Решение суда о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел № 2-1492/2017 ~ М-1108/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2017 года                                 город Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Нягу В.В.,

при секретаре Егоровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Лялина А.Г. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самаре о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел,

УСТАНОВИЛ:

Лялин А.Г. обратился в суд с иском к УМВД России по городу Самаре о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, указав, что является бывшим сотрудником органов внутренних дел, откуда был уволен по собственному желанию в августе 2007 года, в 2008 году был восстановлен в уголовно-исполнительной системе, в 2009 году в связи с тяжелым материальным положением подал рапорт об увольнении, чем нарушил условия заключенного контракта, не дослужив по нему 5 лет. В октябре 2016 года он обратился в УМВД России по городу Самаре, с заявлением о приеме на службу в органы внутренних дел и восстановлении, был направлен для прохождения медицинского освидетельствования и проведения мероприятий по профессиональному и психологическому отбору, которые были им пройдены. Уведомлением о результатах рассмотрения документов, представленных кандидатом для поступления на службу в органы внутренних дел от 21.02.2017 года, было принято решение об отказе, в котором не указана, конкретная причина отказа. Данное решение считает не обоснованным, незаконным и принятым ввиду негласных указаний чиновников, не имеющих законной силы, а также в связи с предвзятым отношением со стороны сотрудника отдела кадров. На основании изложенного, просит суд признать решение об отказе в восстановлении на службе в органах внутренних дел необоснованным и незаконным и восстановить его на службе в органах внутренних дел, при отсутствии замещаемых должностей подходящих по группе предназначения по здоровью, зачислить в кадровый резерв.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил признать решение руководства УМВД России по городу Самаре преждевременным, необоснованным и на основании этого данное решение отменить, восстановить его на службе в органах внутренних дел.

В судебном заседании истец Лялин А.Г., заявленные требования поддержал в полном объеме, на основании доводов изложенных в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить в полном объеме, дал пояснения, аналогичные, изложенным, в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по городу Самаре Коба Е.С., действующая на основании доверенности от 01.06.2017 года, заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что приказом № 595 от 18.07.2014 года «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», предусмотрено, что решение вопроса о принятии сотрудника на службу, является правом работодателя, а не его обязанностью. Согласно ФЗ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гражданин по морально деловым качествам, выполняющим обязанности полицейского, должен им соответствовать. Лялин А.Г. по морально деловым качествам, не соответствует для работы на должности сотрудника полиции, поскольку 41 раз привлекался к административной ответственности, имеет взыскания за прогулы, допустил нарушения условий контракта.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лялина А.Г. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 17 данного Федерального закона на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

Для поступления на службу в органы внутренних дел гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение документы. По результатам рассмотрения документов, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: 1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном ст. 24 настоящего Федерального закона; 2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; 3) о заключении с гражданином контракта; 4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; 5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18.07.2014 года № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел» утверждена «Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации».

В силу положений данной Инструкции прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер.

Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ о принятом решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, ято, Лялин А.Г. 26.12.2016 года обратился в УМВД России по г. Самаре с заявлением о трудоустройстве на службу в органы внутренних дел по должности специалиста направления вооружения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, и предоставил для этого все необходимые документы.

Решением по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином, было установлено, что по результатам медицинского освидетельствования № 474 от 17.01.2017 года истец годен с незначительными ограничениями к службе в должности специалиста направления на вооружения ИВС У МВД России по г. Самаре, заключение профессиональной психологической пригодности Самарской области № 1634 от 20.01.2017 года рекомендуется третья категория профессиональной пригодности, а также выявлен факт препятствующий поступлению на службу в связи с нарушением истцом условий контракта со службы ГУФСИН РФ, наличие 35 нарушений КоАП /л.д. 102-104/

Уведомлением от 21.02.2017 года № 54/15-30-218, на основании указанного решения, в соответствии с ч. 4 ст. 19 ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Лялину А.Г. отказано в приеме на службу /л.д. 101/.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Исходя из содержания приведенных выше норм закона, руководитель органа внутренних дел при решении вопроса о принятии гражданина на службу в органы внутренних дел наделен правом при рассмотрении документов давать оценку личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровью поступающего на службу гражданина, его способности с учетом этих качеств выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел, учитывая свойственные данному виду службы требований.

Из трудовой книжки, выданной на имя Лялина А.Г. следует, что с <данные изъяты> /л.д. 51-60/.

20.07.2007 года истец подал рапорт об увольнении из органов внутренних дел по собственному желанию /л.д. 169/.

Из представления к увольнению из органов внутренних дел по п. «А» ст. 19 ФЗ «О милиции» от 03.08.2007 года, следует, что за время прохождения службы в органах внутренних дел Лялин А.Г. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, как недобросовестный и неисполнительный сотрудник, нормативные документы, регламентирующие деятельность органов внутренних дел и службы криминальной милиции знает, но не всегда применяет их на практике, с возложенными обязанностями справляется не в полном объеме, в работе проявляет отсутствие инициативы, неорганизованность, неисполнительность /л.д. 154-156/.

02.04.2009 года Лялин А.Г. подал рапорт о расторжении контракта, заключенного 16.04.2008 года в связи с нежеланием продолжать службу /л.д. 176/.

Заключением об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта Лялина А.Г. установлено, что за время службы истец не всегда применял свои знания в практической деятельности, к выполнению поставленных задач подходит не всегда добросовестно, имеет дисциплинарные взыскания: выговор, строгий выговор. На основании изложенного начальник ФБУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области полковник внутренней службы Борзых В.В. ходатайствует об увольнении Лялина А.Г. по п. «Д» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ /л.д. 157-159/.

Из представления к увольнению из органов внутренних дел по п. Д ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, следует, что за время службы истец не всегда применял свои знания в практической деятельности, к выполнению поставленных задач подходит не всегда добросовестно, неоднократно допускал невыход на службу без уважительных причин, в связи с чем, имеет дисциплинарные взыскания: выговор, строгий выговор /л.д. 160-162/.

С данными документами Лялин А.Г. был ознакомлен под роспись.

Из правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п. 10 Постановления Пленума № 2 от 17.03.2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.

Кроме того, как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе, к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 года № 7-П, Определения от 21.12.2004 года № 460-О, от 16.04.2009 года № 566-О-О, от 21.03.2013 года № 421-О).

Давая оценку действиям ответчика по отказу в приеме истца на службу в органы внутренних дел, с учетом указанных выше разъяснений и с учетом особенностей прохождения службы в органах внутренних дел, суд приходит к выводу, что решение об отказе в приеме истца на службу принято начальником Управления МВД России по г. Самаре полковником полиции Блохиным Д.В., исходя из совокупности всех оснований, указанных в п. 4 ст. 19 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством начальник органа внутренних дел самостоятельно принимает кадровые решения, заключение трудового контракта с кандидатами на службу в органы внутренних дел является его правом, а не обязанностью. При наличии фактора нарушения условий контракта, наличия сведений о многократных нарушениях истцом КоАП РФ, ответчиком правомерно был сделан вывод о том, что истец не соответствует требованиям, позволяющим принять его на службу в органы внутренних дел. Оснований для признания решения об отказе в приеме Лялина А.Г. на службу в органы внутренних дел необоснованным и незаконным, не имеется.

Поскольку Лялину А.Г. отказано в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе в приеме на службу незаконным и его отмене, то оснований для восстановления его в органах внутренних дел не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Лялина А.Г. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самаре о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 23.06.2017 года.

Судья:                 (подпись)                    В.В. Нягу

Копия верна:

Судья:

Секретарь: