Решение суда об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсации морального вреда № 2-2118/2017 ~ М-2340/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

...

Дело № 2-2118/17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующий Рукавишников Е.А.,

при секретаре Викторовой В.В.,

с участием истца Чигряй С.В.,

представителя ответчика Сорокиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Чигряй С.В. к администрации Октябрьского района г.Томска об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Чигряй С.В. обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Октябрьского района г.Томска включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Томск".

В обоснование требований истец указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в списки лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, включен не был. Направленное в адрес администрации Октябрьского района г.Томска заявление о включении в такой список было оставлено без удовлетворения. Считал, что данный отказ неправомерен, нарушает его права.

Истец Чигряй С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ответчика администрации Октябрьского района г.Томска Сорокина О.И. в судебном заседании полагала, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению. Поддержала письменный отзыв, в котором указано, что Чигряй С.В. не относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг возраста 23 лет. Кроме того, за истцом сохранено право пользования жилым помещением – квартирой ..., в котором он проживал совместно с матерью в несовершеннолетнем возрасте.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 3 указанной статьи закреплено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

При этом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Томской области регулируются Законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".

Согласно ч. 1 ст. 15 данного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В целях реализации данного Закона, постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений".

Из изложенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставленных по договору найма специализированного жилого помещения, если они: 1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения; 2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, но их проживание в ранее занимаемом помещении признается невозможным.

Таким образом, юридически значимыми по настоящему делу является следующие обстоятельства: во-первых, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, достиг ли истец возраста 23-х лет. В-третьих, закреплено ли за истцом жилое помещение либо имеется ли у него в его собственности жилое помещение.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что поскольку мать Чигряя С.В. – Т.М. по решению Яйского районного суда Кемеровской области от 27.01.1995 лишена родительских прав, отец В.В. – умер ..., Чигряй С.В. был помещен в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Яйский детский дом "Колокольчик", в период с 13.03.1996 по 14.01.2000 находился в указанном учреждении, с 12.01.2000 над ним назначена опека.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Яйский детский дом "Колокольчик" от 07.04.2017 №173, постановлением Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 12.01.2000 № 9-О.

17.09.2015 Чигряй С.В. обратился в администрацию Октябрьского района г.Томска с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Томск", в чем ему было отказано распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от 22.09.2015 № 1874.

Согласно письму администрации Октябрьского района г.Томска от 22.09.2015 № 2731, причиной такого отказа послужило то обстоятельство, что Чигряй С.В. на момент обращения с заявлением достиг возраста 23 лет, корме того, за ним сохранено право пользования в жилом помещении, ....

Таким образом, учитывая, что с заявлением о принятии на учет для обеспечения жильем как ребенок, оставшийся без попечения родителей, Чигряй С.В. обратился только в сентябре 2015 года, то есть по достижению возраста 24 лет, при этом ранее с таким заявлением не обращался и не состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, суд приходит к выводу, что истец не относится к категории лиц, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

При этом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено наличие уважительных причин, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Довод истца относительно того, что он был лишен возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине нахождения в местах лишения свободы, суд находит подлежащим отклонению, поскольку, во-первых, данное обстоятельство объективно не препятствовало подачи документов посредством почтовой связи, во-вторых, как видно из справки ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области от 07.02.2017, Чигряй С.В. был освобожден из указанного учреждения по отбытии срока наказания 10.10.2011, то есть в возрасте 20 лет. Таким образом, при проявлении должной заботливости и осмотрительности истец располагал возможностью для своевременной подачи соответствующего заявления.

Что касается указания истца на неисполнение органом опеки и попечительства возложенных на него обязанностей в части осуществления контроля за детьми-сиротами, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд находит его подлежащим отклонению, поскольку как указано выше, обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями носит заявительный характер и зависит от волеизъявления самого лица.

Кроме того, согласно постановлению главы Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 21.06.2003 № 652-О, за Чигряем С.В. было закреплено жилое помещение – ....

Как видно из справки паспортного стола ООО "..." от 22.08.2017, Чигряй С.В. до настоящего времени зарегистрирован в указанной квартире. Помимо него на регистрационном учете по данному адресу состоит его сестра, А.В., а также племянник Ф.А.

Согласно письму администрации Октябрьского района г.Томска от 12.05.2015 № 4097, Чигряй С.В. сохраняет право пользования указанной квартирой, так как вселился в него и проживал со своей матерью Т.М. В настоящее время данное жилое помещение входит в состав муниципальной собственности.

По сведениям администрации Октябрьского района г.Томска, решений межведомственной комиссии администрации г.Томска о признании жилого дома аварийным по указанному адресу не принималось.

Анализируя изложенное, суд считает установленным, что хотя в настоящее время Чигряй С.В. не является нанимателем жилого помещения, за ним, как за членом семьи нанимателя сохранено право пользования квартирой ..., входящей в состав муниципальной собственности и являющейся пригодной для проживания.

Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности о включении истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не имеется, в связи с чем рассматриваемое требование подлежит оставлению без удовлетворения.

Требование истца о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, исходя из данных норм, компенсация морального вреда может быть взыскана, во-первых, в случае причинения морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, во-вторых, при нарушении имущественных прав в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку право на предоставление жилья является имущественным правом, а действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда при отказе в постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, при этом, при рассмотрении дела каких-либо нарушений имущественных прав истца не установлено, то оснований для удовлетворения рассматриваемого требования не имеется.

В этой связи суд считает необходимым в иске отказать в полном объеме.

В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, понесенные истцом расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

иск Чигряй С.В. к администрации Октябрьского района г.Томска об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья (подпись)

...

...

...

...

...

...

...