Решение суда об отмене решения и обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях № 2-3961/2017 ~ М-3193/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

2-3961/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2017 года

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Гелета А.А.,

при секретаре Трифоновой К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оськова А. А.ича к ФГКУ ЮРУЖО Министерства обороны РФ об отмене решения и обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Оськов А.А. обратился в суд с иском к ФГКУ ЮРУЖО Министерства обороны РФ об отмене решения и обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что решением ответчика № 73 от 11.05.2017 года истцу отказано в приеме на учет нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, считает, что имеются основания для постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении. Истец проходил военную службу по контракту в войсковой части 15644 в <...>. Первый контракт заключил 14.10.1994 года. Продолжительность военной службы составляет 20 лет 04 месяца. Еще проходя военную службу в войсковой части 15644 в <...> истец обратился в ФГКУ «Югрегионжилье» с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в <...>. При этом им были предоставлены и в настоящее время находятся в жилищном деле все необходимые документы.

13.01.2014 года своим решением ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ, не отрицая что ему положено жилье, вместе с тем отказало в принятии на учет нуждающихся в жилье именно по избранному месту жительства в <...>. В связи с этим истец обратился к ответчику с заявлением об изменении места обеспечения жильем, а именно не по избранному месту жительства, а по месту его службы в <...>, что предусмотрено законом. Однако ему было отказано в связи с тем, что на дату подачи заявления 28 марта 2017 года он утратил статус военнослужащего. Считает решение ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ № 73 от 11.05.2017 года не законным и необоснованным.

На основании изложенного, истец просил суд обязать ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Представитель истца по доверенности в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из анализа положений ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 6 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Судом установлено, что с 15.11.1992 года истец был призван на военную службу по призыву в войсковую часть № 54801 и с 13.10.1994 года проходил военную службу по контракту в войсковой части №, где занимал должность сначала «командир расчета», затем «начальник расчета».

13.10.2013 года исключен из списков личного состава ниц (ИМО и ИО) войсковой части № 15644 в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и приказом ВРИО Министра обороны РФ №477 от 12 октября 2013 года уволен с военной службы с зачислением в ЗАПАС по истечении срока военной службы по контракту (подпункт «б» пункта 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Выслуга лет в Вооруженных силах составляет 20 лет 04 месяца.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в период прохождения военной службы истец и члены его семьи жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивались.

Судом установлено, что в 2013 году истец обратился в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по выбранному месту жительства в <...>.

В соответствии с уведомлением ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ от 29.11.2013 года Оськову А.А. было рекомендовано предоставить заявление с изменением избранного места жительства на место прохождения военной службы.

Заявление об изменении места обеспечения жильем не поступало.

Решением ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 13.01.2014 года № 13 истцу в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано в виду того, что военнослужащий проходил военную службу в в/ч 15644 (<...>), заключил первый контракт 14.10.1994 года, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении на 06.09.2013 года составляет 20 лет 04 месяца. Избранное место жительства <...>. Согласно представленной справке № 1666 от 05.04.2013 года военнослужащий подлежит увольнению по окончании срока контракта.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим- гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членами их семей, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно. на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащему было направлено уведомление исх. № ЮЖ/02/32182 от 29.11.2013 года с разъяснениями и предложением изменить избранное им место жительства (<...>) на место прохождения военной службы. Заявление не поступило. Таким образом, основания постановки старшего сержанта Оськова А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства – <...> отсутствуют.

Не согласившись с данным решением, Оськов А.А. обратился в суд с иском о признании решения ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ № 13 от 13.01.2014 года незаконным и обязании принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма в <...>.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.04.2014 года исковые требования Оськов А.А. к ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ о признании решения ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ № 13 от 13.01.2014 года незаконным и обязании принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма в <...> удовлетоврены. Суд постановил обязать ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ включить Оськова А.А. с составом семьи: супругой фио3, дочерью фио2, ... г. г.р., сыном фио1, ... г. г.р., дочерью фио, ... г. г.р. в единый реестр нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по избранному месту жительства в <...>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.08.2014 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.04.2014 года отменено, постановлено новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований Оськова А.А. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным решения № 13 от 13.01.2014 года, обязании признать нуждающимся в получении жилого помещения и поставить на учет предоставления жилых помещений по договору социального найма в <...> отказано.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В соответствии с пунктом 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы (абзац 2 пункта 1 статьи 15).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях, в том числе: защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает некоторые ограничения общегражданских прав и свобод военнослужащих. Так, согласно п. 1 ст. 6 названного Закона право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Из пункта 3 ст. 6 следует, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве при увольнении с военной службы, то есть в период военной службы данное право ограничивается.

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договор социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.

В силу пункта 13 статьи 15 Закона военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством. Данный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих граждан, увольняемых с военной службы по указанным основаниям, чья общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более.

Пункт 14 статьи 15 Закона устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

При рассмотрении дела судом установлено, что Оськов А.А. не являлся военнослужащим, который обеспечивается на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, нуждающимся по основаниям ст. 51 ЖК РФ не признан, на момент подачи заявления выслуга составляла менее 20 лет, уволен в запас Вооруженных сил Российской Федерации по истечении срока контракта, исходя из положений п.14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", оснований для приобретения им права по обеспечению жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства не имеется.

Принимая во внимание, что Оськов А.А. впервые заключил контракт о прохождении военной службы 13 октября 1994 года, то в соответствии с абз 3. п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, которым и совместно проживающим с ними членам семьи на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

28.03.2017 года Оськов А.А. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ. А также с заявлением от 07.04.2017 года о принятии в его учетное дело заявления, где он указывает избранное место жительства место прохождения службы <...>.

Решением ответчика № 11.05.2017 года № 73 Оськову А.А. отказано, так как на дату подачи заявления 28.03.2017 года он утратил статус военослужащего и не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Согласно ч. 6 ст. 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

Системный анализ законодательных актов показывает, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, а также обеспечение их жилыми помещениями до 01 января 2005 года осуществлялись органами местного самоуправления на основании решений жилищных комиссий воинских частей, в которых военнослужащие проходили службу, а также КЭЧ, которые вели учет в пределах своего района.

Таким образом, истцом не представлены суду документы, свидетельствующие о том, что на момент увольнения он был признан нуждающимся в получении жилого помещения. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.08.2014 года в удовлетворении исковых требований Оськову А.А. о признании незаконным решения ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ № 13 от 13.01.2014 года, обязании признать нуждающимся в полуучении жилого помещения и поставить на учет предоставления жилых помещений оп договору социального найма в <...> отказано.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В силу п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Оськов А.А. с 13 октября 2013 года был исключен из списка личного состава части, всех видов обеспечения, следовательно в соответствии в вышеуказанными нормами с даты исключения из списка личного состава части Оськов А.А. утратил статус военнослужащего.

Таким образом, на момент обращения в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением в 2017 году о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Оськов А.А. утратил статус военнослужащего.

При таком положении с учетом того, что нормы ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации распространяются на военнослужащих, проходящих службу, суд приходит к выводу, что на момент обращения в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о постановке нуждающихся в жилых помещениях Оськов А.А. не имел права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства Обороны, в связи с чем у суда не имеется оснований для признания незаконным решения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 11.05.2017 года, принятого по обращению заявителя.

В судебном заседании установлено, в период прохождения военной службы Оськов А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях не ставился, на момент увольнения в списках очередников на получение жилого помещения по договору социального найма не состоял.

Доводы истца относительно того, что в силу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" истец в настоящее время наделен правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

С учетом положений приведенной правовой нормы Оськов А.А., будучи не обеспеченным жилым помещением по последнему месту службы, должен был на момент увольнения состоять в списке очередников на получение жилого помещения, и только в этом случае истец подлежал бы обеспечению жилым помещением в установленном Законом порядке. Поскольку данные обстоятельства судом в ходе рассмотрения дела не были установлены, то указанные доводы истца не могут быть приняты судом во внимание.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в период прохождения военной службы Оськов А.А. на момент увольнения в списках очередников на получение жилого помещения по договору социального найма не состоял, на момент обращения в ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Оськов А.А. утратил статус военнослужащего, суд не усматривает оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Оськовым А.А. исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Оськова А. А.ича к ФГКУ ЮРУЖО Министерства обороны РФ об отмене решения и обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.07.2017 года

Суд