Решение суда об отказе во включении истца в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда» № 2-2994/2017 ~ М-1583/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2017 дело № 2-2994/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург

25 мая 2017 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Мартыновой Я.Н.,

при секретаре Худяковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зезюля А.Н. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе во включении истца в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Зезюля А.Н. предъявил иск к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга о признании незаконным решения ответчика об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование иска указано, что <данные изъяты> истец обратился с заявлением в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга о присвоении звания «Ветеран труда». Однако Управлением социальной политики по Чкаловскому району города Екатеринбурга за подписью И.о. начальника управления A.Л. Кряжевских в извещении от <данные изъяты> в просьбе Зезюля А.Н. включить истца в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда» отказано. В извещении указано, что отказ связан с тем, что медаль МВД России «За отличие в службе» 2,3 степени не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда»; трудовой (страховой) стаж истца составляет менее <данные изъяты>. Зезюля А.Н. считает отказ ТОИОГВ СО УСП МСП Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга незаконным, нарушающим ее право на присвоение статуса «Ветеран труда». Порядок награждения истца ведомственным знаком отличия в службе полностью соблюден. <данные изъяты> приказом № <данные изъяты> Среднеуральского Управления внутренних дел на транспорте МВД РФ, в соответствии с законом РФ «О милиции» истец был уволен с выходом на пенсию по выслуге лет. Согласно данному приказу выслуга лет по состоянию на <данные изъяты> составляла в льготном исчислении <данные изъяты>. Общий трудовой стаж истца составляет более <данные изъяты>.

Истцом были уточнены исковые требования, окончательно истцом поддержаны требования к ответчику о признании незаконным решения ответчика по включению истца в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда».

В судебном заседании истец доводы искового заявления поддержал.

Представитель ответчика Управления социальной политики Чкаловского района г. Екатеринбурга Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Заколюкин Д.С. в судебном заседании исковые требования не признал. Объяснил, что награждение истца ведомственными медалями МВД России "За отличие в службе" 2, 3 степени, не может служить основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда", поскольку МВД России является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная (приравненная) к ней служба, что в силу положений Указа Губернатора Свердловской области от <данные изъяты> (в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 № 280-УГ), исключает возможность предоставления Зезюля А.Н. гарантии социальной защиты.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики по Свердловской области Сигова А.О., Бакунина Р.Р. объяснили, что, поскольку медаль «За отличие в службе» учреждена МВД России (приказ от 31.10.2012 № 989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации»), данный ведомственный знак отличия в соответствии с положениям и Указа Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ не может учитываться при присвоении звания «Ветеран труда» и, следовательно, отсутствуют основания для включения Зезюля А.Н. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по делу в совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее Положение).

В соответствии с п.п. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 № 280-УГ) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области, в частности лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В соответствии с п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с п.п. 1 ч. 1 п. 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на <данные изъяты> награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято: Президентом Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; руководителями федеральных органов исполнительной власти; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации; Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1., п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, к ведению субъектов РФ относится только установление порядка и условий присвоения статуса «Ветеран труда».

К ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее <данные изъяты> в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется указанными органами, организациями.

При этом не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции", знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии, юбилейные и памятные знаки, значки, медали.

В соответствии с п. 13 Положения, ответственность за правомерность присвоения звания "Ветеран труда" возлагается на руководителей территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, приведен в приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317.

В указанный перечень входит и Министерство внутренних дел.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Из содержания перечисленных выше положений следует, что Министерство внутренних дел является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение службы, приравненной к военной.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Зезюля А.Н.. проходил службу в органах внутренних дел, <данные изъяты> приказом № <данные изъяты> Среднеуральского Управления внутренних дел на транспорте МВД РФ в соответствии с законом РФ «О милиции» истец был уволен с выходом на пенсию по выслуге лет. Согласно данному приказу выслуга лет по состоянию на <данные изъяты> составляла в льготном исчислении <данные изъяты>.

В период прохождения службы в органах внутренних дел приказом начальника Среднеуральского УВДТ от 06<данные изъяты> № <данные изъяты> награжден медалями "За отличие в службе" 2, 3 степени.

<данные изъяты> обратился в ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга с заявлением о включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".

Решением ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга № <данные изъяты> от <данные изъяты> истцу отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.

Такие акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, определен круг лиц, являющихся ветеранами труда (п. 1 ст. 7).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области.

Указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ в указанный выше нормативный правовой акт внесены изменения, а именно п. 6 Положения дополнен формулировкой о том, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.

Настоящий Указ, вступивший в законную силу 01.01.2016 и не признанный в установленном порядке противоречащим федеральному законодательству, принят компетентным органом, в пределах предоставленных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий.

Внося соответствующее изменение в Положение субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые не могут быть признаны таковыми.

Поскольку порядок присвоения звания "Ветеран труда" носит заявительный характер, то обращение истца в ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга после вступления Указа Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ в законную силу, исходя из фактических обстоятельств дела, исключает возможность получения Зезюля А.Н. гарантии социальной защиты.

Таким образом, действиями ответчика не допущено нарушений прав истца при рассмотрении вопроса о включении истца в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку соответствующее заявление Зезюля А.Н. рассмотрено с учетом действующего в тот момент правового регулирования.

Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Зезюля А.Н. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе во включении истца в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда» у суда не имеется.

Поскольку основное требование истца оставлено без удовлетворения, производные требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Зезюля А.Н. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе во включении истца в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда»,- оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>