Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
К делу № 2-1296-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ростов-на-Дону 17 апреля 2017 года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М. В.
При секретаре Андриевской К. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриненко ТА к ГУ МВД России по РО об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца
УСТАНОВИЛ:
Истец Гриненко Т.А. обратилась в суд с требованиями об установлении факта нахождения на иждивении супруга Гриненко О.И., и признании права на пенсию по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований истец указала, что до ДД.ММ.ГГГГ я состояла в зарегистрированном браке с Гриненко ОИ, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака. ДД.ММ.ГГГГ ее муж умер, что также подтверждается свидетельством о смерти.
На момент своей смерти ее муж Гриненко ОИ являлся пенсионером МВД и получал пенсию в размере 12752,76 рублей. В свою очередь на момент смерти мужа она также являлась пенсионером по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ и получала пенсию в размере 8 488 рублей.
Таким образом, ее муж являлся пенсионером МВД и получал пенсию существенно больше, чем получала она, и его пенсия являлась постоянным и основным источником их существования. Исходя из необходимых ежемесячных расходов на оплату коммунальных платежей, и иных расходов, получаемая от супруга помощь являлась для истца существенной, а со смертью мужа она этой помощи лишилась. Непосредственно доход умершего мужа существенно превышал ее доход. В течение всего периода брака, вплоть до самой смерти мужа, они проживали с ним вместе, вели общее хозяйство, имели совместный бюджет, который тратили на нужды семьи.
Установление факта нахождения на иждивении у умершего мужа необходимо для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ МВД РФ по РО Центр финансового обеспечения Отдел пенсионного обслуживания с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца.
Ответом ей было разъяснено, что в соответствии со ст. 29 ФЗ 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу внутренних дел и их семей» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших сотрудников внутренних дел, в том числе сотрудников, на день смерти являвшихся пенсионерами МВД, состоявшие на их иждивении. Также было рекомендовано обратиться в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга. В этом случае ей будет назначена пенсия по утере кормильца.
Со ссылкой на положения Закона РФ от 12.09.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» просит суд установить факт нахождения Гриненко Т.А. на иждивении супруга Гриненко ОИ, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Истец Гриненко Т.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, в полном объем, просила удовлетворить требования, пояснила, что до настоящего времени является получателем страховой пенсии по старости, выплата указанной пенсии ей не прекращена.
Представитель ответчика ГУ МВД России по РО в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражала, поддержала письменный отзыв на иск.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о браке № от ДД.ММ.ГГГГ, Гриненко О.И. заключил брак с Литвиновой Т.А.
После заключении брака Литвинова Т.А. изменила фамилию на «Гриненко».
Согласно свидетельства о смерти № ДД.ММ.ГГГГ, Гриненко О.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Гриненко Т.А. обратилась с заявлением в суд об установлении факта нахождения на иждивении Гриненко О.И. со ссылкой на то обстоятельство, что содержание, оказываемое Гриненко О.И. было для нее основным источником к существованию, поскольку не работала, а при выходе на пенсию ее личный доход являлся минимальным, пояснила, что установление указанного факта, имеющего юридическое значение, необходимо ей для оформления прав на получение пенсии по потере кормильца.
Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (ч. 1 ст. 264 ГПК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").
По данному делу исходя из целей подачи заявления об установлении юридического факта нахождения на иждивении и с учетом подлежащих применению норм материального права одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение того, была ли материальная помощь, получаемая Панасовой С.Г. от Панасова А.Х. в период их совместного проживания постоянным и основным источником средств к существованию Панасовой С.Г.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 9 от 21 июня 1985 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда (п. 2 ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик), если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в соответствии с которыми находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного.
Судом установлено, что с Гриненко О.И. истец состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ они прожили вместе, вели общий бюджет и совместное хозяйство.
Ее супруг при жизни работал в системе МВД. Согласно справки ОПО ЦФО ГУ МВД России по РО, Гриненко О.И. состоял на учете в ОПО ЦФО НУ МВД России по РО.
Долгое время доход в их семью приносил только супруг. Впоследствии, достигнув пенсионного возраста, истец вышла на пенсию, однако пенсию получает минимальную (размер составляет 8488 рублей в месяц), которой ей недостаточно для нормального существования. Поэтому и после выхода мужа на пенсию, его доход (пенсия) оставался основным и постоянным источником средств к существованию, так как пенсия супруга составляла в среднем 11814 рублей 44 копейки ( за период ДД.ММ.ГГГГ. Гриненко О.И. получено 177 216 рублей 55 копеек.
Кроме того, после выхода не пенсию, Гриненко О.И. продолжал работать в ПАО «Сбербанк России», согласки справок формы 2НДФЛ его доход за период ДД.ММ.ГГГГ составил с учетом налога 1386319 рублей 85 копеек.
Таким образом, материальная помощь, получаемая ей от ее супруга, по объему значительно превышала ее собственные доходы.
После смерти мужа истец обратилась в ОПО ЦФО ГУ МВД России по РО с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, на что получила ответ о необходимости подтвердить факт нахождения ее на иждивении ее супруга на момент его смерти решением суда.
Таким образом, давая оценку имеющемуся размеру доходов и расходов Гриненко Т.А. и Гриненко О.И. суд приходит к выводу, что доход Гриненко О.И. носил значительный характер, тогда как доход заявителя Гриненко Т.А. составляет незначительный размер при условии отсутствия других источников дохода и значительных расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг.
Доказательств обратного ответчиком в порядке ст. 56,57 ГПК РФ суду не представлено.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Учитывая изложенное, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нахождения Гриненко Т.А.. на иждивении Гриненко О.И., поскольку материальная помощь, получаемая истцом от супруга в период их совместного проживания на протяжении в течение нескольких лет до смерти Гриненко О.И., являлась постоянным и основным источником средств к существованию Гриненко Т.А..
При этом, определяя природу источников средств к существованию заявителя и их характера (постоянный, основной, дополнительный), суд пришел к выводу, что пенсия, получаемая Гриненко Т.А. носила характер дополнительного источника дохода, поскольку необходимые для существования человека предметы быта, одежда, необходимые для поддержания здоровья лекарства, коммунальные услуги, а также продукты питания оплачивались Гриненко О.И..
Указанное достоверно подтверждается как объяснениями самого заявителя, так и письменными доказательствами( квитанции по оплате коммунальных услуг, копия трудовой книжки истца).
Суд учитывает, что само по себе наличие у нетрудоспособного лица, каковым является Гриненко Т.А. (пенсионер по старости), получающего материальную помощь от другого лица, иного дохода (пенсии) не исключает возможности признания его находящимся на иждивении.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, требования Гриненко Т.А. в части установления факта нахождения на иждивении подлежат удовлетворению.
В части требований о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей устанавливаются Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;
в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Согласно статье 29 названного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении. Исходя из того что нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица пункт "б" части третьей данной статьи признает, в частности, супруга, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего ( умершего) военнослужащего.
Согласно ст. 31 Закона члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
В данной норме указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи умершего гражданина, проходившего военную или правоохранительную службу, а также пенсионера из числа граждан, уволенных с военной или правоохранительной службы, считаются состоявшими на иждивении умершего кормильца:
а) первое условие: полное содержание умершим кормильцем членов семьи. Под полным содержанием членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи должны получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств для их существования;
б) второе условие: помощь умершего кормильца членам семьи являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю), а именно регулярной. Из действий умершего кормильца должны прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи, и фактическое оказание такой помощи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.).
Для признания помощи кормильца основным источником средств к существованию она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Помощь кормильца должна была составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Члены семьи должны получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств их существования.
В то же время следует отметить, что истец не имеет право на получении одновременно двух пенсий : на основании Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" и на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 годаИ 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Таким образом, право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 возникает только в случае прекращения выплаты страховой пенсии по старости.
На момент рассмотрения спора по существу истцом не представлено доказательств прекращения выплат пенсии по старости, из объяснений истца следует о том, что с соответствующим заявлением в пенсионный орган она не обращалась, соответственно, решения о прекращения выплаты страховой пенсии по старости компетентным органом не принималось, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, исходя из отсутствия у истца права на получение одновременно двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по потере кормильца, что не исключает в будущем для истца после прекращения пенсии по старости обратиться к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
Исковые требования Гриненко ТА - удовлетворить частично.
Установить факт нахождения Гриненко ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении супруга - Гриненко ФИО16, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковые требования Гриненко ФИО17 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: