Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2015 года г. Москва
Зюзинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Н.В.Рубцовой
при секретаре К.А.Рожкове
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1165/2015 по иску Конона имя и отчество к военному комиссариату Московской области о признании действий по отказу в возобновлении в выплате пенсии по выслуге лет незаконными и об обязании возобновить выплату пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании действий по отказу в возобновлении пенсии по выслуге лет незаконными и об обязании возобновить выплату пенсии со ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что он был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет составила <данные изъяты> года. С ДД.ММ.ГГГГ он получал пенсию по выслуге лет. Со ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии ему была прекращена, так как он (истец) был осужден приговором суда. В ДД.ММ.ГГГГ он был условно-досрочно освобожден, но выплата пенсии ему возобновлена не была.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик о дате и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в суд не направил, отзыва по иску не представил.
Судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, материалы личного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст. 5 указанного Закона РФ, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии, в том числе, за выслугу лет.
Согласно ст. 43 указанного Закона РФ, одной из составных частей сумм денежного довольствия для исчисления пенсии уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел, является оклад по специальному званию.
Как установлено в судебном заседании, Конон Н.И. проходил военную службу, уволен и исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет при увольнении составила <данные изъяты> года, звание «<данные изъяты>» (л.д.№,№, №).
После этого Конон получал пенсию по выслуге лет (л.д.№), выплата пенсии была прекращена ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день когда вступил в законную силу приговор <данные изъяты> военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Конона Н.И., осужденного в совершении преступлений, предусмотренных ст. <данные изъяты> УК РФ к наказанию в виде <данные изъяты>.
После освобождении из мест лишения свободы, Конон обратился с заявлением о возобновлении выплаты пенсии (л.д.№).
Но ему в этом было отказано с разъяснением прав обратиться с заявлением о восстановлении в воинском звании (л.д.№).
С данным отказом истец не согласен и ссылается на то, что он приговором суда не был лишен звания «<данные изъяты>», государственных наград; при лишении звания он может получать пенсию в звании «<данные изъяты>», что также приведено в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. №184-О.
Суд считает действия военного комиссариата законными, а доводы истца необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и военнослужащих внутренних войск осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Вышеуказанный закон является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Он предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но только при наличии двух обязательных условий: соответствующей выслуге лет и наличии воинского или специального звания.
Согласно ч. 3 ст. 2 указанного выше Закона Российской Федерации, на основаниях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначаются также пенсии бывшим военнослужащим, лишенных в установленном порядке специальных званий. На основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями в Определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 379-О, Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего.
Лишение воинского звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам вышеуказанного Закона РФ, и гражданин в таких случаях не приобретает право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что после лишения истца специального звания за совершенное им, будучи военнослужащим, преступление, он утратил основания для выплаты ему пенсии за выслугу лет.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года N 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.
Однако данная правовая позиция, согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2015 года N 863-О-О, не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе, когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.
В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Из совокупности доказательств по делу, бесспорно, следует, что истец был осужден, в том числе, к лишению специального звания, за совершение им преступления именно в период прохождения им военной службы, то есть до момента назначения ему пенсии.
Тот факт, что приговор в отношении истца состоялся после увольнения истца со службы в вооруженных силах, не имеет правового значения для разрешения данного спора.
Ключевым, существенным и решающим моментом в данном случае является факт совершения истцом преступления, за которое он был лишен приговором суда специального звания.
Однако истец не лишен гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку пенсионное обеспечение истца может быть осуществлено по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суд не находит требований истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Конона имя и отчество к военному комиссариату Московской области о признании действий по отказу в возобновлении вы выплате пенсии по выслуге лет незаконными и об обязании возобновить выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.В.Рубцова
Судья: