Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
...
Дело № 2-2118/17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующий Рукавишников Е.А.,
при секретаре Викторовой В.В.,
с участием истца Чигряй С.В.,
представителя ответчика Сорокиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Чигряй С.В. к администрации Октябрьского района г.Томска об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Чигряй С.В. обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Октябрьского района г.Томска включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Томск".
В обоснование требований истец указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в списки лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, включен не был. Направленное в адрес администрации Октябрьского района г.Томска заявление о включении в такой список было оставлено без удовлетворения. Считал, что данный отказ неправомерен, нарушает его права.
Истец Чигряй С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района г.Томска Сорокина О.И. в судебном заседании полагала, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению. Поддержала письменный отзыв, в котором указано, что Чигряй С.В. не относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг возраста 23 лет. Кроме того, за истцом сохранено право пользования жилым помещением – квартирой ..., в котором он проживал совместно с матерью в несовершеннолетнем возрасте.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 3 указанной статьи закреплено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
При этом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Томской области регулируются Законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".
Согласно ч. 1 ст. 15 данного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В целях реализации данного Закона, постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений".
Из изложенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставленных по договору найма специализированного жилого помещения, если они: 1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения; 2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, но их проживание в ранее занимаемом помещении признается невозможным.
Таким образом, юридически значимыми по настоящему делу является следующие обстоятельства: во-первых, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, достиг ли истец возраста 23-х лет. В-третьих, закреплено ли за истцом жилое помещение либо имеется ли у него в его собственности жилое помещение.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что поскольку мать Чигряя С.В. – Т.М. по решению Яйского районного суда Кемеровской области от 27.01.1995 лишена родительских прав, отец В.В. – умер ..., Чигряй С.В. был помещен в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Яйский детский дом "Колокольчик", в период с 13.03.1996 по 14.01.2000 находился в указанном учреждении, с 12.01.2000 над ним назначена опека.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Яйский детский дом "Колокольчик" от 07.04.2017 №173, постановлением Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 12.01.2000 № 9-О.
17.09.2015 Чигряй С.В. обратился в администрацию Октябрьского района г.Томска с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Томск", в чем ему было отказано распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от 22.09.2015 № 1874.
Согласно письму администрации Октябрьского района г.Томска от 22.09.2015 № 2731, причиной такого отказа послужило то обстоятельство, что Чигряй С.В. на момент обращения с заявлением достиг возраста 23 лет, корме того, за ним сохранено право пользования в жилом помещении, ....
Таким образом, учитывая, что с заявлением о принятии на учет для обеспечения жильем как ребенок, оставшийся без попечения родителей, Чигряй С.В. обратился только в сентябре 2015 года, то есть по достижению возраста 24 лет, при этом ранее с таким заявлением не обращался и не состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, суд приходит к выводу, что истец не относится к категории лиц, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58При этом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено наличие уважительных причин, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Довод истца относительно того, что он был лишен возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине нахождения в местах лишения свободы, суд находит подлежащим отклонению, поскольку, во-первых, данное обстоятельство объективно не препятствовало подачи документов посредством почтовой связи, во-вторых, как видно из справки ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области от 07.02.2017, Чигряй С.В. был освобожден из указанного учреждения по отбытии срока наказания 10.10.2011, то есть в возрасте 20 лет. Таким образом, при проявлении должной заботливости и осмотрительности истец располагал возможностью для своевременной подачи соответствующего заявления.
Что касается указания истца на неисполнение органом опеки и попечительства возложенных на него обязанностей в части осуществления контроля за детьми-сиротами, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд находит его подлежащим отклонению, поскольку как указано выше, обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями носит заявительный характер и зависит от волеизъявления самого лица.
Кроме того, согласно постановлению главы Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 21.06.2003 № 652-О, за Чигряем С.В. было закреплено жилое помещение – ....
Как видно из справки паспортного стола ООО "..." от 22.08.2017, Чигряй С.В. до настоящего времени зарегистрирован в указанной квартире. Помимо него на регистрационном учете по данному адресу состоит его сестра, А.В., а также племянник Ф.А.
Согласно письму администрации Октябрьского района г.Томска от 12.05.2015 № 4097, Чигряй С.В. сохраняет право пользования указанной квартирой, так как вселился в него и проживал со своей матерью Т.М. В настоящее время данное жилое помещение входит в состав муниципальной собственности.
По сведениям администрации Октябрьского района г.Томска, решений межведомственной комиссии администрации г.Томска о признании жилого дома аварийным по указанному адресу не принималось.
Анализируя изложенное, суд считает установленным, что хотя в настоящее время Чигряй С.В. не является нанимателем жилого помещения, за ним, как за членом семьи нанимателя сохранено право пользования квартирой ..., входящей в состав муниципальной собственности и являющейся пригодной для проживания.
Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности о включении истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не имеется, в связи с чем рассматриваемое требование подлежит оставлению без удовлетворения.
Требование истца о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, исходя из данных норм, компенсация морального вреда может быть взыскана, во-первых, в случае причинения морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, во-вторых, при нарушении имущественных прав в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку право на предоставление жилья является имущественным правом, а действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда при отказе в постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, при этом, при рассмотрении дела каких-либо нарушений имущественных прав истца не установлено, то оснований для удовлетворения рассматриваемого требования не имеется.
В этой связи суд считает необходимым в иске отказать в полном объеме.
В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, понесенные истцом расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
иск Чигряй С.В. к администрации Октябрьского района г.Томска об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья (подпись)
...
...
...
...
...
...
...