Решение суда об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по постановке на учет № 2-2069/2017 ~ М-1847/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

К делу 2-2069-2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2017 года город Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М.В.,

при секретаре Акиньшине Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубова АИ к ГУФСИН России по Ростовской области, о признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по постановке на учет

УСТАНОВИЛ:

Истец Зубов А.И. обратился в суд с исковым заявлением, свои требования мотивировал тем, что он является капитаном внутренней службы - начальником сборного отделения дежурной службы ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Ростовской области.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012. №283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", им было подано заявление на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ГУФСИН России по РО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения | Приложение №1) ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 №283-Ф3 поскольку, он является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 30.12.2012 №283-Ф3 ст. 1 п. 2 - Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них Постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент истец проживает в арендованной квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается договором найма. ^(Приложение №). Собственником данной квартиры является Череватенко ПВ, что подтверждается свидетельством ГРП (Приложение №). Совместно со мной проживает моя супруга Зубова (Алимова, Леппик) АН (Приложение №).

Поскольку собственного жилья не имеет, он и его супруга временно зарегистрированы в квартире по адресу <адрес>, (Приложение №) находящейся в собственности у матери истца Зубовой ЛЕ ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством № < Приложение №6), которая ведет отдельное хозяйство, не находится на полном содержании истца, не является иждивенцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет собственные источники средств к существованию(Приложение №7), следовательно, членом семьи истца являться не может, в том числе и, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ.

Более того, сам вывод, указанный в выписке протокола № от ДД.ММ.ГГГГ., противоречит ее тексту, поскольку в преамбуле указано, что состав семьи заявителя - 2 человека: он и его супруга.

Соответственно, положения п.п. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 №283-Ф3 к указанным правоотношениям применяться не могут.

Таким образом, отказ в постановке на учет является незаконным, и, истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании изложенного, просит суд обязать ГУФСИН России по Ростовской области произвести постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Зубова АИ ДД.ММ.ГГГГ г.р. составом семьи 2 человека: Зубов АИ ДД.ММ.ГГГГ г.р. и его супруга - Зубова (Алимова, Леппик) АН ДД.ММ.ГГГГ г.р., признав незаконным отказ в постановке на (учет - протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ГУФСИН России по РО.

Истец Зубов А.И. в судебном заседании не присутствует, извещен, направил своего представителя, ранее представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ГУФСИН России по Ростовской области в судебном заседании иск не признал, просил отказать, полагая отказ комиссии законным.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (пункт 7 статьи 4 Закона).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).

Положениями пункта 1 Правил установлен порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Этим Постановлением Федеральной службе исполнения наказаний России было поручено утвердить в трехмесячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения выплаты (далее - Порядок).

Во исполнение данного поручения такой Порядок был утвержден Приказом Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 29 августа 2013 года N 496, согласно которому соответствующие комиссии по рассмотрению изложенных вопросов формируются как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России (Комиссия ФСИН России), территориальных органов ФСИН России (Территориальные подкомиссии) и образовательных учреждений ФСИН России (Подкомиссии) (п. 7 Порядка).

Впоследствии указанный Порядок, утвержденный Приказом Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 29 августа 2013 года N 496, утратил силу в связи с принятием Порядка, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 16 октября 2014 №550, согласно которому в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются, в том числе, комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ);является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3 членами семьи сотрудника являются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд установил, что проходит службу в должности начальника сборного отделения дежурной службы ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Ростовской области. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012. №283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Зубов А.И. обратился с заявлением на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно выписке из протокола №1 от 03.03.2017г. заседания комиссии ГУФСИН России по РО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Зубову А.И, было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 №283-Ф3 поскольку он является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.

Так, из протокола от ДД.ММ.ГГГГг. (протокол №1) территориальной комиссии ГУФСИН России по Ростовской области следует о том, что заявитель совместно с супругой с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время временно зарегистрированы по мест пребывания г.Новочеркасск, ул.Басманая,11, жилое помещение общей площадью 105 кв.м., принадлежит на праве собственности матери Зубова А.И., количество зарегистрированных 4 человека, обеспеченность жилой площадью составляет 26,3 кв.м.

Полагая свое право нарушенным, настаивая на удовлетворении иска, истец указывает, что он не является членом семьи матери, проживает отдельно по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., факт регистрации по месту жительства не свидетельствует о наличии прав на жилое помещение.

Между тем, суд не может согласиться с указанной позицией истца, исходя при этом из следующего.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 11. Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 105,4 кв.м, принадлежит на праве собственности матери заявителя, свидетельство о государственной регистрации права представлено, зарегистрировано 4 человек, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет по 26,3 кв.м. (105,4 : 4).

Истец и его супруга зарегистрированы по указанному адресы по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ..

Как пояснил представитель истца в судебном заседании, они и фактически проживали вплоть до ДД.ММ.ГГГГ., когда выехали с указанного места жительства, заключив договор найма, и обратился с соответствующим заявлением о постановке на учет уже ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая представленные документы учетного дела, которые и были представлены ГУФСИН России по Ростовской области для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ, сделать однозначный вывод о том, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, и у него отсутствует право пользования таким жилым помещением, не представляется возможным, следовательно, не представилось возможным определить отсутствие нуждаемости, и произвести правильный расчет выплаты.

При этом следует учесть, что сведений об утрате права пользования жилым помещением, принадлежащем на праве собственности матери истца, не было представлено в комиссию ответчика, так и не представлено в суд. Истец был вселен собственником в жилое помещение вместе со своей супругой, проживал длительное время, зарегистрирован там вплоть до настоящего времени, сведений о регистрации по другому месту жительства не имеется. Следовательно, полагать в достаточной степени об отсутствии такого права на жилое помещение, оснований не имеется.

С учетом изложенного, установить нуждаемость, отсутствие обеспеченность заявителя и членов его семьи общей площадью на 1 члена семьи комиссией ГУФСИН России по РО не представлялось возможным.

Таким образом, комиссия ГУФСИН России по РО обоснованно пришла к выводу об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Зубова АИ к ГУФСИН России по Ростовской области, о признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по постановке на учет - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону.

Текст мотивированного решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: