Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1609/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 года г.Владивосток
Советский районный суд города Владивостока в составе председательствующего судьи О.А. Самусенко, при секретаре БАЕ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БВА к Администрации Приморского края о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
БВА обратился в суд с названным иском к ответчику.
В обоснование иска истец указал, что проходит государственную гражданскую службу в должности начальника жилищного отдела Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Приказом № <номер> от <дата> истец был переведен на должность заместителя директора Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Письмом <номер> от <дата> истец был уведомлен о том, что на основании приказа Губернатора Приморского края от <дата> № 137 в отношении БВА начата проверка достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период и два года, предшествующие отчетному периоду (2013, 2014, 2015 годы).
Комиссией установлено, что сведения, представленные истцом, за отчетные периоды 2013-2015 годов являются неполными и недостоверными, в связи с чем, Губернатору Приморского края было рекомендовано применить к истцу конкретную меру ответственности в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии».
Приказом Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к за предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2013-2015 годов, выразившееся в нарушении требований статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии со статьями 59.1, 59.3 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истец был предупрежден о неполном должностном соответствии.
С решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и урегулированию конфликта интересов (протокол от 15.12.2016г. <номер>) и с приказом Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии БВА не согласен.
Полагает, что при решении вопроса применении к нему конкретной меры юридической ответственности и определении вида взыскания и степени его строгости Комиссией необоснованно было установлено и применено отягчающее обстоятельство – факт привлечения истца к дисциплинарной ответственности в 2014 году за не предоставление неполных сведений о доходах за отчетный период 2012 года.
Также считает, что не были в полной мере учтены характер и тяжесть допущенных нарушений, обстоятельства, при которых они были совершены, соблюдение иных запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей, достигнутые результаты в работе, оказание БВА максимального содействия мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.
Кроме того, истец полагает, что дисциплинарное взыскание было применено к нему за пределами установленного законом шестимесячного срока со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
На основании изложенного истец просит суд:
признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и урегулированию конфликта интересов (протокол от 15.12. 2016г. <номер>) в части рекомендации Губернатору Приморского края применения к гражданскому служащему БВА взыскания в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии».
признать незаконным приказ Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к о наложении дисциплинарного взыскания на В.А. Б.
Взыскать с Администрации Приморского края в пользу В.А. Б компенсацию морального вреда в размере 45 000 рублей, судебные расходы в сумме 7 000 рублей за оказание юридической помощи.
В судебное заседание явились: истец, представитель истца, представитель ответчика.
Истец и его представитель, настаивают на удовлетворении требований искового заявления, по доводам, изложенным в нем и дополнительных письменных объяснениях. Не оспаривая факта совершения правонарушения, считают, что порядок и срок применения взыскания были нарушены(л.д.98-103 том 3).
Представитель ответчика иск оспорил по доводам письменного отзыва, ссылаясь на то, что срок применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения был соблюден, как и соблюдена процедура наложения взыскания (л.д.104-107 т.3).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что <дата> Представитель нанимателя в лице первого вице-губернатора Приморского края, действующий на основании распоряжения Губернатора Приморского края от <дата> № 137-рг «О возложении некоторых полномочий представителя нанимателя» с одной стороны, и гражданин Российской Федерации (государственный гражданский служащий Приморского края) БВА (гражданский служащий) с другой стороны, заключили на основе приказа Губернатора Приморского края от <дата> № 128-л служебный контракт № 1917 и дополнительное соглашение к нему, согласно которым, гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Приморского края, а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Приморского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, о государственной гражданской службе Приморского края (л.д.9-13 т.1).
Приказом № 138-л от <дата> БВА был переведен на должность заместителя директора департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в которой состоит по настоящее время (л.д.15 т.1).
Письмом <номер> от <дата> Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений ПК, БВА был уведомлен о том, что на основании приказа Губернатора Приморского края от <дата> № 137 в отношении него начата проверка достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период и два года, предшествующие отчетному периоду (2013, 2014, 2015 годы) (л.д.33,34 том 1 ).
Согласно выписке из протокола от <дата> № 10, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и урегулированию конфликта интересов установлено, что сведения, представленные БВА за отчетные периоды 2013-2015 годов являются неполными и недостоверными, в связи с чем, Губернатору Приморского края было рекомендовано применить к истцу конкретную меру ответственности в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии» (л.д.17-31 т.1).
Приказом Администрации Приморского края от 14.03.2017г. <номер>-к за предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2013-2015годов, выразившееся в нарушении требований статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», статьи 20 Федерального закона от <дата> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии со статьями 59.1, 59.3 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» БВА был предупрежден о неполном должностном соответствии. С данным приказом БВА был ознакомлен <дата>, о чем имеется отметка (л.д.32 т.1).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одной из мер профилактики коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности. В целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, установлены определенные запреты и обязанности, в том числе обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и обязанность представлять сведения о своих расходах, а также установлено, что неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.
В силу требований п. п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий должен исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих.
Согласно ст. 59.1. Федерального закона 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
В соответствии с частям 1 и 2 ст. 59.3 Федерального закона 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 2 ст. 12 Закона Приморского края от 07.06.2012 № 51-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края» гражданский служащий Приморского края, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, утвержденный Губернатором Приморского края, обязан ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Вышеназванный Перечень должностей утвержден постановлением Губернатора Приморского края от 01.09.2009 № 60-пг.
В соответствии с п.п. «б» и. 4.1 Перечня должностей, Реестром должностей государственной гражданской службы Приморского края, к таковой должности относится должность заместителя директора департамента.
Пунктами 3, 5 Положения о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. постановлением Губернатора Приморского края от 28.01.2010 № 2-пг) устанавливается, что государственные гражданские служащие, замещающие должности, включенные в Перечень должностей согласно постановлению № 60-пг, обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах, о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (далее сведения о доходах).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Как следует из материалов дела <дата> на основании служебной записки директора департамента по профилактике коррупционных и иных Правонарушений Приморского края приказом Губернатора края № 137 начата проверка достоверности сведений о доходах, представленных истцом за 2013-2015 годы (л.д.154,155 т.1).
Проверка проводилась департаментом по профилактике коррупционных правонарушений па основании Положения о департаменте, утвержденном постановлением Администрации Приморского края от <дата> № 426-па, в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Приморского края от <дата> № 47-пг.
<дата> исх. 64/1596 БВА был уведомлен о начале проверки, у него запрошены пояснения.
В ходе проведения проверки сделаны запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По результатам проверки Губернатору Приморского края <дата> представлен доклад, согласно которому департаментом установлено, что БВА в представленных справках о доходах на себя и свою супругу БИА за 2013, 2014, 2015 годы отразил неполные и недостоверные сведения, а именно:
не отразил сведения о доходах, полученных от вкладов, о доходе в виде компенсации части родительской платы за посещение ребенком детского сада; не отражены сведения о 9 банковских счетах, открытых в ПАО СКБ «ПримСоцБанк», ПАО «Сбербанк», ПАО «Дальневосточный банк», ПАО «ВТБ 24» на общую сумму 2248,45, в том числе начисленные проценты за три года 29,52 рублей; за отчетный период 2013 года не отражены реквизиты учредительного договора, являющегося основанием для приобретения доли участия в ООО «Полиглот»; за 2014 год не отражены сведения об объекте незавершенного строительства; за 2014-2015 не отражены сведения о поступлении денежных средств на счет супруги, открытый 23.02.2012(л.д.17-31 том 1) (л.д.25 том3).
В соответствии с пунктом 20 постановления № 47-пг, Губернатору было предложено представить материалы проверки в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия).
По решению Губернатора от <дата>, материалы были направлены в Комиссию, деятельность которой регулируется постановлением Администрации Приморского края от <дата> № 327-па.
<дата> Комиссией рассмотрены материалы проверки, пояснения, дополнительно данные БВА <дата>, приложенные к ним документы.
Согласно выписке из протокола заседания от <дата> № 10 Комиссиейустановлено, что истец в представленных справках о доходах на себя и своюсупругу БНВ отразил неполные и недостоверные сведения(л.д.17-30 том1).
При этом, в материалы проверки представлены документы, подтверждающие основания перевода денежных средств в 2014-2015 годах на счета, запрошены необходимые сведения.
Оценивая представленные доказательства, суд считает установленными обстоятельства представления истцом неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 - 2015 годы.
Данные обстоятельства истцом не оспаривались.
В обоснование иска истец ссылается на незаконность применения к нему избранного вида взыскания, а также нарушение срока наложения дисциплинарного взыскания.
Судом установлено, что при определении меры ответственности Комиссия руководствовалась Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Методическими рекомендациями, изложенными в письме Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения".
Комиссией указано, что допущенные истцом нарушения, в соответствии с Методическими рекомендациями, невозможно отнести к малозначительным и несущественным проступкам. Так как, согласно п.9 Приложения № 3 письма Минтруда России от <дата> № 18-2/10/П-1526, как несущественный проступок расценивается отсутствие сведений о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.
В соответствии с ч. 2 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, комиссией учтены, в том числе, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Согласно п.16 Методических рекомендаций, в качестве отягчающего обстоятельства учтено нарушение истцом требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампании. А именно, наложенное на БВА ранее по приказу № 89-ДВ от <дата> дисциплинарное взыскание в виде «выговора» за предоставление недостоверных сведений о доходах за 2012 год.
Учитывая изложенное, Комиссией рекомендовано Губернатору края применить к БВА меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Истец был извещен о решении комиссии <дата>. Взыскание было наложено <дата> приказом Администрации Приморского края <номер>-к от 14.03.2017г. Копия приказа вручена БВА <дата>.
Вопреки доводам истца, суд полагает, что при применении в отношении него взыскания ответчиком был учтен характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, объяснения государственного гражданского служащего о причинах, послуживших представлению недостоверных сведений о его доходах и доходах супруги.
Тем самым, примененное к истцу дисциплинарное взыскание является обоснованным и правомерным.
Ссылка истца об отсутствии умысла на сокрытие принадлежащего ему имущества, доходах и расходах его и супруги, не может быть принята во внимание, поскольку мотивы и цель данных проступков не имеют правового значения для наступления ответственности государственного служащего.
Обстоятельства добросовестности исполнения истцом своих обязанностей и его поощрения за добросовестный труд, на которые указывает истец, учтены ответчиком и сами по себе не препятствовали принять решение о применении взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
По смыслу части 2 статьи 59.3 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей являются лишь одним из обстоятельств, подлежащих учету при применении взысканий к государственным гражданским служащим.
При этом, предполагается, что работодатель должен учитывать также данные о допущенных им ранее нарушениях своих обязанностей. Как установлено материалами дела и судом, истцом ранее уже допускалось нарушение, однородное тому, за которое произведено взыскание, оспариваемое им в рамках настоящего дела. Данное обстоятельство обоснованно было учтено при наложении взыскания истцу в качестве нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний, в соответствии с п.16 «г» Методических рекомендаций, изложенных в письме Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения".
Довод истца о том, что ответчиком нарушены сроки применения дисциплинарного взыскания, суд находит необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
При этом, взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Из указанной нормы следует, что срок для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности исчисляется с момента поступления информации о совершении им правонарушения, а не с момента представления справок гражданским служащим.
Ссылку истца на нарушение шестимесячного срока применения дисциплинарного взыскания, установленного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", суд признает не состоятельной, поскольку из материалов дела следует, что информация о совершении коррупционного правонарушения поступила Губернатору Приморского края из Доклада директора департамента по профилактике коррупционных и иных Правонарушений Приморского края <дата>. <дата> материалы поступили в Комиссию (л.д.34 том 3). <дата> Комиссия вынесла рекомендацию о применении взыскания, взыскание наложено <дата>. В срок применения взыскания обоснованно не включены периоды с <дата> по <дата> - новогодние каникулы, <дата> – <дата> периоды временной нетрудоспособности истца и нахождения его в отпуске в период с <дата> по <дата> (л.д.л.д.110, 115 том 3).
Таким образом, взыскание применено в пределах шестимесячного срока применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения ответчиком.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает законных оснований для признания незаконным решения Комиссии в части рекомендации Губернатору Приморского края применения к гражданскому служащему БВА взыскания в виде «предупреждения о неполном должностном соответствии», приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда.
По изложенному, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования БВА к Администрации Приморского края о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районной суд г. Владивостока в течение месяца, исчисляя срок с 30.06.2017.
Судья О.А. Самусенко