных взысканий на момент ее увольнения не является обстоятельством, опровергающим законность увольнения, поскольку дисциплинарный проступок, совершенный истцом, не относится к малозначительному, а не предоставление указанных обязательных сведений носило длительный по продолжительности характер, два года, что было учтено ответчиком и отражено в заключении по результатам проверки, равно как и наличие характеризующих истца данных.

Поскольку обязанность по своевременному и достоверному предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена на государственного служащего, соответственно именно он несет риск наступления ответственности за отсутствие у работодателя таких сведений, а отсутствие указанных сведений явилось основанием для вывода ответчика об утрате к истцу доверия, а также о наличии у истца умысла на сокрытие сведений о доходах своих и доходах членов семьи истца. Поведение истца по уклонению от предоставления данных сведений по сути являлось основанием для вывода ответчика о безосновательном уклонении Пшеничниковой Н.Ю. от представления работодателю таких сведений, поэтому у ответчика имелись основания для наложения на Пшеничниковой Н.Ю. дисциплинарного взыскания за совершение проступка, дающего основания для утраты к ней доверия со стороны работодателя, в виде увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Взыскание было применено ответчиком в установленные сроки привлечения к дисциплинарной ответственности за данное правонарушение, установленные ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушен не был.

Не предоставление сведений о доходах само по себе является основанием для утраты доверия к сотруднику и основанием для увольнения, в связи с тем, что не предполагает применение к сотруднику какой-либо иной меры дисциплинарного воздействия, поскольку допущенное истцом нарушение отнесено законом к грубым нарушениям служебной дисциплины. Поступая на службу, истец добровольно принял на себя обязанность соответствовать указанным требованиям. Следовательно, возможность увольнения истца в связи с утратой доверия обусловлена его особым правовым статусом.

В связи с чем, нарушений порядка и основания увольнения истца, влекущих признание незаконным приказа на увольнение и восстановление на работе, суд не усматривает.

В связи с изложенным, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации за время вынужденного прогула в сумме 57672 руб., компенсации морального вреда, обоснованного незаконностью увольнения, как не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса России, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Пшеничниковой Наталии Юрьевны к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о признании незаконным увольнение, восстановлении на работе, возложении обязанности внести изменение записи в трудовой книжке в связи с незаконным увольнением, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2017г.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: Судья И.Д.Костевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 10 по 31 декабря 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.