Решение суда об отказе в перерасчете пенсии, признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом льготного районного коэффициента, обязании установить пенсию за выслугу лет на льготных условиях, произвести перерасчет № 2-2005/2017 ~ М-1056/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-2005/2017 «30» мая 2017 года

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,

при секретаре Светлаковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко В. Г. к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом льготного районного коэффициента, обязании установить пенсию за выслугу лет на льготных условиях, произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Максименко В.Г. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» от 28.11.2016 № 304046 об отказе произвести перерасчет пенсии с учетом льготного районного коэффициента, обязать ответчика отменить принятое решение от 28.11.2016 № 304046, установить пенсию за выслугу лет на льготных условиях с сентября 2007 года, произвести перерасчет пенсии на льготных условиях с учетом ранее выплаченных сумм с сентября 2007 года, произвести выплаты перерасчета пенсии на льготных условиях с учетом ранее выплаченных сумм с сентября 2007 года.

В обоснование иска Максименко В.Г. указал, что проходил действительную военную службу с 14.11.1997 г. по 31.12.1997 г., с 15.08.1984 г. по 31.12.1997 проходил военную службу на различных офицерских должностях в элетромеханической боевой части на атомных подводных лодках в районах Крайнего Севера, выслуга лет военной службы в календарном исчислении составила более 20 лет, в льготном – более 33 лет.

Приказом командира в/ч 20277 в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ № 0417 от 28.12.1997 с 31.12.1997 г. уволен с военной службы в запас по ст. 49 ч. 2 п. «а».

При назначении пенсии за выслугу лет ответчиком назначена пенсия на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, без учета прохождения истцом военной службы в особых условиях, связанных с обслуживанием ядерного реактора на подводной лодке.

Истец указывает на то обстоятельство, что военная служба на АПЛ, на офицерских должностях электромеханической боевой части, сопряжена непосредственно с обслуживание ядерной энергетической установки и относится к разряду работ с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, в связи с чем время прохождения военной службы военнослужащим на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Как указывает истец, в силу ст. 1 ФЗ № 4520 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей. Указанный закон не содержит исключения для военнослужащих.

Указанная категория лиц поименована в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

В связи с чем, истец полагает, что он, прослужив в районах Крайнего Севера более 13 лет на атомной подводной лодке с ядерной энергетической установкой и занимающийся непосредственно обслуживание реактора, уволенный с военной службы, в связи с сокращением ВС РФ, имеет право на льготное пенсионное обеспечение и производства соответствующего перерасчета.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела судебной повесткой, врученной под расписку в получении, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, об отложении судебного заседания. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат город Санкт-Петербурга» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать. Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Суд, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Максименко В.Г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями 31.12.1997 г., с 01.01.1998 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет.

Согласно расчету на пенсию за выслугу лет, послужному списку истца выслуга лет истца в календарном исчислении составила 21 год 1 месяц 17 дней, в выслугу лет в льготном исчислении были засчитаны следующие периоды:

один месяц службы за полтора месяца за службу в отдаленных местностях (в соответствии с п. «г» п. 3 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941) с 31.07.1984 г. по 23.08.1984 г., с 29.10.1993 г. по 05.11.1993 г.,

один месяц службы за два месяца за службу на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, связанных с обращением ядерным топливом и радиоактивными отходами (п. «в» п. 3 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941) с 23.08.1984 г. по 29.10.1993 г., с 05.11.1993 г. по 31.12.1997 г.

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 при наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того же периода службы выслугу исчислять по одному основанию, дающему наибольшую льготу.

Учитывая, что выслуга лет Максименко В.Г. в льготном исчислении составила 33 года, а в календарном исчислении 21 год 1 месяц 17 дней, выслуга лет в льготном исчислении была применена ответчиком при назначении истцу пенсии за выслугу лет, что соответствует положениям, изложенным в п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Период службы истца в районах Крайнего Севера с 31.07.1984 г. по 31.12.1997 г. составляет 13 лет 5 месяцев.

Истец обращался к ответчику с заявлением о проведения перерасчета пенсии с учетом льготного районного коэффициента, на которое в письме от 28.11.2016 г. Максименко В.Г. было сообщено о том, что поскольку его выслуга лет в районах крайнего Севера составляет менее 15 лет, у него отсутствует право на перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента по линии МО РФ.

В Определении от 21 декабря 2004 г. № 396-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно части 1 статьи 1, распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.

Истец к указанной в приведенном выше положении Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (в ч. 1 ст. 1) категории не относится.

Право на перерасчет пенсий с применением районного коэффициента для военнослужащих названный Закон не предусматривает.

Статья 31 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 гарантирует лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет либо проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев по Списку № 1 мужчинам и не менее 5 лет - женщинам назначение и выплату пении с учетом районного коэффициента к заработной плате независим от места проживания и времени обращения за пенсией (Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, эта статья, как и другие, касающиеся пенсионного обеспечения, признаны утратившими силу).

Пенсии таким гражданам (в том числе пенсии по старости в связи с особыми условиями труда) назначались по нормам действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), который увязывал право на пенсионное обеспечение по старости с достижением определенного возраста, как правило, даже при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и наличием установленной продолжительности общего и (или) специального трудового стажа, закреплял определенный порядок исчисления пенсий, включающий ограничение их размеров уровнем трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости, повышения их минимальных и максимальных размеров гражданам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, а также сохранения назначенной с учетом районного коэффициента пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере в случае выезда пенсионера на новое постоянное место жительства.

Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй ст. 1 Закона РФ т 19.02.1993 № 4520-1 гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.

Раздел 6 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1, регламентировавший вопросы пенсионного обеспечения до 01.01.2010, не содержал каких-либо указаний на возможность применения содержащихся в нем норм права, в том числе и статьи 31 к порядку исчисления пенсий лицам, уволенным из Вооруженных Сил РФ.

Из содержания ст.ст. 25-30 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 следовало, что эти нормы распространялись только на лиц, получающих пенсию по старости либо социальную пенсию, в то время как истцу была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении» пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста, их размеры, как правило, выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 3-ФЗ «О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» статья 48 названного Закона Российской Федерации была дополнена частью третьей следующего содержания: пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

В соответствии с действующей редакцией части 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 08.11.2011) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

При таком положении, поскольку истцу пенсия назначена за выслугу лет по Закону от 12.02.1993 № 4468-1, право на начисление пенсии с учетом районного коэффициента у него могло бы возникнуть только в соответствии со ст. 48 данного Закона. Между тем, на истца положения ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не распространяются, поскольку выслуга в районах Крайнего Севера истца составляет менее 15 лет.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 23.06.2005 № 275-О с учетом перечисленных различий пенсий за выслугу лет на военной службе и трудовых пенсий, назначаемых на общих основаниях, установленная в Законах Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дифференциация правил исчисления пенсий с применением районного коэффициента на основании, в том числе, такого критерия, как работа по трудовому договору или военная служба в районах Крайнего Севера, сама по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений ответчиком прав истца на получение гарантированного государством социального обеспечения в размере, установленном законом, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Максименко В. Г. в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2017 года.

Судья