Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-2005/2017 «30» мая 2017 года
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,
при секретаре Светлаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко В. Г. к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом льготного районного коэффициента, обязании установить пенсию за выслугу лет на льготных условиях, произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Максименко В.Г. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» от 28.11.2016 № 304046 об отказе произвести перерасчет пенсии с учетом льготного районного коэффициента, обязать ответчика отменить принятое решение от 28.11.2016 № 304046, установить пенсию за выслугу лет на льготных условиях с сентября 2007 года, произвести перерасчет пенсии на льготных условиях с учетом ранее выплаченных сумм с сентября 2007 года, произвести выплаты перерасчета пенсии на льготных условиях с учетом ранее выплаченных сумм с сентября 2007 года.
В обоснование иска Максименко В.Г. указал, что проходил действительную военную службу с 14.11.1997 г. по 31.12.1997 г., с 15.08.1984 г. по 31.12.1997 проходил военную службу на различных офицерских должностях в элетромеханической боевой части на атомных подводных лодках в районах Крайнего Севера, выслуга лет военной службы в календарном исчислении составила более 20 лет, в льготном – более 33 лет.
Приказом командира в/ч 20277 в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ № 0417 от 28.12.1997 с 31.12.1997 г. уволен с военной службы в запас по ст. 49 ч. 2 п. «а».
При назначении пенсии за выслугу лет ответчиком назначена пенсия на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, без учета прохождения истцом военной службы в особых условиях, связанных с обслуживанием ядерного реактора на подводной лодке.
Истец указывает на то обстоятельство, что военная служба на АПЛ, на офицерских должностях электромеханической боевой части, сопряжена непосредственно с обслуживание ядерной энергетической установки и относится к разряду работ с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, в связи с чем время прохождения военной службы военнослужащим на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Как указывает истец, в силу ст. 1 ФЗ № 4520 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей. Указанный закон не содержит исключения для военнослужащих.
Указанная категория лиц поименована в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
В связи с чем, истец полагает, что он, прослужив в районах Крайнего Севера более 13 лет на атомной подводной лодке с ядерной энергетической установкой и занимающийся непосредственно обслуживание реактора, уволенный с военной службы, в связи с сокращением ВС РФ, имеет право на льготное пенсионное обеспечение и производства соответствующего перерасчета.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела судебной повесткой, врученной под расписку в получении, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, об отложении судебного заседания. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат город Санкт-Петербурга» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать. Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Суд, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Максименко В.Г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями 31.12.1997 г., с 01.01.1998 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет.
Согласно расчету на пенсию за выслугу лет, послужному списку истца выслуга лет истца в календарном исчислении составила 21 год 1 месяц 17 дней, в выслугу лет в льготном исчислении были засчитаны следующие периоды:
один месяц службы за полтора месяца за службу в отдаленных местностях (в соответствии с п. «г» п. 3 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941) с 31.07.1984 г. по 23.08.1984 г., с 29.10.1993 г. по 05.11.1993 г.,
один месяц службы за два месяца за службу на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, связанных с обращением ядерным топливом и радиоактивными отходами (п. «в» п. 3 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941) с 23.08.1984 г. по 29.10.1993 г., с 05.11.1993 г. по 31.12.1997 г.
В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 при наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того же периода службы выслугу исчислять по одному основанию, дающему наибольшую льготу.
Учитывая, что выслуга лет Максименко В.Г. в льготном исчислении составила 33 года, а в календарном исчислении 21 год 1 месяц 17 дней, выслуга лет в льготном исчислении была применена ответчиком при назначении истцу пенсии за выслугу лет, что соответствует положениям, изложенным в п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Период службы истца в районах Крайнего Севера с 31.07.1984 г. по 31.12.1997 г. составляет 13 лет 5 месяцев.
Истец обращался к ответчику с заявлением о проведения перерасчета пенсии с учетом льготного районного коэффициента, на которое в письме от 28.11.2016 г. Максименко В.Г. было сообщено о том, что поскольку его выслуга лет в районах крайнего Севера составляет менее 15 лет, у него отсутствует право на перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента по линии МО РФ.
В Определении от 21 декабря 2004 г. № 396-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно части 1 статьи 1, распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.
Истец к указанной в приведенном выше положении Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (в ч. 1 ст. 1) категории не относится.
Право на перерасчет пенсий с применением районного коэффициента для военнослужащих названный Закон не предусматривает.
Статья 31 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 гарантирует лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет либо проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев по Списку № 1 мужчинам и не менее 5 лет - женщинам назначение и выплату пении с учетом районного коэффициента к заработной плате независим от места проживания и времени обращения за пенсией (Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, эта статья, как и другие, касающиеся пенсионного обеспечения, признаны утратившими силу).
Пенсии таким гражданам (в том числе пенсии по старости в связи с особыми условиями труда) назначались по нормам действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), который увязывал право на пенсионное обеспечение по старости с достижением определенного возраста, как правило, даже при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и наличием установленной продолжительности общего и (или) специального трудового стажа, закреплял определенный порядок исчисления пенсий, включающий ограничение их размеров уровнем трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости, повышения их минимальных и максимальных размеров гражданам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, а также сохранения назначенной с учетом районного коэффициента пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере в случае выезда пенсионера на новое постоянное место жительства.
Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй ст. 1 Закона РФ т 19.02.1993 № 4520-1 гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.
Раздел 6 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1, регламентировавший вопросы пенсионного обеспечения до 01.01.2010, не содержал каких-либо указаний на возможность применения содержащихся в нем норм права, в том числе и статьи 31 к порядку исчисления пенсий лицам, уволенным из Вооруженных Сил РФ.
Из содержания ст.ст. 25-30 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 следовало, что эти нормы распространялись только на лиц, получающих пенсию по старости либо социальную пенсию, в то время как истцу была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении» пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста, их размеры, как правило, выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 3-ФЗ «О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» статья 48 названного Закона Российской Федерации была дополнена частью третьей следующего содержания: пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
В соответствии с действующей редакцией части 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 08.11.2011) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
При таком положении, поскольку истцу пенсия назначена за выслугу лет по Закону от 12.02.1993 № 4468-1, право на начисление пенсии с учетом районного коэффициента у него могло бы возникнуть только в соответствии со ст. 48 данного Закона. Между тем, на истца положения ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не распространяются, поскольку выслуга в районах Крайнего Севера истца составляет менее 15 лет.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 23.06.2005 № 275-О с учетом перечисленных различий пенсий за выслугу лет на военной службе и трудовых пенсий, назначаемых на общих основаниях, установленная в Законах Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дифференциация правил исчисления пенсий с применением районного коэффициента на основании, в том числе, такого критерия, как работа по трудовому договору или военная служба в районах Крайнего Севера, сама по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений ответчиком прав истца на получение гарантированного государством социального обеспечения в размере, установленном законом, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Максименко В. Г. в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2017 года.
Судья