Решение суда о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда № 2-1609/2017 ~ М-1504/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-1609/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2017 года      г.Владивосток

Советский районный суд города Владивостока в составе председательствующего судьи О.А. Самусенко, при секретаре БАЕ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БВА к Администрации Приморского края о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

БВА обратился в суд с названным иском к ответчику.

В обоснование иска истец указал, что проходит государственную гражданскую службу в должности начальника жилищного отдела Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.

Приказом № <номер> от <дата> истец был переведен на должность заместителя директора Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.

Письмом <номер> от <дата> истец был уведомлен о том, что на основании приказа Губернатора Приморского края от <дата> № 137 в отношении БВА начата проверка достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период и два года, предшествующие отчетному периоду (2013, 2014, 2015 годы).

Комиссией установлено, что сведения, представленные истцом, за отчетные периоды 2013-2015 годов являются неполными и недостоверными, в связи с чем, Губернатору Приморского края было рекомендовано применить к истцу конкретную меру ответственности в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии».

Приказом Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к за предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2013-2015 годов, выразившееся в нарушении требований статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии со статьями 59.1, 59.3 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истец был предупрежден о неполном должностном соответствии.

С решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и урегулированию конфликта интересов (протокол от 15.12.2016г. <номер>) и с приказом Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии БВА не согласен.

Полагает, что при решении вопроса применении к нему конкретной меры юридической ответственности и определении вида взыскания и степени его строгости Комиссией необоснованно было установлено и применено отягчающее обстоятельство – факт привлечения истца к дисциплинарной ответственности в 2014 году за не предоставление неполных сведений о доходах за отчетный период 2012 года.

Также считает, что не были в полной мере учтены характер и тяжесть допущенных нарушений, обстоятельства, при которых они были совершены, соблюдение иных запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей, достигнутые результаты в работе, оказание БВА максимального содействия мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.

Кроме того, истец полагает, что дисциплинарное взыскание было применено к нему за пределами установленного законом шестимесячного срока со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

На основании изложенного истец просит суд:

признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и урегулированию конфликта интересов (протокол от 15.12. 2016г. <номер>) в части рекомендации Губернатору Приморского края применения к гражданскому служащему БВА взыскания в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии».

признать незаконным приказ Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к о наложении дисциплинарного взыскания на В.А. Б.

Взыскать с Администрации Приморского края в пользу В.А. Б компенсацию морального вреда в размере 45 000 рублей, судебные расходы в сумме 7 000 рублей за оказание юридической помощи.

В судебное заседание явились: истец, представитель истца, представитель ответчика.

Истец и его представитель, настаивают на удовлетворении требований искового заявления, по доводам, изложенным в нем и дополнительных письменных объяснениях. Не оспаривая факта совершения правонарушения, считают, что порядок и срок применения взыскания были нарушены(л.д.98-103 том 3).

Представитель ответчика иск оспорил по доводам письменного отзыва, ссылаясь на то, что срок применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения был соблюден, как и соблюдена процедура наложения взыскания (л.д.104-107 т.3).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что <дата> Представитель нанимателя в лице первого вице-губернатора Приморского края, действующий на основании распоряжения Губернатора Приморского края от <дата> № 137-рг «О возложении некоторых полномочий представителя нанимателя» с одной стороны, и гражданин Российской Федерации (государственный гражданский служащий Приморского края) БВА (гражданский служащий) с другой стороны, заключили на основе приказа Губернатора Приморского края от <дата> № 128-л служебный контракт № 1917 и дополнительное соглашение к нему, согласно которым, гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Приморского края, а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Приморского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, о государственной гражданской службе Приморского края (л.д.9-13 т.1).

Приказом № 138-л от <дата> БВА был переведен на должность заместителя директора департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в которой состоит по настоящее время (л.д.15 т.1).

Письмом <номер> от <дата> Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений ПК, БВА был уведомлен о том, что на основании приказа Губернатора Приморского края от <дата> № 137 в отношении него начата проверка достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период и два года, предшествующие отчетному периоду (2013, 2014, 2015 годы) (л.д.33,34 том 1 ).

Согласно выписке из протокола от <дата> № 10, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и урегулированию конфликта интересов установлено, что сведения, представленные БВА за отчетные периоды 2013-2015 годов являются неполными и недостоверными, в связи с чем, Губернатору Приморского края было рекомендовано применить к истцу конкретную меру ответственности в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии» (л.д.17-31 т.1).

Приказом Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к за предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2013-2015годов, выразившееся в нарушении требований статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», статьи 20 Федерального закона от <дата> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии со статьями 59.1, 59.3 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» БВА был предупрежден о неполном должностном соответствии. С данным приказом БВА был ознакомлен <дата>, о чем имеется отметка (л.д.32 т.1).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одной из мер профилактики коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности. В целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, установлены определенные запреты и обязанности, в том числе обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и обязанность представлять сведения о своих расходах, а также установлено, что неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.

В силу требований п. п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий должен исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих.

Согласно ст. 59.1. Федерального закона 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

В соответствии с частям 1 и 2 ст. 59.3 Федерального закона 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 2 ст. 12 Закона Приморского края от 07.06.2012 № 51-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края» гражданский служащий Приморского края, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, утвержденный Губернатором Приморского края, обязан ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Вышеназванный Перечень должностей утвержден постановлением Губернатора Приморского края от 01.09.2009 № 60-пг.

В соответствии с п.п. «б» и. 4.1 Перечня должностей, Реестром должностей государственной гражданской службы Приморского края, к таковой должности относится должность заместителя директора департамента.

Пунктами 3, 5 Положения о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. постановлением Губернатора Приморского края от 28.01.2010 № 2-пг) устанавливается, что государственные гражданские служащие, замещающие должности, включенные в Перечень должностей согласно постановлению № 60-пг, обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах, о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (далее сведения о доходах).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Как следует из материалов дела <дата> на основании служебной записки директора департамента по профилактике коррупционных и иных Правонарушений Приморского края приказом Губернатора края № 137 начата проверка достоверности сведений о доходах, представленных истцом за 2013-2015 годы (л.д.154,155 т.1).

Проверка проводилась департаментом по профилактике коррупционных правонарушений па основании Положения о департаменте, утвержденном постановлением Администрации Приморского края от <дата> № 426-па, в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Приморского края от <дата> № 47-пг.

<дата> исх. 64/1596 БВА был уведомлен о начале проверки, у него запрошены пояснения.

В ходе проведения проверки сделаны запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По результатам проверки Губернатору Приморского края <дата> представлен доклад, согласно которому департаментом установлено, что БВА в представленных справках о доходах на себя и свою супругу БИА за 2013, 2014, 2015 годы отразил неполные и недостоверные сведения, а именно:

не отразил сведения о доходах, полученных от вкладов, о доходе в виде компенсации части родительской платы за посещение ребенком детского сада; не отражены сведения о 9 банковских счетах, открытых в ПАО СКБ «ПримСоцБанк», ПАО «Сбербанк», ПАО «Дальневосточный банк», ПАО «ВТБ 24» на общую сумму 2248,45, в том числе начисленные проценты за три года 29,52 рублей; за отчетный период 2013 года не отражены реквизиты учредительного договора, являющегося основанием для приобретения доли участия в ООО «Полиглот»; за 2014 год не отражены сведения об объекте незавершенного строительства; за 2014-2015 не отражены сведения о поступлении денежных средств на счет супруги, открытый 23.02.2012(л.д.17-31 том 1) (л.д.25 том3).

В соответствии с пунктом 20 постановления № 47-пг, Губернатору было предложено представить материалы проверки в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия).

По решению Губернатора от <дата>, материалы были направлены в Комиссию, деятельность которой регулируется постановлением Администрации Приморского края от <дата> № 327-па.

<дата> Комиссией рассмотрены материалы проверки, пояснения, дополнительно данные БВА <дата>, приложенные к ним документы.

Согласно выписке из протокола заседания от <дата> № 10 Комиссиейустановлено, что истец в представленных справках о доходах на себя и своюсупругу БНВ отразил неполные и недостоверные сведения(л.д.17-30 том1).

При этом, в материалы проверки представлены документы, подтверждающие основания перевода денежных средств в 2014-2015 годах на счета, запрошены необходимые сведения.

Оценивая представленные доказательства, суд считает установленными обстоятельства представления истцом неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 - 2015 годы.

Данные обстоятельства истцом не оспаривались.

В обоснование иска истец ссылается на незаконность применения к нему избранного вида взыскания, а также нарушение срока наложения дисциплинарного взыскания.

Судом установлено, что при определении меры ответственности Комиссия руководствовалась Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Методическими рекомендациями, изложенными в письме Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения".

Комиссией указано, что допущенные истцом нарушения, в соответствии с Методическими рекомендациями, невозможно отнести к малозначительным и несущественным проступкам. Так как, согласно п.9 Приложения № 3 письма Минтруда России от <дата> № 18-2/10/П-1526, как несущественный проступок расценивается отсутствие сведений о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.

В соответствии с ч. 2 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, комиссией учтены, в том числе, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Согласно п.16 Методических рекомендаций, в качестве отягчающего обстоятельства учтено нарушение истцом требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампании. А именно, наложенное на БВА ранее по приказу № 89-ДВ от <дата> дисциплинарное взыскание в виде «выговора» за предоставление недостоверных сведений о доходах за 2012 год.

Учитывая изложенное, Комиссией рекомендовано Губернатору края применить к БВА меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

Истец был извещен о решении комиссии <дата>. Взыскание было наложено <дата> приказом Администрации Приморского края <номер>-к от 14.03.2017г. Копия приказа вручена БВА <дата>.

Вопреки доводам истца, суд полагает, что при применении в отношении него взыскания ответчиком был учтен характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, объяснения государственного гражданского служащего о причинах, послуживших представлению недостоверных сведений о его доходах и доходах супруги.

Тем самым, примененное к истцу дисциплинарное взыскание является обоснованным и правомерным.

Ссылка истца об отсутствии умысла на сокрытие принадлежащего ему имущества, доходах и расходах его и супруги, не может быть принята во внимание, поскольку мотивы и цель данных проступков не имеют правового значения для наступления ответственности государственного служащего.

Обстоятельства добросовестности исполнения истцом своих обязанностей и его поощрения за добросовестный труд, на которые указывает истец, учтены ответчиком и сами по себе не препятствовали принять решение о применении взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

По смыслу части 2 статьи 59.3 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей являются лишь одним из обстоятельств, подлежащих учету при применении взысканий к государственным гражданским служащим.

При этом, предполагается, что работодатель должен учитывать также данные о допущенных им ранее нарушениях своих обязанностей. Как установлено материалами дела и судом, истцом ранее уже допускалось нарушение, однородное тому, за которое произведено взыскание, оспариваемое им в рамках настоящего дела. Данное обстоятельство обоснованно было учтено при наложении взыскания истцу в качестве нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний, в соответствии с п.16 «г» Методических рекомендаций, изложенных в письме Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения".

Довод истца о том, что ответчиком нарушены сроки применения дисциплинарного взыскания, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.

При этом, взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Из указанной нормы следует, что срок для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности исчисляется с момента поступления информации о совершении им правонарушения, а не с момента представления справок гражданским служащим.

Ссылку истца на нарушение шестимесячного срока применения дисциплинарного взыскания, установленного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", суд признает не состоятельной, поскольку из материалов дела следует, что информация о совершении коррупционного правонарушения поступила Губернатору Приморского края из Доклада директора департамента по профилактике коррупционных и иных Правонарушений Приморского края <дата>. <дата> материалы поступили в Комиссию (л.д.34 том 3). <дата> Комиссия вынесла рекомендацию о применении взыскания, взыскание наложено <дата>. В срок применения взыскания обоснованно не включены периоды с <дата> по <дата> - новогодние каникулы, <дата> – <дата> периоды временной нетрудоспособности истца и нахождения его в отпуске в период с <дата> по <дата> (л.д.л.д.110, 115 том 3).

Таким образом, взыскание применено в пределах шестимесячного срока применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения ответчиком.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает законных оснований для признания незаконным решения Комиссии в части рекомендации Губернатору Приморского края применения к гражданскому служащему БВА взыскания в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии», приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда.

По изложенному, иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования БВА к Администрации Приморского края о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районной суд г. Владивостока в течение месяца, исчисляя срок с 30.06.2017.

Судья                             О.А. Самусенко