Решение суда об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на учет № 2-6862/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-6862/2017                                

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск                         26 июля 2017 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Шалуповой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> (далее – ГУ ФИО2 по <адрес>), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФИО2) о признании незаконным решения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании бездействия должностных лиц ФИО2, выразившееся в несвоевременном уведомлении о принятом решении по заявлению, незаконным и возложении обязанности по постановке на учет для получение указанной выплаты с даты первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указал, что отвечает критериям для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…». При обращении с полным пакетом документов в ГУ ФИО2 по <адрес> для постановки на учет, подкомиссия ГУ ФИО2 по <адрес> направила представленный пакет документов в ФИО2 для рассмотрения вопроса о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО2 ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает данный отказ не правомерным, не соответствующим нормам закона.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков – ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что решение ФИО2 законно и обоснованно.

Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте его проведения, просила рассмотреть дело без ее участия.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно пп 1,2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (п. 5 Правил N 369).

На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил N 369).

Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от 29 августа 2013 года N 496, соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (п. 7).

Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.

В соответствии с п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3-х месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п. 19 раздел IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России»).

Согласно п. 23 раздела IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России» выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.

Согласно п. п. 10.1 и 10.2 раздела II «Функции и полномочия комиссий» Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, на Территориальную подкомиссию и Подкомиссию возложены функции предварительной проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты и проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.

Из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в ФКУ УК ГУ ФИО2 по <адрес> в должности младшего инспектора 1 категории отделения конвоирования отдела конвоирования, выслуга лет в календарном исчислении на момент подачи заявления составляла более 17 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у Колмаер А.М. возникло право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с наличием общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении.

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Из приведенных норм закона следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.

При этом определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением (рапортом) в ГУ ФИО2 по <адрес> о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369. К данному рапорту были приложены документы в соответствии с законодательством РФ в данной сфере правоотношений документы.

Решением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в постановке заявителя на учет на получение единовременной социальной выплаты отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. А также в рамках рассмотрения п.12 Правил заявитель не предоставил информацию (выписку из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра) на дочь, таким образом, нет возможности установить факт ухудшения жилищных условий членом семьи заявителя.

Из выписки из протокола ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 представлены документы на состав семьи 2 человека: заявитель, супруга – ФИО10 (Бухалова) Т.А. Не представлены документы, позволяющие определить общую площадь и статус жилого помещения по адресу: <адрес>, где заявитель зарегистрирован постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, супруга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно, не представляется возможным определить количество зарегистрированных лиц на данной жилплощади в виду плохой копии документа (домовой книги). По данному адресу представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания, домовая книга, справка о невозможности выдать выписку из домовой книги с отметкой, что лицевые счета не ведутся. Правоустанавливающие документы на данную жилплощадь не представлены.

Не представлены документы, позволяющие определить общую площадь и статус жилого помещения по адресу: <адрес>, где супруга с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована. По данному адресу представлена выписка из похозяйственной книги, справка о невозможности предоставить информацию о наличии финансового лицевого счета ввиду его отсутствия. Правоустанавливающие документы на данную жилплощадь не представлены.

Представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием девичьей фамилии супруги заявителя.

Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации ФИО10 А.М. и члены его семьи не имеют.

Ранее ФИО1 социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.

Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что не является основанием для отказа в принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты отсутствие в представленных истцом в ФИО2 документах выписки из ЕГРП в отношении дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку истец и его дочь совместно не проживают, зарегистрированы по разным адресам, местом жительства дочери является место жительства ее матери- ФИО7, брак с которой расторгнут по решению мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, применительно положений ст. 31, ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации членом семьи ФИО1 несовершеннолетняя ФИО6 не является. Кроме того, при обращении с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты ФИО1 дочь в качестве члена своей семьи не указывал.

Поскольку право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при условии его нуждаемости в жилом помещении, при этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи, а оценка нуждаемости сотрудника в жилом помещении осуществляется ФИО2 на основании представляемых сотрудником в ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в целях постановки на учет документов, перечень которых указан в пункте 5 Правил, суд не может согласиться с доводами стороны истца о том, что были представлены все необходимые документы.

В соответствии с указанным пунктом 5 Правил наряду с заявлением сотрудник должен предоставить также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «к»); копию договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма) (подпункт «з»).

Как следует из материалов учетного дела, ФИО1 не представлены документы, позволяющие определить общую площадь и статус жилого помещения по адресу: <адрес>, не представляется возможным определить количество зарегистрированных лиц на данной жилплощади в виду плохой копии документа (домовой книги), не представлены документы, позволяющие определить общую площадь и статус жилого помещения по адресу: <адрес>,. Правоустанавливающие документы на указанные жилплощади не представлены.

Вместе с тем, данные документы имели существенное значение при оценке ФИО2 нуждаемости в жилом помещении, учитывая, что если сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, то данное жилое помещение подлежит учету при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи.

В связи с тем, что истцом не были представлены все необходимые документы, предусмотренные Правилами, ФИО2 правильно пришла к выводу об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку указанная информация должна быть в материалах учетного дела, чтобы определить нуждаемость в жилом помещении и уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Довод ФИО1 о том, что ФИО2 нарушен предусмотренный законом срок направления уведомления о принятом решении об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, на законность принятого ФИО2 решения не влияют и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку обязанность по предоставлению документов возлагается именно на заявителя, именно заявитель несет ответственность за предоставляемый пакет документов или доказательств невозможности получения документов. Кроме того, ФИО1 не лишен права повторно обратиться с заявлением (рапортом), устранив имеющиеся недостатки.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконным решения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке истца на учет для получение указанной выплаты с даты подачи заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В иске ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на учет – отказать.

    На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п      Ю.Н. Резниченко

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

02.08.2017

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Т.С. Шалупова